Высший религиозный принцип




Таким образом, согласно Бхагаватам и Ману-самхите, предписанные обязанности для женщин должны быть сосредоточены на домашнем хозяйстве и муже. В Бхагаватам 7.11 описываются профессиональные обязанности человеческого общества. Далее приведены предписанные обязанности для женщин.

 

«Служить мужу, всегда желать ему добра, одинаково благожелательно относиться к его родственникам и друзьям, исполнять те же обеты, что и муж, — вот четыре правила, которым должны следовать добродетельные женщины (ШБ 7.11.25). Добродетельная женщина должна со вкусом одеваться и носить золотые украшения, чтобы доставлять удовольствие своему мужу. Всегда опрятная и привлекательная, она должна заботиться о чистоте и порядке в доме: подметать полы и мыть все водой и другими средствами. Она должна заботиться о домашней утвари, следить, чтобы в доме всегда стоял аромат благовоний и цветов, и с готовностью исполнять желания своего мужа. Скромная, правдивая, владеющая своими чувствами, она должна говорить с мужем ласково и с любовью служить ему, учитывая время и обстоятельства (ШБ 7.11.26-27). Добродетельная женщина должна быть нежадной и удовлетворенной при любых обстоятельствах. Она должна умело вести домашние дела и хорошо знать законы религии. Она всегда должна быть внимательной и чистоплотной, а речь ее — приятной и правдивой. Так добродетельная женщина должна с любовью служить своему мужу, если он не падший (28). Женщина, которая служит своему мужу, во всем следуя примеру богини процветания, непременно возвратится домой, к Богу, и вместе с мужем, преданным слугой Господа, будет счастливо жить на планетах Вайкунтхи».

Как описано в Бхагаватам, лилы Господа Рамы и Матери Ситы (ШБ 9.10.11) подтверждают этот вывод:

«Когда Господь Рамачандра ушел в лес, а Лакшмана отлучился, худший из ракшасов, Равана, похитил Ситадеви, дочь царя Видехи. Он схватил ее, как тигр хватает беззащитную овцу, когда рядом нет пастуха. После этого Господь Рамачандра вместе со Своим братом Лакшманой долго бродил по лесу, убитый горем от разлуки с женой. Так Он показал на Своем примере, что бывает с мужчиной, привязанным к женщине. Еще один урок из истории о похищении Ситы заключается в том, что женщина, какой бы могущественной она ни была в материальном мире, всегда должна находится под защитой. Как только женщина остается без защиты, она попадает в руки ракшасов вроде Раваны. Слова ваидеха-раджа-духитари указывают на то, что до замужества мать Сита была под защитой своего отца, Вайдеха-раджи. А когда она вышла замуж, ее стал опекать муж. Таким образом, женщина всегда должна быть под чьей-то защитой. Согласно ведическим правилам, женщина неспособна быть независимой (асамакшам), ибо она не в состоянии защитить себя».

Как и Бхагаватам, Ману-смрити также указывает, каковы обязанности женщины.

И в Ману-смрити недвусмысленно сказано, что женщины не должны быть независимы, они должны находиться под защитой мужчин своей семьи.

Более того, в Ману-смрити утверждается, что защита женщин – это высший религиозный принцип для всех варн:

Сейчас я представлю вечные законы для мужа и жены, которые следуют по пути долга, независимо от того, находятся ли они вместе или живут раздельно (М-с 9.2-6): Отец защищает ее в детстве, муж – в юности, а сыновья – в старости; независимость не подходит женщине никогда. Отец, которые не выдал свою дочь замуж в должное время, достоин порицания; муж, который не сближается со своей женой в надлежащее время, достоин порицания, и также достоин порицания сын, который не защищает свою мать после смерти ее мужа. Женщин следует тщательно оберегать от пагубных наклонностей, сколь бы пустяковыми они ни казались; ибо, если их не оберегать, они навлекут невзгоды на две семьи. Считая это высшим долгом всех варн, даже слабые мужья должны стараться оберегать своих жен.

Как здесь сказано, наивысшим долгом всех уровней общества является защита женщин – в частности, защита жен мужьями. В стихе 9.5. говорится, что женщинам необходимо предоставлять особую защиту, ракшья вишешатах, от пагубных наклонностей, это архаическое выражение, означающее склонность к «чувственным наслаждениям». Женщины нуждаются в защите, иначе в обществе воцарится хаос из-за сватантрии, независимости – общение между противоположными полами в обществе.

Говорится, что этот долг защиты женщин – высший долг женатых мужчин любой социальной принадлежности – дхармам-уттамам. Это означает, что все остальные нравственные и религиозные обязанности, описанные в дхарма-шастрах, не так важны.

Ману объявляет защиту женщин как высший долг, поскольку контроль чувств – это цель системы общественных правил для людей, а защита женщин как раз естественно ведёт к контролю чувств. На самом деле, те, кто практикует всевозможные авторитетные системы йоги, следуют принципам йама и нийама, предписанных видов деятельности и запретов. «»

«Во всех духовных практиках главной обязанностью человека является контроль ума и чувств», - пишет Шрила Прабхупада во введении к «Нектару наставлений». «Если человек не контролирует свой ум и чувства, он не может продвигаться в духовной жизни». В Ману-смрити подобным же образом указано, что цель жизни – не в чувственных удовольствиях (правритти), но в достижении атма-гьяны путем совершения действий, приводящих к прекращению материального существования (нивритти). Поскольку влечение между мужчиной и женщиной – это базовый принцип материального существования, и поскольку защита женщин означает свести к минимуму взаимодействия между мужчинами и женщинами в обществе, следование одному этому общественному принципу намного больше поможет членам общества контролировать свои чувства, чем следование любому другому принципу.

Некоторые люди на это возразят, что для достижения этой цели достаточно воспевать Харе Кришна махамантру, избегая греховной деятельности. Они говорят, что вследствие этого нет необходимости следовать варнашраме. Однако, следует заметить, что люди, находящиеся на промежуточной стадии развития, не могут сосредоточить свой ум на Кришне без отклонений (Гита 12.9, атха читтам самадхатум на шакноши майи стхирам). Людям на этой стадии развития требуется поддержка истинных принципов, чтобы помочь им оставаться достаточно чистыми и совершать устойчивый духовный прогресс.

Здесь мы обсуждаем уровень дхармы, то есть религиозного исполнения своих предписанных материальных обязанностей, что создаёт благоприятные предпосылки для практики бхакти и развития любви к Богу, что есть высшее достижение для души. Человек, даже практикующий бхакти, но имеющий некоторые материальные желания, не освобождается от исполнения своих социальных обязанностей, но должен совершать их как своё подношение Всевышнему.

. Как не упасть?


. Взгляд ведической культуры на разного рода сексуальное насилие и падения, связанные с сексом, заключается в том, что природа более сильна, чем воспитание и образование (самскары). Балаван индрийа-грамо видвамсам апи каршати, «Чувства настолько сильны, что могут возбудить желание даже в очень образованном человеке». Этот стих из Бхагаватам показывает, что природа – наиболее могущественный фактор, влияющий на события. Она настолько могущественна, что даже тот, кто очень сведущ в отношении принципов цивилизованного поведения, может пасть жертвой собственных чувств.

Заключение, которое можно сделать из этого, состоит в том, что каждый мужчина подвержен значительному риску сексуального насилия, даже если эта личность является его дочерью. Поэтомк в стихе упомянута духитра, дочь, наряду с матерью и сестрой. Следовательно, для контроля сексуальной агрессии и супружеских измен требуется, чтобы в самом обществе были произведены изменения для минимизации контактов между мужчинами и женщинами – даже внутри семьи – и чтобы женщины и мужчины общались в коллективе, чтобы избегать близкого общения друг с другом. Такая социализация, проводимая в соответствии с шастрой, укрепит брахманическую культуру.

Например, один преданный, родившийся в семье Шри Вайшнава брахмана, однажды рассказывал, как во время завтрака дома каждое утро его сестра готовила для отца стакан горячего молока и приносила ему. И однажды утром отец спросил у нее, сколько ей лет. «Десять», - ответила она. Затем он сказал, что впредь ему должна служить только ее мать. Эта семейная традиция идет непосредственно из Бхагаватам; цель ее ясна. Это уменьшает возможности привлечься иллюзорной энергией. Такая культура поможет членам общества в целом стать умиротворенными и духовно расти.

То, что индийский вайшнав брахман не разрешил своей юной дочери лично служить себе – это пример традиции, которой нужно следовать в обществе в целом – по крайней мере, в обществе брахманов, каком должен быть ИСККОН. Это профилактическая мера.

Фундаментальной причиной является природа, свабхава. Как показала история, сложнее всего преданным избегать незаконных половых отношений. Это неудивительно, ведь влечение между мужчиной и женщиной – это базовый принцип материальной жизни. Ведическая дхарма существует именно для снижения полового влечения. «Принципами шрути и смрити следует руководствоваться не только в духовной, но и в материальной жизни». (Шрила Прабхупада, ШБ 4.18.3, комментарий). Другими словами, человек должен следовать правилам, регулирующим социальные отношения, не думая самоуверенно, что он (она) способен хорошо контролировать чувства. Профилактика всегда лучше и успешней, чем лечение уже развившейся болезни.

Мы должны не только давать другим сознание Кришны, мы также должны подавать безукоризненный пример образа жизни, который поддерживает его в соответствии с традицией, которую мы получили от Шрилы Прабхупады.

Практические шаги

После многих философских аргументов в пользу цивилизованных духовных отношений между мужчинами и женщинами в Обществе сознания Кришны мы хотели обсудить конкретные шаги, которые будут воплощением этой философии в жизни.

Защита женщин мужчинами предполагает защиту в пределах своей семьи. Мужчине не следует думать, что он лично и непосредственно должен защищать всех женщин, нуждающихся в защите. Само по себе это приведёт к нарушению этикета, неконтролируемому общению с противоположным полом и к падению. Если Вы можете позаботиться о членах своей семьи, то это создаёт предпосылки к тому, что они в свою очередь смогут заботиться о других. Так, если вы решаете эту задачу защиты других через свою супругу или мать, или дочь, то это также замечательно. Понятно, что в Кали-югу много одиноких незащищённых женщин, и общество преданных не является исключением. На самом деле статистика показывает, что в каждой религии женщин больше чем мужчин. Не имея прибежища в миру, они приходят за ним к Богу. Поэтому важно, чтобы этим матаджи была предложена защита на том уровне, на котором община способна её обеспечить. Каждый, будь это женщина или мужчина, нуждается в духовном прибежище и наставничестве, эмоциональной заботе и практической помощи. Эти потребности могут быть удовлетворены в группах духовного общения, которые помогут развить отношения и чувство большой семьи. Старшие матаджи-грихастхи могут с успехом заботиться о незамужних матаджи и также быть наставницами для замужних женщин.

Старшие и опытные незамужние матаджи могут опекать матаджи своей категории, то есть тех, кто не собирается замуж. Когда незащищённые начинают взаимно заботиться о других незащищённых, то все они обретают большую силу и устойчивость.

Во всех случаях важно помнить, что наставник должен (должна) быть того же пола и социального статуса, что и подопечные, тогда обучение жизни в сознании Кришны и защита будут поддерживать социальную и духовную стабильность в обществе преданных.

Исходя из этих истин мы всегда просим и настаиваем, чтоб наставники-грихастхи приходили вдвоём на собрание наставников, и затем вдвоём же проводили свои программы с подопечными. Это делает семью очень динамичным и защищённым проповедническим тандемом. Даже если один из партнёров более активен, а другой (другая) в силу определённых причин проявляет меньшую активность, всё равно это совместное участие и осведомлённость способствуют взаимопониманию между супругами и взаимной защищённости от посягательств со стороны противоположного пола и от незаконных привязанностей. Затем какие-то индивидуальные встречи с подопечными должны проходить отдельно, то есть мужчина общается с мужчинами, жена – с женщинами.

Ваш супруг (супруга) немедленно почувствуют изменение вашего поведения и манеры говорить в присутствии противоположного пола. Вы будете удивлены, заметив, что когда вы разговариваете с какими-то матаджи, пытаясь решить их, как вам кажется серьёзнейшие жизненные проблемы, которые можете (по их словам) решить только вы, то вдруг, когда к вам в разгар разговора подходит ваша супруга, то разговор сразу сам собой затихает и проблемы прекращаются.

В действительности в семейных конфликтах мы обычно с глубоким сочувствием и пониманием относимся к ревности со стороны одного из супругов, потому что в 99 процентах случаев эта ревность вполне обоснована, даже если мы сами этого не замечаем. Следует рассматривать такую ревность как милость Кришны, который защищает нас от падения через нашу супругу (супруга) на самых ранних этапах возникновения незаконных привязанностей.

Важно понять, что когда мы входим в роль наставника по отношению к противоположному полу, то неизбежно тонко эмоционально привязываем этого человека к себе, а также незаметно для себя привязываемся сами. Если ваши подопечные – преданные противоположного пола, то это незаконно, опасно и жестоко по отношению к людям, так как развивает незаконные привязанности и зависимость в их умах. Поэтому женщины должны помогать женщинам, а мужчины – мужчинам.

Пожалуйста, не думайте, что вы – исключение из правил, что можете им не следовать, и при этом майя вас не коснётся. Если вы не боитесь майи, то это как раз первейший признак того, что вы уже в майе, которая, как известно, имеет две функции: вначале обволакивает и успокаивает, а затем стаскивает вниз. Но нет пределов глубине иллюзии, в которую мы можем попасть.

Если вы администратор в храме и вынуждены руководить преданными в их служении, то не следует непосредственно занимать служением преданных противоположного пола. Нельзя непосредственно просить чью-то жену (мужа в случае, если вы женщина) выполнить служение, нужно обратиться к её супругу (супруге), и только если он (она) согласны, то можно объяснить детали служения. Как исключение, вы можете встретиться с парой вместе, либо в присутствии своей супруги. Соблюдение этого правила укрепит взаимоотношения в семье и вызовет уважение к вам со стороны преданных.

Не следует оправдывать непосредственные контакты с противоположным полом своей проповедью. Нет проповеди более важной, чем чистая примерная репутация и поведение. Даже если вы не занимаете никакого официального положения лидера, строгое следование культуре Вайшнавских отношений сразу ставит вас в положение лидера, потому что вы естественно будете примером, на котором другие смогут сосредоточить свою веру. Тем более это применимо в случае, если вы находитесь в положении официального лидера в обществе преданных.

Брахмачари и мужчины-грихастхи должны поддерживать вайшнавское уважение по отношению к женщинам-преданным, считая их своими матерями и не становясь фамильярными или развязными по отношению к ним и не развивая с ними дружеских отношений.

 

Никогда ни под каким предлогом не общайтесь с противоположным полом наедине или так, что никто не слышит, о чём вы говорите.

В настоящее время преданные начинают строиться и селиться вместе, и это замечательно. Однако, как показывает опыт, часто это заканчивается разрушением семей. Поэтому позаботьтесь о том, что когда вы строитесь, у каждой семьи была изолированная квартира, со своими удобствами и кухней, для того, чтобы избежать неконтролируемого неизбежного соприкосновения с противоположным полом помимо своего супруга (супруги). По этой же причине крайне неблагоприятно, когда несколько семей смешиваются и живут в одной квартире, даже если это родственники.

Один из важных принципов заключается в том, что когда женщина служит мужчине или наоборот, то служение очень тонко и сильно обязывает и привязывает друг к другу, в особенности если человека лично кормят. По этой причине жена должна стараться готовить своему мужу и лично кормить его, и, соответственно, такого служения вне брака следует избегать.

Вайшнавский этикет предполагает, что мужчина и женщина никогда не должны физически соприкасаться (даже своей одеждой), за исключением своих супругов.

Фактически этикет означает ограничение контакта своих чувств с объектами чувств. Нарушения этикета взаимоотношений начинаются со взгляда, когда вы позволяете своим глазам задержаться на объекте чувств более доли секунды, либо возвращаете глаза к объекту наслаждения вновь и вновь. Через глаза, если их не контролировать, привязанность к объекту проникает глубоко в ум и вызывает памятование об объекте чувств и затем устойчивую медитацию не него. Далее – сознание замутняется, что приводит к маде, безумию, в котором человек в порыве страсти готов переступить через любые социальные нормы и здравый смысл, и совершает поступки, разрушающие его жизнь и жизнь всех окружающих.

Следование традиции этикета способно предупредить такого рода вначале незаметное сползание сознания в пропасть страсти и невежества.

Попробуйте строго практиковать эти принципы этикета, и вы увидите, насколько проще вам будет контролировать свой ум, вы почувствуете себя намного более умиротворённым, потому что уровень страсти будет немедленно понижаться. Соответственно, вы обнаружите, что вам будет легче сосредоточиться на святом имени и чтении писаний, а вкус к духовной жизни станет более доступным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: