Методика обучения техническому действию в плавании.




Овакимян М.Р Плавание

Методы обучения – это такие способы и приемы работы педагога, применение которых обеспечивает быстрое и качественное решение поставленной
Задачи – освоение навыка плавания. При обучении пользуются тремя основными группами методов: словесными, наглядными и практическими.

Словесные методы. Используя данную группу методов, педагог помогает

ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму,

содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки.

Краткая, точная, образная и понятная речь педагога повышает эффективность

применения этих методов.

Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогая решению

учебных и воспитательных задач, показывает отношение педагога к делу, ученикам, стимулирует их активность, уверенность, интерес.

Описание используется для создания предварительного представления об

изучаемом движении.

Объяснение отвечает на основной вопрос, почему надо делать так, и является методом развития логического, сознательного отношения к учебному материалу.

Рассказ применяется, преимущественно, при организации игр.

Беседа в форме вопросов и ответов повышает самостоятельность и активность учеников, помогает педагогу лучше узнать их.

Разбор игры или подведение итогов урока проводится после выполнения

какого-либо задания. Анализируются и обсуждаются допускаемые ошибки при

выполнении упражнений.

Указание чаще всего носит методический характер, акцентируя внимание

на деталях или ключевых моментах выполняемого движения, освоение которых

дает возможность выполнить упражнение в целом. Методические указания на

уроках плавания даются для предупреждения и устранения ошибок перед выполнением каждого упражнения, во время и после него.

Команды и распоряжения применяются для управления группой и процессом обучения. Команды определяют начало и окончание движения, место,

направление, темп и продолжительность выполнения учебных заданий. Команды делятся на предварительные и исполнительные. На уроках плавания вместо

предварительных команд пользуются распоряжениями. Например: «опустить

лицо в воду», «сделать глубокий вдох», «положить руки на доску».

Подсчет применяется для создания необходимого темпа и ритма выполнения движений, а также для мобилизации внимания на отдельных ключевых

моментах техники выполняемых упражнений. Подсчет в плавании применяется

только на начальных этапах обучения.

Использование наглядных методов помогает создать у занимающихся

представление об изучаемом движении, что особенно важно при обучении

спортивной технике плавания. Наряду с «образным» объяснением, наглядное

восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и

прочному его освоению.

Показ изучаемого движения или техники способа плавания применяется

на протяжении всего курса обучения плаванию. Показ должен проводиться

только квалифицированным пловцом. С тем, чтобы подчеркнуть наиболее существенные детали техники, можно показать их в медленном темпе, с остановкой, с максимальным расслаблением или, наоборот, с максимальным приложением усилий.

Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих физических упражнений.

Негативный показ преподавателя «как не надо делать» допустим только

при условии, если ученики могут анализировать свои ошибки и способны к ним

относиться критически.

Учебные и наглядные пособия – рисунки, плакаты – применяются при необходимости отобразить такие детали техники или упражнения, которые трудно показать или объяснить.

Жестикуляция значительно повышает эффективность обучения плаванию.

Условия работы в бассейне – повышенный шум, возникающий при плавании и

выполнении упражнений. В результате плеска воды и брызг затрудняется восприятие команд и указаний педагога. Поэтому преподавателями применяется

большой арсенал условных сигналов и жестов, позволяющих уточнять технику и

исправлять возникающие ошибки.

Практические методы включают в себя: метод упражнений, соревновательный и игровой. Применяются эти методы для развития практических умений и навыков при обучении плаванию.

Метод упражнений. Этот метод характеризуется многократным выполнением движения в целом и по частям, с учетом величины физической нагрузки.

Разучивание «по частям» облегчает освоение техники плавания, уменьшает количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения

и повышает его качество. Основу метода разучивания по частям составляет

система подводящих упражнений, последовательное изучение которых ведет в

конечном итоге к освоению способа плавания в целом.

Разучивание «в целом» применяется на завершающих этапах освоения

техники способа плавания. Сюда входит плавание с полной координацией движений, а также плавание с помощью движений ног и рук с различными вариантами сочетания этих движений.

Игровой метод – широко применяется на начальном этапе обучения плаванию. В игровом методе всегда есть сюжетное содержание. Для него характерны: 1) эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры; 2) вариативное применение полученных умений и навыков в связи с

изменяющимися условиями игры; 3) умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях; 4) комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств.

Игра повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим

средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных

для плавания.

Соревновательный метод обучения в разных формах применяется на

всех этапах учебно-тренировочного процесса. Используется для повышения

уровня эмоциональности, увеличения двигательной активности. Его отличают

следующие признаки: 1) достижение победы в результате предельной мобилизации своих возможностей; 2) умение показывать максимальный уровень физической и психической подготовленности в борьбе за победу.

Средства обучения

 

К основным средствам обучения плаванию относятся следующие группы

физических упражнений:

• общеразвивающие и специальные физические упражнения;

• подготовительные упражнения по освоению с водой;

• учебные прыжки в воду;

• игры и развлечения на воде;

• упражнения для изучения техники спортивных способов плавания.

Общеразвивающие и специальные физические упражнения. Группа упражнений, выполняемая на суше (в зале), которая содействует общему развитию

занимающихся, развитию необходимых для успешного обучения плаванию физических качеств, более быстрому освоению техники плавания и др. Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений выполняется в подготовительной

части урока по плаванию, его содержание зависит от задач занятия. Комплекс упражнений готовит занимающихся к освоению учебного материала в непривычных

условиях водной среды и включает в себя общеподготовительные упражнения

(бег, ходьба, упражнения стоя на месте – наклоны, приседания, повороты, упражнения на гибкость), специально-подготовительные упражнения (движения, сходные по координационной структуре и характеру нервно-мышечных напряжений с

плавательными движениями – упражнения для развития подвижности в голеностопных, коленных, тазобедренных, плечевых суставах, межпозвоночных сочленениях; для развития мышц, участвующих в гребке; для изучения чередования

напряжения и расслабления мышц). Применение этих упражнений способствует

созданию необходимых условий для более быстрого и качественного овладения

отдельными элементами техники плавания.

Подготовительные упражнения по освоению с водой. Эта группа упражнений применяется с целью: формирования основных ощущений, в условиях водной (непривычной) среды; устранения страха перед водой и психологической подготовки к обучению; освоения рабочих поз пловца и навыка дыхания

в воде. Все это является подготовкой к освоению навыка плавания.

Упражнения по освоению с водой обязательно должны выполнять занимающиеся всех возрастов, любой подготовленности – от не умеющих держаться на воде до хорошо плавающих по-своему. Они служат основным учебным

материалом первых уроков плавания, а также игр и развлечений на воде. В занятиях используют следующие подгруппы упражнений:

- контрастные упражнения;

- упражнения на погружение;

- упражнения на всплывание;

- упражнения на лежание;

- упражнения на скольжение;

- упражнения на дыхание.

Контрастные упражнения. Служат для ознакомления с физическими

свойствами воды: плотностью, вязкостью, температурой, выталкивающей силой воды. Выполнение этих упражнений помогает: 1) быстрее освоиться с водой; 2) «снять» чувство страха перед новой, непривычной средой; 3) научиться

опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями

(ладонью, предплечьем, стопой, голенью).

Упражнения:

1. Ходьба по дну бассейна (на месте, держась за дорожку).

2. Ходьба по дну бассейна, но без опоры.

3. Бег на месте.

4. Бег с продвижением вперед и назад (акцент на движения рук).

5. Поочередные движения ногами (как при игре в футбол).

6. Гребки руками одновременно и попеременно в разных направлениях

(«режем» и «давим» воду).

7. «Полоскание белья». Стоя на дне, выполнять разнонаправленные движения руками (вправо-влево, вперед-назад) с изменением темпа движений.

8. «Пишем восьмерки». Стоя на дне, выполнять гребковые движения руками перед собой, сбоку от себя.

9. Опустившись в воду до подбородка, описывать руками «восьмерки»

стараясь медленно оторвать ноги от дна и удержаться на поверхности.

Упражнения на погружение. Предназначены для: 1) преодоления инстинктивного страха перед погружением под воду; 2) обучения открыванию

глаз и ориентировке в воде.

Упражнения:

1. Набрать в ладони воду и умыться.

2. Стоя у бортика бассейна и держась за него руками, сделать вдох, задержать дыхание и медленно погрузиться под воду до уровня носа.

3. То же, но погрузившись в воду до уровня глаз.

4. То же, но погрузившись в воду с головой.

5. То же, но не держась за бортик бассейна.

6. «Сядь на дно». Сделать вдох, задержать дыхание и, погрузившись под

воду, попытаться сесть на дно.

7. Погрузившись под воду, открыть глаза и сосчитать количество облицовочных плиток до дна бассейна.

8. «Достань клад». Погрузившись вод воду, открыть глаза и найти игрушку, брошенную на дно бассейна.

9. Упражнение в парах – «Водолазы». Погрузившись под воду, открыть

глаза и сосчитать количество пальцев, поднесенных к лицу партнером.

Методические указания: Обратить внимание занимающихся на недопустимость

вытирания лица руками и обязательное открывание глаз в воде.

Упражнения на всплывание. Направлены на: 1) ознакомление с непривычным состоянием невесомости; 2) ознакомление с выталкивающей силой воды.

Упражнения:

«Поплавок». Сделать полный вдох, задержать дыхание и, медленно погрузившись под воду, принять положение плотной группировки (подбородок должен упираться в согнутые колени). В этом положении нужно

сосчитать до десяти, затем всплыть на поверхность.

Методические указания: Необходимо помнить, что у некоторых людей при

полном вдохе тело не приобретает положительной плавучести и не всплывает –

им не следует выполнять это упражнение.

Упражнения на лежание. Во время выполнения данной группы упражнений происходит: 1) освоение навыка лежания на воде в горизонтальном положении (на груди и на спине); 2) освоение возможного изменения положения тела в воде; 3) освоение навыка перехода из горизонтального в вертикальное

положение.

Упражнения:

1. «Медуза». Выполнив упражнение «Поплавок», расслабить руки и ноги.

2. «Звездочка» на груди. Из положения «поплавок» развести ноги и руки

в стороны.

3. Сделав «Звездочку» на груди, несколько раз соединить и развести ноги

и руки.

4. «Звездочка» на спине. Опуститься в воду по шею; затем опустить затылок в воду (смотреть строго вверх), чтобы уши находились в воде.

Оттолкнуться от дна и развести руки и ноги в стороны.

5. Переход из положения лежа на груди в вертикальное положение. Исходное положение: лежа на груди и держась руками за бортик бассейна. Одновременно подтягивая колени к груди (принять положение

группировки) и встать на дно бассейна или подводную ступень.

6. То же, но в без опорном положении.

7. Переход из положения лежа на спине в положение лежа на груди. Исходное положение: лежа на спине, боком к бортику бассейна и держась за него одной рукой. Не сгибая ноги в коленных суставах, отвести таз максимально назад-вниз (сесть), затем согнуть ноги в коленных

суставах и встать на дно бассейна или подводную ступень.

8. То же, но в без опорном положении.

Методические указания: Все упражнения (особенно людьми страдающими водобоязнью) могут выполняться с поддерживающими поясами. Обратить внимание занимающихся на движения руками во время выполнения упражнений.

Упражнения на скольжение позволяют решить следующие задачи: 1) освоение равновесия и обтекаемого положения тела; 2) формирование умения вытягиваться вперед в направлении движения; 3) освоение горизонтального «рабочего» положения тела.

Упражнения:

1. Скольжение на груди, руки вытянуты вверх (в «стрелку»).

2. Скольжение на груди, правая рука вверху, левая внизу (вдоль туловища).

3. То же, но поменяв положение рук.

4. Скольжение на спине, руки вдоль туловища.

5. То же, но правая рука вверху, левая внизу (вдоль туловища).

6. То же, но поменяв положение рук.

Методические указания: Следить за ровным и вытянутым положением тела, а

также сохранением устойчивого равновесия при скольжении.

Упражнения на дыхание способствуют: 1) освоению навыка задержки

дыхания на вдохе; 2) формированию умения делать выдох-вдох с задержкой

дыхания на вдохе; 3) освоению выдохов в воду.

Упражнения:

1. Набрать в ладони воду и, сделав губы трубочкой, мощным выдохом

выдуть воду с ладоней.

2. Опустить губы к поверхности воды и выдуть в ней лунку (как дуют на

горячий чай).

3. Сделать вдох, а затем, опустив губы в воду, – выдох (как «лошадка»).

4. То же, но опустив лицо в воду.

5. То же, но погрузившись под воду с головой.

6. Сделать 10 выдохов в воду, поднимая и опуская лицо в воду. (Для вдоха поднимать голову лицом вперед).

7. То же, но поворачивая голову для вдоха вправо.

8. То же, но влево.

Методические указания: При выполнении упражнений необходимо следить за

полным выдохом и быстрым вдохом.

Учебные прыжки в воду. Они помогают решать разнообразные задачи: 1) снять страх перед водой и быстрее освоиться с новой средой, овладеть

умением выполнять гребковые движения в воде; 2) подготовиться к успешному

освоению старта и элементов прикладного плавания, ориентирования под водой; 3) содействовать воспитанию смелости и уверенности.

. Обучение плаванию способом кроль на груди

Обучение способу начинается с выполнения (успешного освоения) подготовительных упражнений по освоению с водой.

Упражнения для изучения техники движения ног и дыхания

Упражнения, выполняемые у неподвижной опоры (борт бассейна).

1. И.п. – сидя на бортике бассейна, принять упор сидя сзади. Опустив ноги в воду, выполнить движения прямыми ногами кролем, под команду и счет

преподавателя.

2. И.п. – лежа на груди, упор руками в борт бассейна (лучше на предплечья), подняв к поверхности воды таз и пятки. Выполнить движения ногами кролем, под команду и счет преподавателя.

3. То же, но с выдохом в воду.

Упражнения, выполняемые с подвижной опорой (доска для плавания).

4. И.п. – лежа на груди, хват за середину дальнего края доски. Плавание

при помощи движений ногами кролем.

5. И.п. – лежа на груди, хват доски сбоку. Плавание при помощи движений ногами кролем (на задержке дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду).

6. И.п. – лежа на груди, правая рука вверху (хват за середину ближнего

края доски), левая внизу (прижата вдоль туловища). Плавание при помощи

движений ногами кролем (на задержке дыхания, с произвольным дыханием, с

выдохом в воду).

7. То же, но другая рука.

Упражнения, выполняемые в без опорном положении.

8. И.п. – лежа на груди, руки вдоль туловища. Плавание при помощи

движений ногами кролем, на задержке дыхания.

9. И.п. – лежа на груди, правая рука вверху, левая внизу (вдоль туловища). Плавание при помощи движений ногами кролем (на задержке и с произвольным дыханием).

10. То же, но другая рука.

11. И.п. – лежа на груди, руки вверху. Плавание при помощи движений

ногами кролем (на задержке и с произвольным дыханием).

Типичные ошибки:

- сильное сгибание ног в коленных суставах;

- носки – «сапоги»;

- движения выполняются от колена, а не от бедра;

Методические указания:

- выполнить «фонтан» ногами;

- ноги прямые, не сгибать;

- носки «оттянуть».

Упражнения для изучения техники движения рук и дыхания

Упражнения, выполняемые стоя на дне бассейна (или на суше).

1. И.п. – стоя, в наклоне вперед (плечи в воде, подбородок касается воды),

правая рука вверху, левая внизу. Выполнить движения как при плавании кролем на груди (смотреть вперед, туловище не раскачивать; гребок выполнять под

живот; заканчивать гребок у бедра).

2. То же, но на задержке дыхания.

3. И.п. – стоя, в наклоне вперед (плечи в воде, подбородок касается воды),

правая рука вверху, левая внизу. Движения правой рукой: 1 – выполнить фазу

«подтягивания» (согнуть руку в локтевом суставе); 2 – выпрямить руку, касаясь

большим пальцем бедра («отталкивание»); 3 – поднять локоть из воды («вытащить руку из кармана»); 4 – «пронос» руки по воздуху.

4. То же, но другой рукой.

5. И.п. – стоя, в наклоне вперед (плечи в воде, подбородок касается воды),

руки вверху. Движения правой рукой: 1 – коснуться большим пальцем бедра

(выполнить гребок под живот); 2 – выполнить «пронос» руки по воздуху (с высоким локтем). После вкладывания руки в воду – потянуться вперед.

6. То же, но другой рукой.

7. И.п. – стоя, в наклоне вперед, правая рука вверху, левая рука внизу

(прижата вдоль туловища). Выполнить вдох в сторону прижатой левой руки,

затем опустить (повернуть) лицо в воду и сделать выдох.

8. То же, но в другую сторону.

9. И.п. – стоя, в наклоне вперед. Правая рука выполняет упор о колено,

левая рука внизу (в положении окончания гребка). Голова лежит щекой на воде,

смотреть на левую руку. Выполнить вдох, опустить (повернуть) лицо в воду и

сделать выдох с одновременным проносом левой руки по воздуху (как при плавании кролем).

10. То же, другой рукой (в другую сторону).

11. И.п. – стоя, в наклоне вперед (плечи в воде, лицо опущено в воду), руки вверху. Движения правой рукой: 1 – выполнить гребок под живот (коснуться

большим пальцем бедра), 2 – «пронос» (с высоким локтем) и вкладывание руки

в воду. После вкладывания руки в воду – потянуться вперед. Упражнение выполняется на задержке дыхания.

12. То же, но другой рукой.

13. И.п. – стоя, в наклоне вперед (плечи в воде, лицо опущено в воду), руки вверху. Движения правой рукой: 1 – выполнить гребок под живот (коснуться

большим пальцем бедра) – вдох, 2 – «пронос» (с высоким локтем) и вкладывание руки в воду – выдох. После вкладывания руки в воду – потянуться вперед.

14. То же – другой рукой.

15. И.п. – стоя, в наклоне вперед (плечи в воде, лицо опущено в воду), руки вверху. Выполнить попеременные движения правой и левой рукой, как при

плавании кролем. Вдох выполнять сначала только под правую руку, затем

только под левую.

Упражнения, выполняемые у неподвижной опоры (борт бассейна).

16. И.п. – лежа на груди, ноги – кроль, руки вверху (держатся за борт бассейна). Выполнить движение кролем правой рукой. Упражнение выполняется

на задержке дыхания.

17. То же, но левой рукой.

18. То же, но попеременно правой рукой и левой рукой.

19. И.п. – лежа на груди, ноги – кроль, правая рука вверху (держится за

борт), левая внизу (вдоль туловища). Выполнить вдох в сторону прижатой левой руки, затем опустить (повернуть) лицо в воду и сделать выдох.

20. То же, но в другую сторону.

21. И.п. – лежа на груди, ноги – кроль, правая рука вверху (держится за

борт), левая внизу (вдоль туловища, в положении окончания гребка). Голова

лежит щекой на воде, смотреть на левую руку. Выполнить вдох, опустить (повернуть) лицо в воду и сделать выдох с одновременным проносом левой руки

по воздуху (как при плавании кролем).

22. То же, другой рукой (в другую сторону).

23. И.п. – лежа на груди (плечи в воде, лицо опущено в воду), ноги –

кроль, руки вверху (держатся за борт). Движения правой рукой: 1 – выполнить

гребок под живот (коснуться большим пальцем бедра) – вдох, 2 – «пронос»

(с высоким локтем) и вкладывание руки в воду – выдох. После вкладывания

руки в воду – потянуться вперед.

24. То же – другой рукой.

25. И.п. – лежа на груди (плечи в воде, лицо опущено в воду), ноги –

кроль, руки вверху (держатся за борт). Выполнить попеременные движения

правой и левой рукой, как при плавании кролем. 1 – движение правой рукой

(вдох), 2 – движение левой рукой (выдох), 3-4 – пауза.

26. То же, другой рукой.

Упражнения, выполняемые с подвижной опорой (доска для плавания).

27. И.п. – лежа на груди, ноги – кроль, руки вверху (хват за середину

ближнего края доски). Выполнить движение кролем правой рукой. Упражнение

выполняется на задержке дыхания.

28. То же, но левой рукой.

29. То же, но попеременно правой рукой и левой рукой.

30. И.п. – лежа на груди, ноги – кроль, правая рука вверху (хват за середину ближнего края доски), левая внизу (вдоль туловища). Выполнить вдох в

сторону прижатой левой руки, затем опустить (повернуть) лицо в воду и сделать выдох.

31. То же, но в другую сторону.

32. И.п. – лежа на груди, ноги – кроль, руки вверху (хват за середину

ближнего края доски). Движения правой рукой: 1 – выполнить гребок под живот (коснуться большим пальцем бедра) – вдох, 2 – «пронос» (с высоким локтем) и вкладывание руки в воду – выдох. После вкладывания руки в воду – потянуться вперед.

33. То же – другой рукой.

34. И.п. – лежа на груди, ноги – кроль, руки вверху (хват за середину

ближнего края доски). Выполнить попеременные движения правой и левой рукой, как при плавании кролем. 1 – движение правой рукой (вдох), 2 – движение

левой рукой (выдох), 3-4 – пауза.

35. То же, другой рукой.

Упражнения, выполняемые в без опорном положении.

Выполнить упражнения 27-35, но без доски.

Типичные ошибки:

- короткие гребки руками;

- резкий выход руки из воды;

- излишне узкое (за продольную ось тела) или широкое вкладывание рук

в воду;

- во время выполнения вдоха, плечи и щека отрываются от воды;

- вдох выполняется во время проноса руки по воздуху;

- поворот туловища и ног на бок во время выполнения вдоха.

Методические указания:

- гребок выполнять до бедра, и остановив руку, вытащить ее из воды;

- вкладывать руки в воду на ширине плеч;

- щека и ухо лежат на воде;

- вдох выполнять только в конце гребка, выдох начинать сразу после поворота лица в воду;

- стабилизировать положение таза, напрягая мышцы туловища и ног;

- непрерывные движения ногами кролем.

Упражнения для изучения согласования движений

1. Плавание кролем, в полной координации, на задержке дыхания.

2. Плавание кролем, в полной координации, с произвольным дыханием.

Вдох выполнять один раз на несколько гребков руками.. Обучение плаванию способом кроль на груди Обучение способу начинается с выполнения (успешного освоения) подготовительных упражнений по освоению с водой. Упражнения для изучения техники движения ног и дыхания Упражнения, выполняемые у неподвижной опоры (борт бассейна). 1. И.п. – сидя на бортике бассейна, принять упор сидя сзади. Опустив ноги в воду, выполнить движения прямыми ногами кролем, под команду и счет преподавателя. 2. И.п. – лежа на груди, упор руками в борт бассейна (лучше на предплечья), подняв к поверхности воды таз и пятки. Выполнить движения ногами кролем, под команду и счет преподавателя. 3. То же, но с выдохом в воду. Упражнения, выполняемые с подвижной опорой (доска для плавания). 4. И.п. – лежа на груди, хват за середину дальнего края доски. Плавание при помощи движений ногами кролем. 5. И.п. – лежа на груди, хват доски сбоку. Плавание при помощи движений ногами кролем (на задержке дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду). 35 6. И.п. – лежа на груди, правая рука вверху (хват за середину ближнего края доски), левая внизу (прижата вдоль туловища). Плавание при помощи движений ногами кролем (на задержке дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду). 7. То же, но другая рука. Упражнения, выполняемые в без опорном положении. 8. И.п. – лежа на груди, руки вдоль туловища. Плавание при помощи движений ногами кролем, на задержке дыхания. 9. И.п. – лежа на груди, правая рука вверху, левая внизу (вдоль туловища). Плавание при помощи движений ногами кролем (на задержке и с произвольным дыханием). 10. То же, но другая рука. 11. И.п. – лежа на груди, руки вверху. Плавание при помощи движений ногами кролем (на задержке и с произвольным дыханием). Типичные ошибки: - сильное сгибание ног в коленных суставах; - носки – «сапоги»; - движения выполняются от колена, а не от бедра; Методические указания: - выполнить «фонтан» ногами; - ноги прямые, не сгибать; - носки «оттянуть». Упражнения для изучения техники движения рук и дыхания Упражнения, выполняемые стоя на дне бассейна (или на суше). 1. И.п. – стоя, в наклоне вперед (плечи в воде, подбородок касается воды), правая рука вверху, левая внизу. Выполнить движения как при плавании кролем на груди (смотреть вперед, туловище не раскачивать; гребок выполнять под живот; заканчивать гребок у бедра). 2. То же, но на задержке дыхания. 3. И.п. – стоя, в наклоне вперед (плечи в воде, подбородок касается воды), правая рука вверху, левая внизу. Движения правой рукой: 1 – выполнить фазу «подтягивания» (согнуть руку в локтевом суставе); 2 – выпрямить руку, касаясь большим пальцем бедра («отталкивание»); 3 – поднять локоть из воды («вытащить руку из кармана»); 4 – «пронос» руки по воздуху. 4. То же, но другой рукой. 5. И.п. – стоя, в наклоне вперед (плечи в воде, подбородок касается воды), руки вверху. Движения правой рукой: 1 – коснуться большим пальцем бедра (выполнить гребок под живот); 2 – выполнить «пронос» руки по воздуху (с высоким локтем). После вкладывания руки в воду – потянуться вперед. 6. То же, но другой рукой. 7. И.п. – стоя, в наклоне вперед, правая рука вверху, левая рука внизу (прижата вдоль туловища). Выполнить вдох в сторону прижатой левой руки, затем опустить (повернуть) лицо в воду и сделать выдох. 8. То же, но в другую сторону. 9. И.п. – стоя, в наклоне вперед. Правая рука выполняет упор о колено, левая рука внизу (в положении окончания гребка). Голова лежит щекой на воде, 36 смотреть на левую руку. Выполнить вдох, опустить (повернуть) лицо в воду и сделать выдох с одновременным проносом левой руки по воздуху (как при плавании кролем). 10. То же, другой рукой (в другую сторону). 11. И.п. – стоя, в наклоне вперед (плечи в воде, лицо опущено в воду), руки вверху. Движения правой рукой: 1 – выполнить гребок под живот (коснуться большим пальцем бедра), 2 – «пронос» (с высоким локтем) и вкладывание руки в воду. После вкладывания руки в воду – потянуться вперед. Упражнение выполняется на задержке дыхания. 12. То же, но другой рукой. 13. И.п. – стоя, в наклоне вперед (плечи в воде, лицо опущено в воду), руки вверху. Движения правой рукой: 1 – выполнить гребок под живот (коснуться большим пальцем бедра) – вдох, 2 – «пронос» (с высоким локтем) и вкладывание руки в воду – выдох. После вкладывания руки в воду – потянуться вперед. 14. То же – другой рукой. 15. И.п. – стоя, в наклоне вперед (плечи в воде, лицо опущено в воду), руки вверху. Выполнить попеременные движения правой и левой рукой, как при плавании кролем. Вдох выполнять сначала только под правую руку, затем только под левую. Упражнения, выполняемые у неподвижной опоры (борт бассейна). 16. И.п. – лежа на груди, ноги – кроль, руки вверху (держатся за борт бассейна). Выполнить движение кролем правой рукой. Упражнение выполняется на задержке дыхания. 17. То же, но левой рукой. 18. То же, но попеременно правой рукой и левой рукой. 19. И.п. – лежа на груди, ноги – кроль, правая рука вверху (держится за борт), левая внизу (вдоль туловища). Выполнить вдох в сторону прижатой левой руки, затем опустить (повернуть) лицо в воду и сделать выдох. 20. То же, но в другую сторону. 21. И.п. – лежа на груди, ноги – кроль, правая рука вверху (держится за борт), левая внизу (вдоль туловища, в положении окончания гребка). Голова лежит щекой на воде, смотреть на левую руку. Выполнить вдох, опустить (повернуть) лицо в воду и сделать выдох с одновременным проносом левой руки по воздуху (как при плавании кролем). 22. То же, другой рукой (в другую сторону). 23. И.п. – лежа на груди (плечи в воде, лицо опущено в воду), ноги – кроль, руки вверху (держатся за борт). Движения правой рукой: 1 – выполнить гребок под живот (коснуться большим пальцем бедра) – вдох, 2 – «пронос» (с высоким локтем) и вкладывание руки в воду – выдох. После вкладывания руки в воду – потянуться вперед. 24. То же – другой рукой. 25. И.п. – лежа на груди (плечи в воде, лицо опущено в воду), ноги – кроль, руки вверху (держатся за борт). Выполнить попеременные движения правой и левой рукой, как при плавании кролем. 1 – движение правой рукой (вдох), 2 – движение левой рукой (выдох), 3-4 – пауза. 26. То же, другой рукой. 37 Упражнения, выполняемые с подвижной опорой (доска для плавания). 27. И.п. – лежа на груди, ноги – кроль, руки вверху (хват за середину ближнего края доски). Выполнить движение кролем правой рукой. Упражнение выполняется на задержке дыхания. 28. То же, но левой рукой. 29. То же, но попеременно правой рукой и левой рукой. 30. И.п. – лежа на груди, ноги – кроль, правая рука вверху (хват за середину ближнего края доски), левая внизу (вдоль туловища). Выполнить вдох в сторону прижатой левой руки, затем опустить (повернуть) лицо в воду и сделать выдох. 31. То же, но в другую сторону. 32. И.п. – лежа на груди, ноги – кроль, руки вверху (хват за середину ближнего края доски). Движения правой рукой: 1 – выполнить гребок под живот (коснуться большим пальцем бедра) – вдох, 2 – «пронос» (с высоким локтем) и вкладывание руки в воду – выдох. После вкладывания руки в воду – потянуться вперед. 33. То же – другой рукой. 34. И.п. – лежа на груди, ноги – кроль, руки вверху (хват за середину ближнего края доски). Выполнить попеременные движения правой и левой рукой, как при плавании кролем. 1 – движение правой рукой (вдох), 2 – движение левой рукой (выдох), 3-4 – пауза. 35. То же, другой рукой. Упражнения, выполняемые в без опорном положении. Выполнить упражнения 27-35, но без доски. Типичные ошибки: - короткие гребки руками; - резкий выход руки из воды; - излишне узкое (за продольную ось тела) или широкое вкладывание рук в воду; - во время выполнения вдоха, плечи и щека отрываются от воды; - вдох выполняется во время проноса руки по воздуху; - поворот туловища и ног на бок во время выполнения вдоха. Методические указания: - гребок выполнять до бедра, и остановив руку, вытащить ее из воды; - вкладывать руки в воду на ширине плеч; - щека и ухо лежат на воде; - вдох выполнять только в конце гребка, выдох начинать сразу после поворота лица в воду; - стабилизировать положение таза, напрягая мышцы туловища и ног; - непрерывные движения ногами кролем. Упражнения для изучения согласования движений 1. Плавание кролем, в полной координации, на задержке дыхания. 2. Плавание кролем, в полной координации, с произвольным дыханием. Вдох выполнять один раз на несколько гребков руками. 38 3. Плавание кролем в полной координации движений с различными вариантами дыхания 2/2 (на два движения руками (правой и левой), выполняется один вдох); 3/3 (на три движения руками (правой, левой, правой) выполняется один вдох). Типичные ошибки: - гребок одной рукой и пронос другой рукой производится не одновременно – одна опережает другую; - излишне узкое (за продольную ось тела) или широкое вкладывание рук в воду; - укороченный гребок рукой; - рука, вытянутая вверх, согнута в локтевом суставе. Методические указания: - смену положения рук выполнять одновременно; - руку вынимать из воды движением плеча; - гребок выполнять до бедра; - в исходном положении одна рука вверху, вторая у бедра – напрягать вытянутую вверх руку и тянуться в направлении движения; - движения ногами выполнять непрерывно.

3. Плавание кролем в полной координации движений с различными вариантами дыхания 2/2 (на два движения руками (правой и левой), выполняется один вдох); 3/3 (на три движения руками (правой, левой,

правой) выполняется один вдох).

Типичные ошибки:

- гребок одной рукой и пронос другой рукой производится не одновременно – одна опережает другую;

- излишне узкое (за продольную ось тела) или широкое вкладывание рук

в воду;

- укороченный гребок рукой;

- рука, вытянутая вверх, согнута в локтевом суставе.

Методические указания:

- смену положения рук выполнять одновременно;

- руку вынимать из воды движением плеча;

- гребок выполнять до бедра;

- в исходном положении одна рука вверху, вторая у бедра – напрягать вытянутую вверх руку и тянуться в направлении движения;

- движения ногами выполнять непрерывно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: