IV Вокально – хоровой анализ




Произведение «Море» К.Проснака написано для 4х голосного смешанного хора a cappella. Начинают мужские голоса (Т,Б) 2т, затем «подхватывает» женский (S,A) 3т. Также и в 5м и 7м тактах. В 11т весь хор поет в октавный унисон, а в 13т с 1доли вступает партия теноров, в 14т подключается женский хор. С 17 т в то время,когда женский хор и тенора поют,басы поют свой ритмический рисунок.

В партиях сопрано, теноров и басов встречаются divisi.У сопрано – 14, 15,30,31 такты, у теноров - 31,32 такты, у басов – 4,12,13,16,17,18,19,20,21,32,33 такты.

 

Общий диапазон хора:

Диапазон S составляет 13 звуков – терцдецима.

Диапазон A составляет 11 звуков – ундецима

Диапазон Т составляет 12 звуков – дуодецима

Диапазон Б составляет 14 звуков - квартдецима

 

Диапазон хора достаточно широк – составляет 2 октавы.

 

Мелодические трудности:

- сойтись в унисон всем партиям после аккордов

- петь в интервал – кварту (I,II сопрано, женский хор)

- в партии теноров петь в секунду

 

· Строй хора

Мелодический строй

Можно выделить следующие трудности мелодического строя:

- повторение одного звука, т.к. возможна тенденция к понижению, нужно петь с тенденцией к повышению.

- исполнение длинных нот на фермате, так же ведет к понижению интонации.

Особенно важна точность в плане интонации у теноров, т.к. у них терцовый тон аккорда.

- наличие в партии нисходящего движения, что может привести к детонации.

 

При настройке певцов необходимо спеть с ними все виды мажора. Отклонения в другие тональности — необходимо внутренним слухом предслышать тональность. Каждый певец должен владеть хорошим музыкальным слухом, и точно предслышать последующие аккорды.

Гармонический строй

- Аккорд на фермате.

Каждая партия должна точно интонировать свою ноту, чтобы аккорд звучал интонационно правильно.

- Сложностью гармонического строя являются отклонения в другие тональности: необходимо внутренним слухом предслышать её.

- В местах, где трудно найти тот тон, с которого нужно вступать, следует посмотреть в общую партитуру и найти ноту, которая поможет найти свой тон. Для этого следует слушать не только свою партию, но и весь хор.

 

Одна и таже интонация проходит сначала в партии альтов, затем баса.

 

 

l Ансамбль

Основу частного ансамбля составляет ансамбль внутри партии, т.е. ни один голос не выделяется по тембру, интонации, темпу и силе звука.

Необходимо следить за частным ансамблем, т.к. единство в партии — условие ансамбля всего хора.

- Метроритмический ансамбль.

К трудностям метроритмического ансамбля прежде всего следует относить исполнение длительностей в произведении. Следует не ускорять темп — чувствовать пульсацию восьмыми.

В некоторых местах, где ритм у партий не совпадает, необходимо точно в темпе вступать на последующий звук аккорда.

Т. к. есть отклонения от темпа, певцам в хоре необходимо внимательно следить за рукой дирижера.

- Тесситурно-динамический ансамбль

Динамический ансамбль вырабатывается на основе пения всех певцов с одинаковой силой звука. Важно, чтобы все певцы в партиях одинаково выполняли cresh. и dim. Основу полифонической фактуры составляют звуки, используемые в разных тесситурных условиях хоровой партии. Это наиболее удобный вид ансамбля для создания единой динамики (естесственный и искусственный ансамбль).

 

l Дикционный ансамбль

Т. к. в данном произведении используется разная фактура, то и дикционный ансамбль различается.

В гармонической фактуре дикционный ансамбль, наряду с метро-ритмическим играет важную роль. Нужно найти в хоре одинаковый характер слова(крупное слово с четким произношением согласных). Следует найти одинаковое место словообразования.

 

l Дикционные трудности.

- Согласные должны интонироваться на высоте последующей гласной

 

- Произношение согласных в сочетании с согласным «р» требует утрированной «р»

ПРОСТОР БЕЗБРЕЖНЫЙ ЛАЗУРНЫХ ВЕТЕР НИЗРИНЕТСЯ ХОР ВДРУГ СТРАХ МИР ЗАЧАРУЕТ МРАК ЗОРЬ ЛАЗУРЬ БУРЬ КРУГОМ РАСКАТИТСЯ ГРОМ ГРОЗНО

Для достижения дикционного ансамбля — согласные необходимо произносить предельно коротко. В некоторых фрагментах используются акценты, при использовании акцентов необходима твердая атака звука и твердое произношение согласных.

 

В быстром темпе дикция играет важную роль. Все согласные необходимо произносить на кончике языка, четко.

 

l Звуковедение

На протяжении всего произведения звуковедение изменяется.

I период 1 предложение (4т) — legato, (6т) — non legato

2 предложение (15т) — legato

II период — используются штрихи non legato и широкое legato

l Связь музыки с текстом

В музыке полностью отражен и передан образ и характер стихотворения. Для этого композитор использовал все возможные средства музыкальной выразительности. Он подчеркнул восторженность звучания динамикой, темпом, тембрами и фактурой изложения.

 

· Дыхание

В I части хоровое дыхание берется по-фразно.

Во II части 1 предложение – цепное, а во 2м периоде по-фразно (на паузах).

Данное произведение составляет сложность и может исполняться хором с хорошо развитыми навыками. Это либо профессиональный хор, либо учебный хор с хорошей подготовкой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: