Арифметические операции в двоичной и кратных ей системах счисления.




Практическая работа № 2

Тема: «Арифметические операции в системах счисления».

Цели:Углубить и расширить знания о переводе чисел из одной системы счисления в другую, об арифметических действиях в разных системах счисления

Ход работы:

Кодирование информации

Кодирование информацииэто операция преобразования информации из одной знаковой системы в другую.

Средством кодирования служит таблица соответствия знаковых систем, которая устанавливает взаимно однозначное соответствие между знаками или группами знаков двух различных знаковых систем.

В процессе обмена информацией часто приходится производить операции кодирования и декодирования информации. Например, при вводе знака алфавита в компьютер путем нажатия соответствующей клавиши на компьютере, происходит кодирование знака, т.е. преобразование его в компьютерный код. При выводе знака на экран монитора или принтер происходит обратный процесс – декодирование, когда из компьютерного кода знак преобразуется в его графическое изображение.

Двоичное кодирование информации.

Для представления информации в компьютере используется двоичное кодирование, т.к. технические устройства компьютера могут сохранять и распознавать не более двух различных состояний (цифр): намагничен / размагничен (участок поверхности магнитного носителя информации), отражает/не отражает (участок поверхности лазерного диска); и т.д.

Информация на компьютере представлена в машинном коде, алфавит которого состоит из цифр (0 и 1). Каждая цифра машинного кода несет информацию в 1 бит.

Системы счисления

Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемыми цифрами.

Различные системы счисления могут отличаться друг от друга по следующим признакам:

· разное начертание цифр, которые обозначают одни и те же числа;

· разные способы записи чисел цифрами;

· разное количество цифр.

По способу записи чисел цифрами системы счисления бывают: позиционные и непозиционные.

Непозиционная система счисления система, в которой значение символа не зависит от его положения в числе.

В римской системе счисления для обозначения чисел используются заглавные латинские буквы, являющиеся «цифрами» этой системы счисления:

             
I V X L C D M

Число в римской системе счисления обозначается набором стоящих подряд «цифр». Значение числа равно:

1) сумме значений идущих подряд нескольких одинаковых «цифр» (назовем их группой первого вида);

2) разности значений большей и меньшей «цифр», если слева от большей «цифры» стоит меньшая (группа второго вида);

3) сумме значений групп и «цифр», не вошедших в группы первого и второго видов.

Примеры.

1. Число 32 в римской системе счисления имеет вид:

XXXII = (X+X+X)+(I+I) =30+2 (две группы первого вида)

2. Число 444 в римской системе счисления имеет вид:

CDXLIV = (D-C)+(L-X)+(V-I) (= 400 + 40 + 4 – три группы второго вида)

3. Число 1974:

MCMLXXIV = M+(M-C)+L+(X++X)+(V-I) = 1000+900+50+20+4 (наряду с группами обоих видов в формировании числа участвуют отдельные «цифры»)

4. Число 2005:

MMV = (M+M) +V = 1000+1000+5 (две группы первого вида)

Позиционная система счисления система, в которой значение символа зависит от его места в ряду символов (цифр), изображающих число. Каждая позиционная система счисления имеет определенный алфавит цифр и основание, равное количеству цифр (знаков в ее алфавите).

Позиционные системы счисления более удобны для вычислительных операций, поэтому они и получили наибольшее распространение.

Основанием позиционной системы счисления называется возводимое в степень целое число, которое равно кол-ву цифр, используемых для изображения чисел в данной системе счисления.

Наименование системы счисления соответствует ее основанию (например, десятичной называется система счисления так потому, что ее основание равно 10, т.е. используется десять цифр).

Система счисления Основание Количество цифр Цифры
двоичная     0,1
троичная     0,1,2
восьмеричная     0,1,2,3,4,5,6,7
десятичная     0-9
шестнадцатеричная     0-9,А,В,С,D,E,F

 

Из курса математики вам известно, что любое натуральное число в десятичной системе счисления можно представить в виде конечной суммы степеней числа 10 с коэффициентами, равными соответствующим десятичным цифрам натурального числа:

 
 

 


Развернутой формой записи числа называется такая запись: а4а3а2а1а0 = а4*q4 + a3*q3 + a2*q2 + a1*q1 + a0*q0, где а43210 –цифры числа, q –основание степени.

Таблица соответствия систем счисления.

Десятичная Двоичная Восьмеричная Шестнадцатеричная
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      А
      В
      С
      D
      Е
      F
       
       
     

Правило перевода целых чисел из десятичной системы счисления в систему с основанием q:

  1. Последовательно выполнять деление исходного числа и получаемых частных на q до тех пор, пока не получим частное, меньшее делителя.
  2. Полученные при таком делении остатки – цифры числа в системе счисления q – записать в обратном порядке (снизу вверх).

 

Пример. Перевести 2610 в двоичную систему счисления. А10→А2

Решение:

Ответ: 2610=110102

Пример. Перевести 362710 в шестнадцатеричную систему счисления. А10→А16

Решение:

Т.к. в шестнадцатеричной системе счисления 14 – Е, а 11 – В, то получаем ответ Е2В16.

Ответ: 362710=E2B16

Правило перевода дробных чисел из десятичной системы счисления в систему с основанием q:

  1. Последовательно выполнять умножение исходного числа и получаемых дробные части на q до тех пор, пока дробная часть не станет равна нулю или не достигнем требуемую точность.
  2. Полученные при таком умножении целые части - числа в системе счисления q – записать в прямом порядке (сверху вниз).

 

Пример. Перевести 0,562510 в двоичную систему счисления. А10→А2

Ответ: 0,562510 = 0,10012

 

 

Правило: Для того чтобы число из любой системы счисления перевести в десятичную систему счисления, необходимо его представить в развернутом виде и произвести вычисления.

Пример. Перевести число 1101102 из двоичной системы счисления в десятичную.

Решение:

5 4 3 2 1 0

1 1 0 1 1 0 2 = 1*25 + 1*24 + 0*23+1*22+1*21+0*20 =32+16+4+2=5410

Ответ: 1101102 = 5410

Пример. Перевести число 101,012 из двоичной системы счисления в десятичную.

Решение:

2 1 0 -1 -2

1 0 1,0 1 2 = 1*22 + 0*21 + 1*20+0*2-1+1*2-2 =4+0+1+0+0,25=5,2510

Ответ: 101,012 = 5,2510

Пример. Перевести число 234,68 из восьмеричной системы в десятичную:

Решение:

2 1 0 -1

2 3 4, 68 = 2*82 +3*81 + 4*80 +6*8-1= 2*64+3*8+4+6*0,125= 128+24+4+0,75 =156,7510

Ответ: 234,68 = 156,7510.

Пример. Перевести число 2Е16 в десятичную систему счисления.

Решение:

2 1

2 Е16 = 2*161 +14*160 = 32 +14 = 4610.

Ответ: 2Е16 = 4610 .

 

Правило Чтобы перевести целое двоичное число в восьмеричную (8=23) систему счисления необходимо:

· разбить данное число справа налево на группы по 3 цифры в каждой;

· рассмотреть каждую группу и записать ее соответствующей цифрой восьмеричной системы счисления.

 

Пример. Перевести число 111010102 в восьмеричную систему счисления.

Решение:

11101010

3 5 2

Ответ: 111010102 = 3528

Правило Чтобы перевести целое двоичное число в шестнадцатеричную (16=24) систему счисления необходимо:

· разбить данное число справа налево на группы по 4 цифры в каждой;

· рассмотреть каждую группу и записать ее соответствующей цифрой шестнадцатеричной системы счисления.

 

Пример. Перевести число 111000102 в шестнадцатеричную систему счисления.

Решение:

Е 2

Ответ: 111000102 = Е216

Правило Чтобы перевести дробное двоичное число в восьмеричную (шестнадцатеричную) систему счисления необходимо:

· разбить данное число, начиная от запятой влево целую часть и вправо дробную часть на группы по 3 (4) цифры в каждой;

· рассмотреть каждую группу и записать ее соответствующей цифрой восьмеричной (шестнадцатеричной)системы счисления.

 

 

Пример. Перевести число 111100001,01112 в восьмеричную систему счисления.

Решение:

111100001,0111

7 4 1 3 1

Ответ: 111100001,01112= 741,318

Правило Для того, чтобы восьмеричное (шестнадцатеричное) число перевести в двоичную систему счисления, необходимо каждую цифру этого числа заменить соответствующим числом, состоящим из 3 (4) цифр двоичной системы счисления.

Пример. Перевести число 5288 перевести в двоичную систему счисления.

Решение:

5 2 3

101 010 011

Ответ: 5288 = 1010100112

 

Пример. Перевести число 4ВА35,1С216 перевести в двоичную систему счисления.

Решение:

4 В А 3 5, 1 С 2

100 1011 101000110101 0001 1100 0010

 
 


Ответ: 4ВА35,1С216 = 10010111010001101010001 110000102

Арифметические операции в двоичной и кратных ей системах счисления.

Арифметические операции в позиционных системах счисления производится по единому алгоритму. Так, сложение двоичных чисел происходит по классическому алгоритму «столбиком» с переносом числа, кратного двум, единицей в следующий разряд.

Рассмотрим этот алгоритм на примере двух двоичных чисел 10101012 и 1101112:

 

Дописывание единицы                
Первое слагаемое                
Второе слагаемое                
Сумма                

Результат сложения выглядит как 100011002. Проверим результат сложения, для чего переведем все числа в десятичную систему счисления:

10101012=8510, 1101112=5510, 100011002=14010, 8510+5510=14010.

Двоичная система, являющаяся основой компьютерной арифметики, весьма громоздка и неудобна для использования человеком. Поэтому программисты используют две кратные двоичной системы счисления: восьмеричную и шестнадцатеричную. В случае шестнадцатеричной системы арабских цифр не хватает, и в качестве цифр используются первые шесть заглавных букв латинского алфавита.

При выполнении заданий на сложение чисел разных систем счисления их нужно перевести в одну систему счисления. Лучше всего пользоваться той системой, в которой должен быть представлен результат.

Пример. Вычислите значение суммы в десятичной системе счисления:

102+108+1016 =?10

Решение. Переведем все числа в десятичную запись:

102+108+1016 = (1*21+0*20) + (1*81+0*80) + (1*161+0*160) = 2+8+16=2610. Ответ: 26.

Пример. В классе 11112 девочек и 11002 мальчиков. Сколько учеников в классе?

Решение.

11112=1*23+1*22+1*21+1*20→8+4+2+1=1510.

11002=1*23+1*22+0*21+0*20→8+4=1210

1510+1210=2710

Ответ: в классе 27 учеников.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ СТУДЕНТАМИ:

Проверку выполнения заданий осуществите с использованием программы Калькулятор.

1. Программа запускается командой Пуск 4 Программы4Стандартные4Калькулятор.

2. Окно программы выглядит точно так же, как реальный электронный калькулятор. Вводить данные можно, щелкая на кнопках или нажимая соответствующие клавиши. При включенном режиме NUM LOCK можно вводить цифры с помощью дополнительной панели клавиатуры.

3. Для работы в разных системах счисления программа Калькулятор должна быть переведена в режим ПРОГРАММИСТ. Другие системы счисления поддерживаются только при работе с целыми числами. Максимально возможный размер такого числа – 4 байта (восемь шестнадцатеричных цифр).

4. Выбор системы счисления осуществляется при помощи группы переключателей – Нех (шестнадцатеричная), DEC ( десятичная), OCT (восьмеричная), BIN( двоичная). При установке одного из этих переключателей остаются (или становятся) активными только те цифровые кнопки, которые соответствуют цифрам, возможным в данной системе счисления. Кнопки с буквами A-F соответствуют цифрам шестнадцатеричной системы.

5. Если ввести число в одной системе счисления, а затем установить переключатель, соответствующий другой системе счисления, то число на индикаторе автоматически переводится в другую систему.

6. Благодаря этому, вычисления с использованием чисел, записанных в разных системах счисления, идут гладко. Можно использовать в операциях числа в разной системе счисления, если только не забывать вовремя, устанавливать переключатель нужной системы. После того как получен окончательный результат, его также можно преобразовать в другую систему счисления.

Таблица. Назначение кнопок калькулятора.

Кнопка Назначение кнопки Кнопка Назначение кнопки
Удаление последней цифры числа Копирование числа из поля ввода текста в память
Удаление введенного числа из поля ввода текста Суммирование числа, записанного в памяти, и числа, находящегося в поле ввода текста.
Начало вычислений по новой формуле Деление
Очистка памяти Умножение
Замена числа в поле ввода текста числом, записанном в памяти Вычитание  
  Суммирование

 

Вариант №1

Перевести из одной системы в другую Сравнить два числа Выполните действия
10 2, 8, 16 2 8, 16 8 2 2, 8, 16 10
25610   721,618 10010102 2916 1D16 11001101+11011
12510   775,118 775,118 138 716 1001*101
24,3210 11101,111 2058 294,316 2316 418 125,358*25,478

Вариант №2

Перевести из одной системы в другую Сравнить два числа Выполните действия
10 2, 8, 16 2 8, 16 16 2 2, 8, 16 10
35410 11110002 294,316 100111100,11012 118 616 1010101 + 10000101
0,2410 11110000002 51А416 1233,58 558 111012 11001 * 1011100
1,2510 111101100,011012 2B3,F416 2В3,F416 4158 23B416 451,28 * 5,24 8

Вариант №3

Перевести из одной системы в другую Сравнить два числа Выполните действия
10 2, 8, 16 2 8, 16 8 2 2, 8, 16 10
2510 10010101002 324,658 10110101,12 293,816 3CC,9816 1111011101 + 101101000
7510 1001111101112 671,248 2001,68 24108 1101102 1011001 * 1011011
71,2510 1001011110,0112 24108 2C,416 125,28 12,9816 2B,A16 * 36,616

Вариант № 4

Перевести из одной системы в другую Сравнить два числа Выполните действия
10 2, 8, 16 2 8, 16 16 2 2, 8, 16 10
8610 10011012 41A,616 10011100112 1723,28 15,28 110111011+110110110
7810 100110010112 2C,416 1723,28 1000012 278 110010*101110
91,6210 1110101,00110112 4AC16 54,316 30748 258 356,58 + 1757,048

Вариант №5

Перевести из одной системы в другую Сравнить два числа Выполните действия
10 2, 8,16 2 8, 16 8 2 2, 8, 16 10
27310 10010101002 632,28 11000000002 4F816 1816 1100100012+10011012
66110 1011011110112 141,348 347,28 573,048 18,816 110112 *11102
26,7810 1001000011,12 348 10,A816 10102 41208 AF16 + 9 7 16

Вариант №6

Перевести из одной системы в другую Сравнить два числа Выполните действия
10 2, 8, 16 2 8, 16 16 2 2, 8, 16 10
21810 11010100012 FA,716 11011111002 714,348 133,48 1110100102+10110111102
80810 1000111002 155,6C16 415,248 16,B16 54568 10111002* 11001002
156,2510 10101001,12 1E16 E5,416 100012 338 158,A16 + 34,C16

Вариант №7

Перевести из одной системы в другую Сравнить два числа Выполните действия
10 2, 8,16 2 8, 16 8 2 2, 8, 16 10
10010 11110001112 478 1000001111,012 465,38 252,3816 11110002 + 111111112
5710 110101012 1347,178 465,38 2DB,616 15E,616 1100102 * 1011102
176,2510 1001111010,0100012 53608 239,A16 11011012 9C,416 520,48 + 635,48

Вариант №8

Перевести из одной системы в другую Сравнить два числа Выполните действия
10 2, 8,16 2 8, 16 16 2 2, 8, 16 10
20310 11011012 6,516 1101001010,1012 1E5,1816 3BA,7816 10111012 + 111111012
18410 1111110002 367,3816 704,68 102,28 55,416 101101 * 110011
218,510 1011101011,0012 AF016 2DE,616 11102 1C16 1E5,1816 + 3BA,7816

Вариант №9

Перевести из одной системы в другую Сравнить два числа Выполните действия
10 2, 8, 16 2 8, 16 8 2 2, 8, 16 10
30610 10001101102 666,168 110010010,1012 666,168 1C7,6816 10100002 +10110012
19110 1111000012 575,28 605,028 10010102 102,28 100011 * 100111
667,2510 1110010100,10112 1053,348 3C8,816 84,816 27E,816 242,28 + 1153,58

Вариант №10

Перевести из одной системы в другую Сравнить два числа Выполните действия
10 2, 8, 16 2 8, 16 16 2 2, 8, 16 10
52410 1011111112 1DE,5416 1111100100,112 1110002 1001112 10000102 + 1110102
22210 11111001102 1716 140,228 1476,38 D6316 1110002 * 1001112
318,8710 1110001101,10012 40A,E816 1DE,5416 101000102 16310 157,48 + 3E0,A16

Вариант №11

Перевести из одной системы в другую Сравнить два числа Выполните действия
10 2, 8,16 2 8, 16 8 2 2, 8, 16 10
11310 111010002 1600,148 1101101000,012 177,48 23,48 101100112 +1110102
87510   1053,348 1600,148 100002 10,616 11001102* 1100102
6,5210 1101101000,012 135,288 1E9,416 11910 81,A16 348,116 + 234,416

Вариант №12

Перевести из одной системы в другую Сравнить два числа Выполните действия
10 2, 8, 16 2 8, 16 16 2 2, 8, 16 10
29410 100000110012 200,616 1101100,012 1111012 77,248 1110112 +100101102
72310 101011002 81,A16 1053,28 631,18 263,28 1111012 * 11112
950,2510 1101100,012 37D,416 8F616 1D6,8816 53,2610 104,48 + 1310,628

Вариант №13

Перевести из одной системы в другую Сравнить два числа Выполните действия
10 2, 8, 16 2 8, 16 8 2 2, 8, 16 10
61710 1101111012 1471,178 10010110,10112 423,12510 4A,416 111010102 +1110102
59710 11100111012 750,168 1017,38 712,38 64,28 10011012 * 11100012
84,8210 111001000,012 1345,348 1D4,C816 1010002 238 346,416 + 33F,A16

Вариант №14

Перевести из одной системы в другую Сравнить два числа Выполните действия
10 2, 8, 16 2 8, 16 16 2 2, 8, 16 10
104710 1000010102 1E7,0816 1011010101,12 274,58 31,348 111000012 +1110112
33510 11111011112 2E9,216 452,638 74,510 1416 11011112 * 10000102
814,510 1011010101,12 92,716 13,416 111001012 24,416 1672,28 + 266,28

Вариант №15

Перевести из одной системы в другую Сравнить два числа Выполните действия
10 2, 8, 16 2 8, 16 8 2 2, 8, 16 10
88710 10101000012 247,18 1000001101,012 44,816 13,616 11110112 +10110002
23310 11111011112 1711,68 1567,28 67,416 57,148 1111002 * 11010012
801,510 1000001101,012 33168 44,816 100102 278 156,9816 + D3,216

 

 

Выполненную и правильно оформленную работу предоставить преподавателю.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: