НОВАЯ ВЕХА СКРИПАЧЕЙ-ИНТЕРПРЕТАТОРОВ, ПРИШЕДШИХ НА СМЕНУ СКРИПАЧАМ-КОМПОЗИТОРАМ.




- - -

ФЕРДИНАНД ДАВИД (I8I0-I873) Фердинанд Давид родился В 1810 году в городе Гамбурге. Учился в 1823—1824 гг. у Людвига Шпора и Морица Гауптмана. Играл на скрипке в одном из берлинских театров, с 1835 года жил и работал в Дерпте, руководя домашним квартетом барона фон Липгарта, на дочери которого позднее женился. Предпринял ряд гастрольных поездок в Ригу, Санкт-Петербург и Москву. ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛЕЙПЦИГЕ В ГЕВАНДХАУЗЕ. ТВОРЧЕСКОЕ СОДРУЖЕСТВО С МЕНДЕЛЬСОНОМ. ПОСВЯЩЕНИЕ ЕМУ СКРИПИЧНОГО КОНЦЕРТА МЕНДЕЛЬСОНА. В 1835 г. был приглашён Феликсом Мендельсоном занять место концертмейстера оркестра Гевандхауза. Давид исполнил премьеру знаменитого Концерта для скрипки с оркестром Мендельсона и, как считается, иногда консультировал композитора в процессе работы.

Крупнейший представитель нем. скрипич. школы 19 в. Его исполнению были присущи новые, изысканные приёмы игры, тонкость тембровых красок, тщательно разработанная техника летучих штрихов (последнее сказалось на фактуре финала концерта Мендельсона).

РОЛЬ ДАВИДА КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЯ, ВОЗРОДИВШЕГО К ЖИЗНИ ЗАБЫТЫЕ РУКОПИСИ БАХА, КОРЕЛЛИ, ТАРТИНИ И ДРУГИХ КОМПОЗИТОРОВ. РЕДАКЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, МНОГО ЧИСЛЕННЫЕ ПЕРЕЛОЖЕНИЯ. Давид выступал как редактор и публикатор Сонат и партит для скрипки соло Иоганна Себастьяна Баха, фортепианных трио Бетховена, произведений Гайдна, Локателли, Верачини и др. Ценным пособием было подготовленное Давидом издание «Высшая школа скрипичной игры».

Деятельность Д. как исполнителя, педагога и редактора оставила глубокий след в истории скрипичного исск-ва и явилась одним из зачит. этапов развития скрипичного репертуара. В композиторском творчестве Д. был последователем Мендельсона. Д. - автор оперы "Ганс Вахт" (1852, Лейпциг), 2 симфоний, 5 скрипич. концертов, мн. пьес для скрипки и фп., песен, каденций к скрипичным концертам Моцарта и Бетховена, а также "Скрипичной школы" ("Violinschule", 1863) и др.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГЕЯТЕЛЬНОСТЬ. УЧЕНИКИ. В 1843 году, также по приглашению Мендельсона, Давид стал профессором новосозданной Лейпцигской консерватории. Его педагогическая деятельность оказалась весьма успешной: среди учеников Давида — Август Вильгельми, Вольдемар Баргиль, Никодим Бернацкий, Вильгельм Йозеф фон Вазилевски, Йозеф Иоахим, Рафал Машковский, Юхан Свенсен, Фридрих Хегар, Энгельберт Рёнтген, Франц Вольфарт и многие другие.

ЙОЗЕФ ИОАХИМ (I83I-I907) Родился в 1831 году в местечке Копчень близ Братиславы, брал уроки у польского скрипача Станислава Сервачиньского. По словам Иоахима, это был неплохой педагог, хотя с некоторыми дефектами его воспитания, главным образом в отношении техники правой руки, Иоахиму вспоследствии пришлось бороться. Затем ученик Бема, Иоахима. Учился в Лейпцигской консерватории, куда он направился в 1843 году. В воспитании Иоахима сыграли огромную роль Мендельсон, Давид и Гауптманн, у которого Иоахим обучался композиции. Мендельсон был пленен Иоахимом при первом же знакомстве. Когда Иоахиму исполнилось 16 лет, Мендельсон пригласил его занять место преподавателя в консерватории и концертмейстера оркестра в Гевандхаузе. Последнее Иоахим разделил со своим прежним учителем Ф. Давидом.

ИСПОЛНГТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ. СЕРЬЁЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕПЕРТУАРУ. ИОАХИМ - КАК ИНТЕРПРЕТАТОР КЛАССИКИ. Он воспитан Мендельсоном и Шуманом в строгих академических традициях. Также Брамс оказал огромное воздействие на Иоахима в художественно-эстетическом плане. В последние годы Иоахим много работал вместе со своим учеником и биографом А. Мозером над редакцией сонат и партит И.-С. Баха, квартетов Бетховена. Принимал большое участие в разработке скрипичной школы А. Мозера, поэтому его имя фигурирует в качестве соавтора. В этой школе зафиксированы его педагогические принципы.

Судя по отзывам, в игре Иоахима преобладали мягкость, нежность, романтическая теплота. Он располагал относительно небольшим, но очень приятным звуком. Бурная экспрессивность, порывистость были ему чужды. Чайковский, сравнивая исполнительство Иоахима и Лауба, писал, что Иоахим превосходит Лауба «в уменье извлекать трогательно нежные мелодии», но уступает ему «в силе тона, в страстности и благородной энергии». Во многих рецензиях подчеркивается сдержанность Иоахима, а Кюи упрекает его даже в холодности. Однако в действительности это была мужественная суровость, простота и строгость классического стиля игры.

Иоахим считал, что развитие скрипача неотделимо от широкой программы общеэстетического образования, вне которого невозможно подлинное совершенствование художественного вкуса. Требование раскрытия замысла композитора, объективной передачи стиля и содержания произведения, искусство «художественного перевоплощения» — таковы незыблемые основы иоахимовской педагогической методологии. Именно художественной силой, умением развить в ученике художественное мышление, вкус, понимание музыки и был Иоахим велик как педагог.

КВАРТЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СКРИПИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ. КОНЦЕРТЫ). СКРИПИЧНЫЕ ТРАНСКРИПЦИИ (ВЕНГЕРСКИЕ ТАНЦЫБРАМСА). СКРИПИЧНЫЙ КОНЦЕРТ МЕНДЕЛЬСОНА. Им написан ряд пьес для скрипки с оркестром и фортепиано (Andante и Allegro op. 1, «Романс» op. 2 и др.); несколько увертюр для оркестра: «Гамлет» (неокончена), к драме Шиллера «Деметриус» и к трагедии Шекспира «Генрих IV»; 3 концерта для скрипки с оркестром, из них лучший — Концерт на венгерские темы, часто исполнявшийся Иоахимом и его учениками. Гораздо большее значение имели (и сохранили до настоящего времени) редакции и каденции Иоахима — редакции сонат и партит Баха для скрипки соло, аранжировка для скрипки с фортепиано «Венгерских танцев» Брамса, каденции к концертам Моцарта, Бетховена, Виотти, Брамса, применяемые в современной концертной и педагогической практике. Иоахим принимал горячее участие в создании Концерта Брамса и был первым его исполнителем. В Ганновере Иоахим создал несколько произведений, в том числе Венгерский концерт для скрипки с оркестром — самое лучшее свое сочинение.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОГРЕССИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ. В Ганновере у него занимался Ауэр, по суждениям которого можно сделать вывод о том, что к этому времени педагогические принципы Иоахима уже достаточно определились В 1868 году Иоахим поселился в Берлине, где через год получил назначение на должность директора открывшейся консерватории. На этом посту он оставался до конца жизни.Что касается технологии игры, то ей в педагогике Иоахима отводилось незначительное место. «Иоахим редко входил в технические детали, — читаем у Ауэра,— никогда не объяснял ученикам, каким способом достичь технической легкости, как добиться того или иного штриха, как играть некоторые пассажи или как облегчить исполнение употреблением определенной аппликатуры. Во время урока он держал скрипку и смычок и, как только исполнение учеником пассажа или музыкальной фразы его не удовлетворяло, гениально играл сам сомнительное место. Он редко выражал ясно свою мысль, и единственным замечанием, которое он произносил, сыграв неудавшееся ученику место, бывало: «Вы должны это играть так!», сопровождаемое ободряющей улыбкой. Таким образом, те из нас, кто были в состоянии понять Иоахима, следовать его неясным указаниям, получали огромную пользу, пытаясь по мере сил подражать ему; другие же, менее счастливые, оставались стоять, ничего не понимая...»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: