Попова О.С. 18. Искусство второй половины XIII в.




Развитие византийского искусства пришло к середине XIII в. к созданию такого его варианта, в котором полностью превалировали классические ценности. Ярким его примером являются фрески в церкви Св. Троицы в Сопочанах (Сербия), выполненные jr/ 1265 г. греческими художниками, возможно, как это нередко бывало, при участии и местных мастеров.

Крупные импозантные композиции в этих росписях ясно построены и легко обозримы. Сцены кажутся пространственными, архитектурные фоны выглядят как сложные и красивые дворцовые здания. Движения фигур свободны и естественны, позы далеки от застылой фронтальности. Великолепные драпировки облегают фигуры просто и элегантно, обрисовывая их почти скульптурную пластику. Во всех формах подчеркнут объем и вес; моделировка с помощью световых эффектов и цветовой лепки – сильная и уверенная, красочная гамма – богатая и разнообразная, включающая в себя как интенсивные цвета, так и множество рефлексов. Манера письма, основанная на широких мазках, – живописная и сочная.

Возникновение такого блестящего зрелого произведения, как фрески Сопочан, именно в 1260-х гг. совпадает с великим событием для Византии, а значит, и для всех земель на Балканах, – с восстановлением Византийской империи в результате отвоевания Константинополя у латинян в 1261 г. основателем новой династии Михаилом Палеологом. Вновь решающая роль в искусстве переходит к столице. Классический стиль становится программным в деятельности столичных мастерских на протяжении второй половины XIII в., принимая в разные периоды те или иные оттенки. Не исключено, что на волне такого подъема и возникли фрески Сопочан, выполненные, возможно, греческими мастерами, приглашенными, как это не раз бывало, для художественных работ в Сербию.

Вероятно, к этому же времени или к 1270–80-м гг. можно отнести огромный мозаический Деисус на южной галерее Софии Константинопольской. Его образы полны эмоциональной выразительности. Лирический, тонкий, грустный облик Богоматери перекликается с образом Владимирской Богоматери, что даже позволяло исследователям раньше ошибочно относить этот Деисус к XII в. Облик Св. Иоанна Предтечи исполнен скорби, напряженности, драматизма. В центре – величественный образ Христа, погруженного в созерцание. Он более отрешенный, чем два другие образа, совсем по-человечески эмоциональные. Кажется, что есть некая незримая преграда между человеком и Божественным образом, поднятым на недоступную высоту.

Художественному языку этой мозаики свойственна подлинная классичность. Все лики выполнены с редкой даже для Византии пластической красотой и колористической тонкостью, причем все переливы цвета согласованы с самыми малыми нюансами округлой формы. Мозаика из очень мелкой смальты выглядит как живописная поверхность, созданная краской. Совершенная форма уподоблена объемной скульптуре. Все телесное не умалено, но предстает в прекрасном преображенном виде. Все материальное и чувственное поднято на уровень представлений об идеальном. Эта мозаика принадлежит к лучшим созданиям искусства XIIIв.

На протяжении второй половины XIII в. в живописи доминирует классицистический стиль. Со временем он становится более грузным, более тяжеловесным, чем тот его вариант, который воплощен в Сопочанах, однако чрезвычайно преданным классическим заветам и воспроизводящим их последовательно и с пониманием. Иногда миниатюры рукописей этого времени представляют собой прямые копии изображений из манускриптов периода Македонского Ренессанса X в., служивших для художников конца XIII в. образцами (например, Псалтирь Vat. gr. 381 из Ватиканской библиотеки и фрагменты Псалтири греч. 269 из РНБ точно воспроизводят знаменитую Псалтирь gr. 139 из Национальной библиотеки в Париже, сер. X в.). Точно так же некоторые иконы позднего XIII в. напоминают конкретные произведения X в. Например, икона с изображением шагающего евангелиста Матфея с книгой в руке (Галерея икон, Охрид) похожа на аналогичный образ в Евангелии X в. в парижской Национальной библиотеке, gr. 70. Миниатюры целого ряда рукописей второй половины XIII в. исполнены в стиле великолепного классицизма, с весомыми рельефными формами, ярким насыщенным цветом, сочным письмом, правильными ракурсами и эффектными архитектурными фонами. Рукописи такого типа – Евангелия gr. 54 из Национальной библиотеки в Париже, cod. 118 из Национальной библиотеки в Афинах, cod. 5 из монастыря Ивирон, и др.. К этому же ряду принадлежит Евангелие греч. 101 из РНБ в Санкт-Петербурге. Все они в той или иной мере подражают образцам периода Македонского ренессанса, как носителям истинной классической традиции.

В живописи позднего XIII в. искусство становится все более монументальным и при этом несколько тяжеловесным, а в самом конце века приобретает воистину ораторский пафос. Таковы фрески в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, выполненные в 1295 г. двумя художниками греками, Михаилом и Евтихием, приехавшими из Фессалоник. Все элементы классического в своей основе стиля сильно утрируются, художественный язык становится напряженным и даже гротескным. Облики – суровые, нередко – весьма грозные, нахмуренные взгляды смотрят осуждающе. Лица многих персонажей покрыты сильными бороздами, пластика таких лиц не обладает естественной мягкой округлостью, как бывает в жизни, но кажется высеченной резцом. Цвет яркий и при этом очень насыщенный. Во всех фигурах, особенно находящихся в нижнем ряду по периметру храма, подчеркнуты сила, мощь, даже героический акцент. В конце XIII в. энергия стиля становится столь приподнятой, что порой кажется аффектированной. Быть может, это был маньеристический финал классики XIII в.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: