ТЕМА: География отраслей мирового хозяйства




Практическое занятие № 15

География водного и воздушного транспорта

Цель занятия: познакомиться с основными понятиями темы; изучить современные тенденции развития водных и воз­душных видов транспорта.

Основные понятия: аванпорт, аэроузел, балкер, брутто-регистровая тон­на (брт), генеральные грузы, грузопотоки, дедвейт, «де­шевые флаги» («удобные флаги»), каботаж (малый и большой), контейнеровоз, лихтеровоз, массовые грузы, метановоз (газовоз), ролкер, танкер, фрахт, чартер.

Задания и вопросы

1. По главным показателям, приведенным в табл. 1, оцените ди­намику развития морского флота мира.

Таблица 1. Динамика развития мирового морского флота во второй половине XX в.

Год Грузовместимость, млн. брт Грузоподъемность, млн. двт Объем пере­возок, млн. т Грузооборот, трлн. т-милей
         
         
        10,6
        13,1
         
        21,0
        24,6

 

1)Почему морской транспорт лидирует по грузообороту, хотя вес перевозимых грузов не так велик?

2)Продолжают ли расти, несмотря на конкуренцию трубопро­водного транспорта, количество грузов, перевозимых по морю, и общий грузооборот морского транспорта?

2. Изучите материалы, отражающие НТР на морском транспорте (табл. 1, 2). Каковы тенденции развития морских перевозок? Укажите не менее трех направлений, включающих и географиче­скую составляющую.

Примечание. Развитие транспортно-технологических систем (ТТС) — одно из важнейших направлений НТР на транспорте. Они подразумевают орга­низационное, техническое, экономическое, правовое и коммерческое объедине­ние различных видов транспорта и погрузочно-разгрузочных систем для достав­ки грузов по схеме «от двери до двери» с минимальными издержками. ТТС на морском транспорте: пакетная, контейнерная, ролкерная, паромная, лихтерная, барже-буксирная.

3. Проанализируйте карту в атласе и в учебнике для 10-го класса В.П. Максаковского «География. Экономическая и социальная гео­графия мира». Заполните предлагаемую форму табл. 2, сде­лайте выводы и ответьте на вопросы.

Примерная схема работы следующая.

 

1)Выделите главные грузопотоки основных видов продукции и обозначьте регионы, между которыми осуществляется связь.

2)Сравните направления грузопотоков по мощности.

3)Выделите грузы, идущие в одном и встречных направлениях.

4)Выделите участки наиболее интенсивного движения морских судов.

 

Вопросы

1.В каких регионах и странах находится большинство из обо­значенных портов?

2.Какие это порты: универсальные или специализированные?

3.Какие регионы являются сырьевыми, какие — с преоблада­нием обрабатывающей промышленности?

4.Почему после восстановления и реконструкции Суэцкого ка­нала большая часть грузов все же транспортируется вокруг Африки?

Таблица 2. Основные направления мирового линейного судоходства

Виды грузов Североат­лантиче­ское Южно-атлан- тическое Северо- трансти- хоокеанское Трансоке­анское 1 Индий­ский — Тихий Трансоке­анское 2 Атланти­ческий — Индийский — Тихий  
Европа — Северная Америка Северная Америка — Европа Европа — Южная Америка Южная Америка — Европа Северная Америка — Восточная Азия Восточная Азия — Северная Америка Австралия — Вос­точная Азия Восточная Азия — Австралия Европа — Азия и Австралия Азия — Австралия — Европа
Железная руда       +            
Оловянная руда                    
Бокситы                    
Нефть                    
Природный газ                    
Каменный уголь                    
Химическая продукция     +              
Текстильное волокно                    
Сельскохо­зяйственное сырье                    
Продукция машино­строения                    
Продукция легкой про­мышленности                    
                         

 

4. На контурной карте обозначьте 10 крупнейших портов мира по грузообороту и по переработке контейнеров (табл. 3 и картосхема «Контейнерные порты мира»). Подсчитайте количество портов, при­ходящееся на каждую страну. Вычертите столбики. Высота каждого должна быть пропорциональной суммарному грузообороту портов в каж­дой стране (по материалам газеты «География». 2006. № 1).

-Какую страну (регион) можно назвать экономической влады­чицей Мирового океана?

-В каком полушарии больше крупных портов?

-На вывоз каких грузов ориентированы крупные порты Брази­лии и Австралии?

-Почему почти нет крупных портов в Африке, Центральной Америке и высоких широтах?

-Почему в России нет крупных портов мирового уровня?

 

Таблица 3. Грузооборот крупнейших морских портов мира, 2008 г., млн. т

Ранг Порт Страна Млн. т
  Шанхай Китай  
  Нинбо Китай  
  Сингапур Сингапур  
  Роттердам Нидерланды  
  Тяньцзинь Китай  
  Гуанчжоу Китай  
  Циндао Китай  
  Сянган Китай  
  Циньхуандао Китай  
  Пусан Республика Корея  
  Южная Луизиана США  
  Хьюстон США  
  Нагоя Япония  
  Шэньчжэнь Китай  
  Кванъян Юж. Корея  
  Антверпен Бельгия  
  Далянь Китай  
  Тиба Япония  
  Лос-Анджелес США  

Источник. География. 2010. № 7.

 


5. Оцените: 1) экономическую целесообразность проекта строитель­ства нового трансконтинентального канала, предложенного Ни­карагуа. По замыслу, канал должен соединить Атлантический и Тихий океаны. Он будет проложен по территории страны и спо­собен пропускать суда водоизмещением 250 тыс. т. Предполагае­мое начало эксплуатации — 2020 г.; 2) потенциал развития Се­верного морского пути (СМИ).

Информация для ответа на п. 2. В приполярных районах России сосредоточено 90% российской добычи никеля, 63% — меди, зна­чительные запасы углеводородного сырья. Приполярные регионы крайне важны для обороноспособности страны.

Объем перевозимых по СМП грузов составляет 1,5 млн. т (мак­симальный показатель был достигнут в 1987 г. — 6,6 млн. т). При достижении объема в 4 млн. т в год перевозки перестают быть убы­точными.

Переходы по маршруту Нордкап (Норвегия) — Берингов пролив невозможны без сопровождения ледоколов. Намерение России соз­дать транспортный коридор через СМП привело к снижению Егип­том тарифов на проход через Суэцкий канал на 10%. Используйте данные табл.4.

Таблица 4. Сокращение расстояний при использовании СМП

Порт назначения Пути доставки грузов Расстояние, мили
Порты отправки
Мурманск Роттердам
Иокогама (Япония) Суэцкий канал    
СМП    
Шанхай (Китай) Суэцкий канал    
СМП    
Ванкувер (Канада) Панамский канал    
СМП    

 

6. Подготовьте сообщение (реферат, презентацию) по теме (на выбор):

А) международные каналы (Панамский, Суэцкий, Кильский);

Б) международные проливы (Босфор, Гибралтарский, Скагер­рак, Каттегат, Ла-Манш);

В) страны «дешевых («удобных») флагов»;

Г) европейские речные магистрали международного значения;

Д) крупнейшие речные (озерные) порты Европы (Северной Америки, Южной Америки, Азии)

При работе над выбранной темой следует по возможности включить навигационно-географические (протяженность, глубины, особенности климата) и экономические данные (количество судов за единицу времени, дедвейт, осадку судов, характер грузов, ско­рость прохождения, стоимость обработки грузов), оценить пробле­мы и перспективы развития.

 

7. Рассмотрите табл. 5. В каких регионах и странах находятся главные аэропорты мира? С помощью преподавателя выясните, чем аэропорт отличается от авиаузла? Используя понятие авиа­узла, попробуйте провести новую группировку по размерам пасса- жирооборота (свыше 100 млн. чел., от 50 до 100, от 25 до 50, от 10 до 25 млн. чел.).

Пользуясь данными табл. 5, подсчитайте долю регионов в общем пассажиропотоке и долю отдельных стран в общем числе крупнейших аэропортов мира (более 25 млн. чел. в год).

Таблица 5. Крупнейшие аэропорты мира, 2008 г., млн. чел.

Аэропорт Страна Пассажиров в год, млн. чел.
Атланта (Хартфилд) США  
Чикаго (О'Хара) США  
Токио (Ханеда) Япония  
Лондон (Хитроу) Великобритания  
Париж (Шарль де Голль) Франция  
Лос-Анджелес США  
Даллас — Форт-Уэрт США  
Пекин Китай  
Франкфурт на Майне ФРГ  
Денвер США  
Мадрид Испания  
Сянган Китай  
Нью-Йорк (им. Кеннеди) США  
Амстердам (Схипхол) Нидерланды  
Лас-Вегас США  
Хьюстон США  
Финикс США  
Бангкок Таиланд  
Сингапур (Чанги) Сингапур  
Сан-Франциско США  
Дубай ОАЭ  
Орландо США  
Детройт США  
Нью-Йорк (Ньюарк) США  
Мюнхен ФРГ  
Рим (Леонардо да Винчи) Италия  
Лондон (Гэтвик) Великобритания  
Майами США  
Миннеаполис — Сент-Пол США  

 

 

8. (по желанию). Условия работы аэропорта зависят главным обра­зом от характера местности, где он расположен, особенностей климата, степени освоенности (заселенности) территории. Ис­пользуя разнообразные карты, а также известные сведения, по­пытайтесь выяснить, почему перечисленные в таблице 6 аэро­порты считаются самыми сложными в мире.

Таблица 31.6

Аэропорт Страна Условия взлета- посадки (уникальность)
Лхаса Тибет, КНР  
Бангда Тибет, КНР  
Улан-Батор Монголия  
Скопье Македония  
Хитроу (Лондон) Великобритания  
Адлер (Сочи)* Россия  
Иркутск* Россия  
Елизово (Петропавловск- Камчатский)* Россия  

* Самые сложные в России.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: