Разделительный мягкий знак




Мягкий знак в функции смягчения

1. Вставьте в слова Ь. Сравните пары слов. Сделайте вывод о месте и роли Ь в каждом слове.

КОН_ - КОН_КИ УГОЛ_ - УГОЛ_КИ

ПЕН_ - ПЕН_КИ ДЕН_ - ДЕН_КИ

КУЛ_ - КУЛ_КИ ОГОН_ - ОГОН_КИ

2. Составьте и запишите словосочетания. Какое словосочетание лишнее?

сильная скатерть

белая будильник

новый метель

высокие ступеньки

густые петельки

трухлявые пеньки

тёплая пенки

3. Спишите текст, вставляя в нужном месте мягкий знак.

За малиной.

Наступил июл_. Стоит сил_ная жара. Ребята идут в лес_ за грибами и ягодами. На кустах круп_ные душистые ягоды. Вот Ол_га. Она л_юбит малину. У неё пол_ная корзина ягод. Никита помогает Ол_ге нес_ти ягоды. К вечеру жара с_пала. Надвинулас_ тём_ная туча. Ребята быс_тро бегут_ к дому.

4. Выпишите слова с твердыми согласными в один столбик, а слова с мягкими согласными – в другой.

День, брат, угол, брать, салют, уголь.

5. Измените слова так, чтобы они обозначали один предмет. Подчеркните мягкие согласные и Ь.

Медведи, журавли, кони, голуби, лоси, буквари.

6. Спишите. Измените слова так, чтобы мягкий знак стоял на конце слова и в середине слова. Образец: уголёк-уголь-угольки.

Уголёк, пенёк, зверёк, хорёк, стебелёк, мотылёк.

7. Спишите, заменяя выделенные слова противоположными по значению. Сладкая ягода, слабый голос, большой дом, ближний лес, здоровый ребенок.

8. Спишите, заменяя слово в скобках словом, обозначающим признак.

(школа) звонок (учитель) стол

(уголь) бассейн (даль) путь

9. Запишите слова, разделяя их черточкой для переноса.

Деньки, крыльцо, пальто, мальчик, только, львы, пальцы, олень, верность.

10. Спишите, вставив пропущенные буквы. Найдите начало и конец каждого предложения.

На дв_ре з_ма ст_ят сил_ные м_розы гулят_ нел_зя дети с_дят дома они стали играт_ в школу старший брат_ учит_ мален_кую Свету писат_

11. Прочитайте. Допишите по одному-два слова с мягким знаком на конце.

Зимние месяцы: январь, …, ….

Птицы: лебедь, …, ….

Деревья: ясень, …, ….

Овощи: картофель, ….

Слова для справок: голубь, морковь, тополь, февраль, гусь, декабрь, ель.

12. Добавьте одну согласную букву в начале слова. У вас получится много разных слов. Напишите эти слова. Подчеркните Ь.

1) _ень, _ень, _ень, _ень п, м, р, д, т, л

2) _ель, _ель, _ель р, щ, н, ц, м

3) _оль, _оль, _оль, _оль к, м, р, л, н, б, с

13. Слова в скобках измените по образцу. Подчеркните Ь.

Образец: (красная) ягодка – красненькая

(серый) мышонок (слабый) голосок

(тонкий) волосок (белый) зайчик

14. Измените слова по образцу. Подчеркните Ь. На какой вопрос отвечают вновь образованные слова? Образец: мыло – мыльный.

Школа, сигнал, зеркало, село, журнал, сила.

15. Запишите слова в два столбика. Подчеркните Ь. Что особенного вы заметили?

Роль, ткань, крыльцо, метель, сильный, якорь, льдина, сельдь, пальто.

16. Спишите, вставляя нужные по смыслу слова.

Юра … сливу. В лесу стоит …. (ель, ел).

У Юли …. Тётя, … рыбу! (жарь, жар)

Плот сел на …. В классе закончился …. (мел, мель)

17. Спишите, вставляя, где надо мягкий знак. (выпишите слова с Ь)

Пал_то, мел_кий, стол_, куст_, осен_, хлеб_, звонок_, учител_, маз_, кисел_, пал_то, л_дина, ран_ка, кол_цо, пал_ка, пал_ка, мис_ка, бол_ной, заин_ка, пил_ка, школ_ник.

18. Допишите предложения с подходящими по смыслу словами с Ь.

Пришла _________. Часто идёт _________. С полей убрали ________ и _________.

Разделительный мягкий знак

1. Прочитайте слова вслух. Сравните, как произносятся выделенные слоги. Какие буквы разделяет Ь?

Се мя – се мья по лю – по лью

Ко ля – ко лья по лёт – по льёт

2. Прочитайте. Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова из скобок. Подчеркните слова с разделительным ь.

1) Для сева бери хорошее …. Наша … работает на ферме (семья, семя).

2) Скоро … дождь. Петя наблюдал за … ласточек (полёт, польёт). 3) Мы ждём …. Здравствуй, … зима! (гостья, гостя). 4) Волк подавился …. Я встретил … (Костю, костью).

3. Прочитайте пословицы. Спишите, вставляя пропущенную букву.

Учен_е – свет, а неучен_е – т_ма.

Красна птица пер_ями, а человек – умен_ем.

Откладывай бездел_е, а не откладывай дело.

4. Прочитайте, делая паузу в конце каждого предложения. Спишите. В конце предложений ставьте точки. Подчеркните разделительный ь.

Мы любим сидеть у ручья над ручьём летают стрекозы и мошки ночью к ручью прилетают соловьи в прозрачном ручье плещутся рыбки.

5. Спишите слова, разделяя их черточкой для переноса

Семья, колья, стулья, листья, хлопья, бельё, платье, вьюга, колосья, ручьи, ульи, воробьи, соловьи, крылья, перья.

6. Напишите предложения, изменяя выделенные слова по смыслу предложений.

Желтеют в саду дерево. Скоро опадут с деревьев лист. Улетели на юг соловей. Не жужжат пчёлы вокруг улей. Смолкли птицы голоса. Только воробей весело чирикают.

7. Измените слова по образцу. Напишите.

Шить. Я шью, он шьёт, они шьют.

Вить. Я …, он …, они ….

Лить. Я …, он …, они ….

8. Прочитайте. Напишите по памяти. Подчеркните разделительный Ь.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом.

(А. Пушкин)

9. Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова с разделительным Ь. Подчеркните слова-названия действий.

1) Дождь … как из ведра. 2) Осенью часто … дожди. 3) Грачи … гнёзда на берёзах. 4) Орёл … гнездо на скалах. 5) Ваня болен, он … горькое лекарство. 6) Вечером дети … парное молоко. 7) На швейной фабрике … школьную форму.

 

10. Напишите с данными словами несколько предложений.

Осенью, над степью, листья, заяц, под елью.

11. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните разделительный Ь и буквы, которые он разделяет.

Берлога (чья?) медвеж_я. Рога (чьи?) олен_и. Гнездо (чьё?) птич_е. Голоса (чьи?) птич_и. Избушка (чья?) заяч_я. Зубы (чьи?) волч_и. Повадки (чьи?) лис_и.

12. Прочитайте. Выпишите слова с разделительным Ь, разделяя их черточкой для переноса.

Ольга, вьюга, больница, платье, гостья, друзья, крыльцо, здоровье, жильцы, хлопья, веселье, соловьи, птичьи, перья, шалунья, обезьяна, тетрадь, письмо, льдина, пальто.

13. Прочитайте.

Сегодня мы дежурные по классу. Наташа Соловьёва и Костя Ильин будут мыть листья фикусов. Коля Вьюнков вымоет аквариум и нальёт свежей воды. Вася Ульянов и Лёня Воробьёв будут мыть доску. Всем найдётся работа.

Напишите ответы на вопросы: 1) Кто будет мыть листья фикусов?

2) Кто вымоет аквариум? 3) Кто будет мыть доску?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: