График движения поездов и расписание движения.
График движения поездов – непреложный закон для работников железнодорожного транспорта, выполнение которого является одним из важнейших качественных показателей работы железных дорог. Соблюдение графика движения поездов и предупреждение его нарушений должно быть главным для всех работников, связанных с организацией движения поездов. Он утверждается МПС России на каждые 2-3 года и составляется с учетом обеспечения:
- выполнения плана перевозок;
- безопасности движения;
- рационального использования подвижного состава;
- производства текущих работ по содержанию железных дорог (возможность производства работ по текущему содержанию и ремонта пути, сооружений, устройств СЦБ, связи и электроснабжения).
Нарушение графика движения поездов не допускается. В исключительных случаях, когда из-за отказа технических средств или явлений стихийного бедствия происходит нарушение графика движения поездов, работники всех служб обязаны принимать оперативные меры для ввода в график опаздывающих пассажирских поездов и обеспечивать их безопасное проследование.
На основе графика движения поездов составляется расписание, которое ежегодно корректируется. Каждая ж.д. издаёт свою книжку расписаний, в которую включены все поезда, формирующиеся или проходящие по ней.
Каждому поезду присваивается номер, установленный графиком движения. Поездам одного направления присваиваются четные номера (на север и восток) а поездам обратного направления - нечетные (на запад и юг). Поездам, не предусмотренным графиком движения, номера присваиваются при их назначении.
В расписании отражаются участки обращения, номера поездов, количество составов в обороте и вагонов в составе, время нахождения поезда в пути следования в одном направлении, периодичность курсирования (ежедневно, через день, по определенным дням недели, летний).
Если в пути следования меняется номер поезда, то в заголовке расписания он указывается дробью, а для начального и конечного пунктов и пунктов смены локомотива присвоен один номер.
В расписании также отображена схема состава – размещение в составе поезда пассажирских вагонов разного рода и типа в определенной последовательности.
При составлении схемы вагона учитывают: массу поезда, скорость движения, силу тяги локомотива, а также спрос пассажиров на приобретение билетов в вагонах тех или иных категорий. Кроме этого в расписании указаны: нумерация вагонов, места набора воды, выброса мусора, нахождение поездного электромеханика, маршруты прицепных вагонов, пункты смены локомотивов, даты начала и конца движения непостоянных поездов.
Каждому вагону присвоено сокращенное наименование:
СВС - мягкий с двухместным купе скорого поезда;
СВП - мягкий с двухместным купе пассажирского поезда;
КС - купейный скорого поезда;
КП - купейный пассажирского поезда;
ПС - плацкартный скорого поезда;
ПП - плацкартный пассажирского поезда;
ОС - общий скорого поезда;
ОП - общий пассажирского поезда.
В зависимости от скорости движения и расстояния пассажирские поезда делятся на:
Скорые | по скорости |
Пассажирские | |
дальнего следования следование свыше 700 км | по расстоянию |
местного сообщения от 200 до700 км | |
пригородные до 200 км |
На железных дорогах РФ действует московское поясное время в 24 - часовом исчислении. Показание времени на часах должно быть одинаковым на всей сети железных дорог. По московскому времени отправляются и прибывают поезда, московское время действует в служебных помещениях, парках отстоя, на пассажирских платформах.
По поясному (местному) времени работают все службы вокзалов. В странах СНГ действует местное (государственное) время.
Типовой технологический процесс подготовки пассажирских
Вагонов к рейсу.
2.1. Снабжение вагонов постельными принадлежностями и другим инвентарем.
В пункте формирования (ст. Тюмень) экипировку (вагон экипируется матрацами, подушками, одеялами, занавесками, салфетками, уборочным инвентарем (пылесос, веник, совок, маркированные ведра, тряпки) и др. в соответствии с нормой, установленной на вагон) пассажирских вагонов обеспечивают работники цеха экипировки. Всё съёмное оборудование храниться в специализированных кладовых, отвечающих санитарно-техническим требованиям, в количестве, обеспечивающем потребность при максимальных пассажирских перевозках с учётом полного удовлетворения потребностей пассажиров.
Работа экипировочных цехов по подготовке пассажирских вагонов в рейс производиться в соответствии с графиком утверждённого технологического процесса, согласованного с расписанием движения поездов. Постельное бельё и другой съёмный инвентарь выдаётся на каждый вагон по действующим нормам (показать ФИУ-11).
Доставка постельного белья (выдаётся на состав по накладной), оборудования (мягкого, жесткого), предметов чайной торговли к вагонам производится работниками экипировочного цеха.
В целях поддержания в исправном состоянии постельных принадлежностей, съёмного оборудования и подготовки его для выдачи на вагоны цех экипировки должен иметь:
- мастерские по ремонту постельного белья и мягкого инвентаря.
- дезинфекционную камеру для санитарной обработки одеял, подушек, матрацев и др.
- механизированную установку для очистки от пыли мягких предметов.
- механизированную прачечную.
(Дезинфекция матрацев, подушек, одеял и другого мягкого инвентаря, а также смена наматрасников производится по графику).
2.2. Снабжение пассажирских составов водой.
Пассажирские вагоны снабжают водой от водоразборных колонок (производится подключением водозаправочных патрубков вагонов резиновыми рукавами к напольным водоразборным колонкам работниками заправки), подключённых к системе железнодорожного водоснабжения, на экипировочных путях пунктов формирования и оборота составов, а также на приемоотправочных путях промежуточных станций в сроки, указанные в книжках расписания движения пассажирских поездов.
Снабжение вагонов водой предусматривается из расчёта действующих санитарных норм расхода воды на каждого пассажира в сутки в количестве 25л. Учитывая также, что объём водяных баков вагонов составляет 1000-1200 л, вагоны заправляют водой, как правило, через каждые 12 часов хода поезда. Проводник контролирует заправку вагона водой по контрольному сливу.
2.3. Наружная помывка вагонов.
Вагоны, отправляемые с пункта формирования, проходят наружную обмывку кузовов, оконных стекол, ходовых частей с помощью вагономоечных машин или вручную (в нашем случае вручную).
2.4. Внутренняя уборка вагона.
При подготовке вагонов в рейс (в пункте формирования и оборота) согласно Санитарных правил, проводники производят внутреннюю обмывку. Внутри вагонов промывают и протирают оконные рамы, стены, полки, диваны, рундуки, полы, моют горячей водой с применением моющих средств тамбуры, трубы отопления и помещения туалетов, производят дезинфекционную обработку туалетов и мусорных ящиков. Все промытые поверхности должны быть насухо вытерты.
2.5. Проверка и подготовка электрооборудования перед отправлением вагонов в рейс и уход за ним в пути следования.
Порядок работы с журналом ВУ-8а:
2.6. Порядок и нормы назначения проводников на вагоны в зависимости от типа вагона и продолжительности рейса (Приказ 3 ЦЗ).
Нормативы обслуживания пассажирских вагонов поездными