Технологическая карта урока окружающего мира в 1классе




Барабаш Т.И., группа 6.4.8

Предмет: окружающий мир

Класс:

Тема: « Почему идёт дождь и дует ветер?»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: формировать общие представления о природных явлениях – дожде и ветре.

Задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

1. Формировать первичные представления об изменении окружающего мира;

2. Формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности;

3. Формировать эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные:

1. Формировать умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

2. Формировать умение планировать своё высказывание;

3. Формировать умение фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем)

Познавательные:

1. Формировать умение анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

2. Формировать умение применять полученную информацию при выполнении заданий рабочей тетради и ответах на вопросы учителя;

Коммуникативные:

1. Формировать умение формулировать ответы на вопросы;

2. Формировать умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

1. формировать умение объяснять причины возникновения дождя и ветра;

2. формировать умение находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире.

 

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный метод, эвристический метод, метод проблемного изложения, иллюстративный метод,

репродуктивный метод, метод анализа и синтеза.

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологическое сопровождение урока:

· технология оценивания учебных успехов;

· технология проблемно-диалогического обучения;

· информационные технологии, ИКТ;

· личностно-ориентированные технологии;

· технология деятельностного метода;

· технология педагогического сотрудничества;

· здоровьесберегающий компонент (динамическая пауза)

Интернет-ресурсы:

· https:// Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов// Окружающий мир. 1 класс

· https://www.1september.ru/ru/

· https://www.proshkolu.ru

Оборудование: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир», 1 класс 2 часть; мультимедийная презентация, карточки с опорными словами, карточки для групповой и индивидуальной работы, материалы и инструменты для опыта.

Технология проведения (этап урока, цель) Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Самоопределение, мотивация к учебной деятельности Цель: формирование самооценки готовности к уроку; создание положительного эмоционального фона В нашем классе все друзья: Я, ты, он, она. Улыбнитесь тем, кто справа, Улыбнитесь тем, кто слева, Улыбнитесь тем, кто сзади, Все мы дружная семья!   Мы сегодня будем снова наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! - Каким вы хотите видеть наш урок? Самоорганизация, оценивают свою готовность и настрой на работу.   Личностные: создание позитивного настроения; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе    
Актуализация знаний (подводящий диалог) Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний - К какому уроку приготовились? - Чему учимся? -Сегодня мы продолжим путешествовать. И, как легкие весенние, облачка полетим в прекрасный и загадочный мир природы; продолжим исследовать окружающий мир. -Предлагаю вам побывать в роли исследователей. -У каждой группы исследователей есть облачко. А у каждого из вас есть капельки синего и белого цвета. Приклейте белые капельки те, кто считает, что уже все тайны природы вам известны, и вы все знаете. Если же считаете, что знаете много, но еще многое предстоит открыть и узнать, приклейте капельку синего цвета. -Какой цвет преобладает? Мы многое уже знаем, но еще больше предстоит узнать. -На прошлых уроках мы уже путешествовали. Где? (В космосе) -Обратите внимание на опорные слова на доске: СОЛНЦЕ, ВЕТЕР, ЛУНА, ЗВЕЗДЫ, ДОЖДЬ -Прочитайте слова. Разделите их на 2 группы. - С какими понятиями мы уже знакомы? Игра «Да/нет» - Вспомним, что мы уже знаем. Если согласны с утверждением, поставьте знак «+», если не согласны – «-» -Возьмите листы самооценки. 1.Солнце – это ближайшая к земле звезда.(+) 2.Солнце – это самая большая звезда.(-) 3.Луна больше Земли (-) 4.Луна – это естественный спутник Земли(+) 5.На луне есть воздух и вода(-) 6.Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца(+) -Проверьте свою работу (слайд 2) -Оцените свою работу: зелёный кружок- я отлично справился, жёлтый – 1-2 ошибки, красный – мне пока нужна помощь. Динамическая пауза(Приложение 2)     Правила работы в группе.     Каждый приклеивает по 1 капельке к облаку своей группы. (результаты вывешиваются на доске)     (2 ученика работают у доски. Карточки: Явления природы и небесные тела)     У обучающихся на партах карточки самооценки с заданием. (Приложение 1)     Самопроверка (Слайд 2)   Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления   Личностные: интерес к учебному материалу  
Целеполагание. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы.   - У нас осталась 2-я группа слов: ДОЖДЬ и ВЕТЕР. - Что вы о них знаете? (ответы детей) - Догадались о чем мы сегодня будем говорить на уроке?   - Сегодня на уроке мы постараемся разобраться: почему идет дождь и дует ветер. (Тема на доске) - А для чего нам эти знания? - На какие вопросы хотите получить ответы? -Какие задачи поставите для себя? Дети высказывают предположения, объясняя ход своих мыслей. Постановка учебной задачи 1. Узнать, …(что такое дождь и ветер) 2.Исследовать причины … (возникновения дождя и ветра) 3.Развивать…(внимание, речь) (Слайд 3) Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем Личностные: интерес к учебному материалу
Осознанное выполнение действий для решения обозначенных задач Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 1. Понятие о дожде - Послушайте, какие строки написала Г. Новицкая Мокнет ёжик, мокнет птичка, Мокнет в поле электричка, Мокнут ветки и соседки: Не успели до беседки. Мокнут зонтики и шляпы, Мокнут чьи-то мамы, папы, Мокнут лавочки, ограды. Лишь лягушки очень рады: В лужах скачут, песни пляшут, И зеленым флагом машут… - Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение, грустное или веселое? - А какую пользу приносит нам дождь? - Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь? - А как дождик попадает на небо в тучу (предложения детей). -Каждый думает по-разному, но опыт поможет нам выбрать правильный ответ. Игра «Волшебный пальчик» (рисование мокрой тряпкой на доске) -Что значит слово «испарилась»? Задание 1(Приложение 4). Вставьте слова в предложение: Испарение-это превращение …. (воды) в (пар).( Слайд 4,5) -Что в природе нагревает воду? (Солнце) Эксперимент -А что происходит дальше мы с вами сформулируем, если проведем следующий эксперимент. - я возьму ватный диск, плотно сожму его. Представьте, что у меня в руках меленькое облако, опустим диск в блюдце. А теперь осторожно приподнимем его за верхний край. - Ребята что происходит с ватой? (Она насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облачко превращается в тучу. Наша туча понимается вверх, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь). -А теперь я попрошу расставить стрелочки. -У нас с вами получилась схема круговорота воды в природе. - Давайте проверим. Внимание на экран. Показ слайда сопровождается рассказом учителя.(Слайд 6) 2.Виды дождя Задание 2(Приложение 5). - Как вы думаете, какие дожди бывают? (очень сильный; мелкий; долгий) - Страница 36 в учебнике поможет ответить на этот вопрос. -К каким дождям подойдут названия: ливень, косохлёст, ситничек? - Проверьте себя на с. 87. (Слайд 7)   Динамическая пауза 3.Понятие о ветре - А из-за чего появляется косохлест? (из-за ветра) - Что же такое ветер? - Тогда я попрошу вас помахать перед лицом рукой. Что вы чувствуете? (ветерок) - А откуда он взялся? (заставили рукой двигаться воздух) - Как еще мы может почувствовать ветер? (подуть друг на друга) - Но движение воздуха мы может не только почувствовать, но и увидеть. Я открою окно. - Что случилось с шариком? - Ветер- это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер (Слайд 8). Задание 3(Приложение 6). - А теперь опираясь на ваши наблюдения, выполним задание. У вас на партах лежат карточки, в которых нужно подчеркнуть слова, описывающие ветер. - А сейчас проверим, как вы справились.   - Ветры на Земле бывают разные. Бывают легкие и теплые, приносящие освежающую прохладу. А бывают сильные и грозные — ураганы, тайфуны и смерчи. Они приносят много разрушений Ветер бывает разный. Он способен двигать предметы, а лёгкие предметы даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое (Слайд 9,10). – Как вы думаете – ветер «мешает» или «помогает» людям? Вывод: ветер, как и дождь, может быть и другом и врагом. Учащиеся слушают стихотворение   Дети высказывают предположения, объясняя ход своих мыслей. Работа в группах: вставить слова в предложение. Оценка работы группы в маршрутных листах (два цвета капелек: голубая - задание выполнено верно, фиолетовая – с ошибками. Приложение 3). На доске прикрепляются картинки: вода, пар, солнце.     Вывешивается картинка тучи и капли дождя. Практическая работа у доски     Работа с источником информации Ливень – проливной дождь. Ситничек – мелкий дождь, как из сита. Косохлёст- косой дождь Оценка работы группы в маршрутных листах     Построение ответа на проблемный вопрос   Практическая работа   Воздушный шарик взлетел     Работа в группах Одна пара работает у доски. Оценка работы группы в маршрутных листах (два цвета капелек) Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя; Коммуникативные:аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности; принимать участие в работе парами и группами; Познавательные: строить логическое рассуждение,включаю-щее установление причинно-следственных связей; Умение сравнивать, делать выводы. Подтверждение своего открытия, положительная мотивация.  
Первичное закрепление нового материала Цель: организация и осуществление совместной учебно-познавательной деятельности. 1.Найди ошибки. Задание 4(Приложение 7). - Объясните, что на этих рисунках неверно(Слайд 11). 2.Работа с учебной литературой. Чтение вывода в учебнике. - В процессе работы мы сделали много открытий. – Прочитаем выводы в учебнике на с. 37. -Где можно найти сведения о дожде, о ветрах? - Такие книги называютсяэнциклопедиями. Читая энциклопедии можно узнать обо всём. Работа в группах Фронтальная проверка Оценка работы группы в маршрутных листах   Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
Включение нового знания в систему знаний и повторение Цель: осуществление первоначального контроля своего участия в доступных видах познавательной деятельности Игра «Вопрос-ответ» 1.Что такое туча? (тёмное, густое облако) 2.Из чего состоят тучи? (из капелек воды) 3.Какие эти капельки воды? (тяжёлые) 4.Почему они падают на землю? (они не могут долго держаться в небе, т.к. тяжёлые, поэтому и падают на землю) 5.Какие бывают дожди? (ливень, косой, ситничек) 6.Как называется движение воздуха? (ветер) - Оцените работу вашей группы. За правильный ответ группа получает облачко.   Демонстрация оценки учебной деятельности групп Регулятивные: осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя
Итог работы. Рефлексия. Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке; организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности. -Удалось ли нам провести исследование? - Как вы думаете, выяснили мы причину возникновения дождя, ветра? - Узнали что-то новое?   - У каждой группы на парте капельки голубого и фиолетового цвета. Посчитайте, капелек какого цвета у вас больше. - Молодцы! Вы замечательно поработали. - Спасибо, исследователи, за работу! Выполняют задание по предложенному алгоритму, организовывая рефлексию собственной деятельности.   Регулятивные: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

 

 

Литература:

  1. А.А. Плешаков «Окружающий мир». Учебник для общеобразовательных организаций. 1 класс 2 часть; М: Просвещение, 2011.
  2. Плешаков А.А.,А.Е. Соловьева Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса. Москва: Просвещение, 2016.
  3. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. С.-Петербург, 2006.
  4. Хочу всё знать. Энциклопедия для детей. Москва, 2014.
  5. https:// Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов// Окружающий мир. 1 класс

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

       


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: