Тема: Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.




1. Основная характеристика деятельности бюджетных учреждениях и правовые основы.

2. Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

3. План счетов и его характеристика.

4. Формы учета. Построение регистров синтетического и аналитического учета.

 

1. Основная характеристика деятельности бюджетных учреждениях и правовые основы.

Бюджетные отношения в ЛНР регулируются нормативно-правовые актами, принятые Советом министров, правовыми актами, центральными органами власти приняты на основании и присвоение бюджетом.

Сфера бюджетных учреждений является весьма разнообразной по функциональным признакам. Условно их можно поделить на три группы:

· учреждения, выполняющие законодательные функции, функции управления, охраны, контроля - учреждения законодательной и исполнительной власти; министерства, ведомства, управления, то есть аппарат органов государственного и хозяйственного управления, общественных и других организаций; финансовые органы, органы казначейства, налоговая инспекция, таможенная служба, армия, органы милиции, судебные органы, органы прокуратуры и др.;

· учреждения социально-культурного комплекса - учреждения образования всех уровней, медицинские учреждения, детские воспитательные учреждения, учреждения культуры, библиотеки, научные организации и др.;

· социальные фонды и службы, а также другие бюджетные учреждения.

Для выполнения уставных задач учреждения получают бюджетные ассигнования, то есть, полномочия распорядителя бюджетных средств, предоставленные в соответствии с бюджетными назначениями, на принятие бюджетного обязательства и осуществление платежей, которые имеют количественные, временные и целевые ограничения.

Бюджетное обязательство - любое осуществленное согласно бюджетному ассигнованию размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций на протяжении бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи на протяжении этого же периода или в будущем.

Бюджет - это план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, которые осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления на протяжении текущего бюджетного период.

Различают местные бюджеты и государственный бюджет

Местный бюджет - это бюджеты областные, районные бюджеты, и бюджеты местного самоуправления (бюджеты территориальных общин, сел, поселков, городов)

Государственный бюджет - это бюджет, который формируется на уровне государства (республики).

Государственный и местный бюджеты, построенные с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориального устройства и урегулированная нормами права составляют бюджетною систему.

На всех стадиях бюджетного процесса осуществляются контроль за соблюдением бюджетного законодательства, аудит и оценка эффективности управления бюджетными средствами в соответствии с законодательством.

Участниками бюджетного процесса являются органы, учреждения и должностные лица, наделенные бюджетными полномочиями (правами и обязанностями по управлению бюджетными средствами.

Решение о создании бюджетной организации принимается органом государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления при наличии необходимой материально-технической базы и квалифицированных специалистов, при обязательном согласовании с уполномоченным центральным органом государственной власти. Например, создание государственного высшего учебного заведения согласовывается с Министерством образования, больничной организации - с министерством здравоохранения.

Бюджетные организации являются юридическими лицами. Они действуют на основании устава (положения), имеют свою печать, счета в органах Госказначейства (или в учреждениях банков), имеют права, обязанности, несут ответственность. Такие организации признаются юридическим лицом со дня регистрации положения (устава) и с этого момента могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязательства, быть истцами в суде, арбитражном или третейском суде.

Бюджетные учреждения относят к организациям некоммерческого характера, для которых получение прибыли не является основной целью деятельности. Поэтому их относят к неприбыльным организациям.

К распорядителям и получателям бюджетных средств относятся: Министерство финансов, местные финансовые органы или органы самоуправления, действующие в соответствии с законодательством, банки.

Ликвидация учреждений и организаций, которые содержатся за счет средств бюджета, осуществляется органами, по решению которых они были созданы, а именно: органами государственной власти и органами местного самоуправления.

2. Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

Порядок ведения бухгалтерского учета бюджетных учреждений устанавливается Государственным казначейством ЛНР в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета по соглашению с Министерством финансов.

Предметом учета в бюджетных учреждениях являются хозяйственные средства по их составу и размещению, по источникам их формирования и назначению в процессе непроизводственного потребления.

Объектом учета являются доходы и расходы бюджетных учреждений; фонды и резервы, создаваемые в них в процессе выполнения сметы, расходы на содержание бюджетных учреждений и организаций, денежные средства в кассе и на счете в банке и другие активы и обязательства.

Целью ведения бухгалтерского учета бюджетных организаций является формирование полной, правдивой и беспристрастной информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств учреждения.

Сущность бюджетного учета наиболее полно проявляется в его функциях:

· функция надзора используется в процессе создания и использования денежных средств государства - бюджета как по доходам, так и расходам;

· функция отображения базируется на том, что все операции, которые выполняются за счет бюджетных средств, отражаются в соответствующих документах, на счетах и др.;

· функция обобщения проводится при осуществлении всех операций по расчетам, результатом которых является баланс доходов и расходов как бухгалтерский отчет;

· функция контроля проявляет себя при проведении бюджетного учета поступлений доходов по их видам и учетом исполнения расходной части бюджета в соответствующих отраслях, учреждениях и организациях, которые финансируются из бюджета;

· функция управления и руководства процессом исполнения бюджета и обеспечение планирования бюджета;

· функция обеспечения сохранности средств бюджета в качестве государственной собственности.

Указанные функции детализируются в виде соответствующих задач.

Задачами бухгалтерского учета бюджетных учреждений являются:

1) обеспечить правильную организацию учета, точность и своевременность отражения всех хозяйственных операций по исполнению смет (учет финансирования, денежных средств, расходов, расчетов, материальных ценностей, фондов и т.д.);

2) обеспечить рациональное и эффективное использование средств бюджетного учреждения по целевому назначению в соответствии с утвержденной сметой;

3) обеспечить полноту и своевременность проведения инвентаризации материальных ценностей, денежных средств и расчетов;

4) обеспечить полноту и достоверность составления отчетности;

5) обеспечить контроль за выполнением обязательств, наличием и движением имущества, использованием материальных и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами и сметами;

6) формирование полной, достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации, учреждения, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, финансовыми, статистическими и банковскими учреждениями и другими заинтересованными органами, и организациями.

Для бюджетных учреждений основным документом является смета доходов и расходов, который подтверждает полномочия на получение доходов и расходов, определяет объем и распределение средств для выполнения советующих функции.

Бухгалтерский учет выполняется с помощью программного обеспечения, с помощью которого в автоматизированном режиме осуществляется накопление, обработка, систематизация и передача информации пользователям. Информация фиксируется на уровне аналитического учета на аналитических счетах. Проверка счетов осуществляется не реже 1 раза в месяц.

Сверка аналитического учета с синтетическим проводится ответственными исполнителями по счетам проверяемой деятельности с данными соответствующих счетов еженедельного оборотно-сальдовым баланса.

Основанием для бухгалтерского учета операций по выполнению бюджетов в органы казначейства являются первичные документы, которые фиксируют факты осуществления операций (в бумажной, электронной форме). Документы должны иметь обязательные реквизиты, установлены законодательством в бухгалтерском учете. Документы, которые подают распорядители бюджетных средств и получатели в органы казначейства должны быть подписаны лично и подпись скреплена печатью.

После завершения бюджетного периода органы казначейства отображают в учете операции по закрытию счетов и определении резервов выполнения государственного бюджета за отчетный период с целью обеспечения включения всех операций в годовую отчетность по выполнению государственных и местных бюджетов.

Отчетность по выполнению бюджетов включает финансовую и бюджетную отчетность, которая составляется согласно требований Бюджетного Кодекса Украины на основе данных бухгалтерского учета и отдельных данных отчетов распорядителей и получателей бюджетных средств.

Вопрос учетной политики, как совокупности определенных в рамках действующего законодательства принципов, методов и процедур, используемых бюджетными учреждениями для ведения учета и составления финансовой с отчетности, определенные основным бухгалтерским законом, и в целом она направлена на правильное и достоверное отражение в учете доходов и расходов в процессе оказания нематериальных услуг в соответствии с утвержденными сметами, сохранение и эффективное использование государственного имуществ.

Учетная политика учреждения определяется по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств или органом, к сфере управления которого относится учреждение.

Руководители учреждений, главный бухгалтер и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством ЛНР и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики учреждения, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

К дисциплинарной ответственности бухгалтера могут привлечь за нарушения трудовой дисциплины. При этом согласно ст. 147 КЗоТ предусмотрено только два вида наказания: выговор и увольнение*. Все остальные, например, штрафы и т. п., законодательством не предусмотрены и являются нарушением прав работника.

К материальной ответственности за причиненный предприятию ущерб при выполнении трудовых обязанностей работника бухгалтерии работодатель может привлечь только при выполнении таких условий:

1) если ущерб нанесен в результате нарушения возложенных на работника трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 130 КЗоТ). Перечень трудовых обязанностей работника устанавливается в трудовых договорах, должностных инструкциях и т. п.;

2) ответственность наступает за прямой действительный ущерб (ч. 2 ст. 130 КЗоТ). За неполученную предприятием прибыль работник материальную ответственность не несет;

3) если ущерб причинен виновными противоправными действиями (бездействием) работника (ч. 2 ст. 130 КЗоТ);

4) если причиненный ущерб не относится к категории нормального производственно-хозяйственного риска (ч. 4 ст. 130 КЗоТ);

5) если работник, причинивший ущерб, не находился в состоянии крайней необходимости (ч. 4 ст. 130 КЗоТ). Для возложения на работника материальной ответственности за причиненный ущерб работодатель должен доказать наличие всех выше названных условий. Сам же работодатель обязан создать работнику необходимые условия для нормальной работы и обеспечения полной сохранности доверенного ему имущества (ч. 1 ст. 131 КЗоТ). Если такие условия не созданы, то это может служить основанием для уменьшения судами размера возмещаемого работником ущерба.

В общем случае материальная ответственность работников бухгалтерии может быть ограниченной (не более среднего заработка). Полная материальная ответственность, когда возмещается вся сумма причиненного ущерба, наступает у тех работников, с которыми заключен договор о полной материальной ответственности (в бухгалтерии — это кассиры или бухгалтеры, совмещающие функции кассиров). Что касается обязательного заключения с главным бухгалтером договора о полной материальной ответственности, то в большинстве случаев главный бухгалтер не является материально ответственным лицом. Поэтому договор о полной материальной ответственности заключаться не должен.

План счетов и его характеристика.

План счетов - это систематизированный перечень счетов текущего учета, предназначенных для отражения хозяйственных операций. В основу нового Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений положены Международные стандарты бухгалтерского учета, а также План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций с учетом особенностейисполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений.

На территории ЛНР действует План счетов бюджетного бухгалтерского учета и финансовой отчетности, утвержденным и приказом Советом Министров ЛНР от 24.12.2015г. №121.

Бюджетные учреждения могут вводить новые субсчета (счета второго, третьего порядков) с сохранением кодов (номеров) субсчетов данного Плана счетов. Состав Плана счетов рассмотрен в таблице 1.

Таблица 1. Состав Плана счетов бюджетного учреждения

Разделы Характеристика
Балансовая счета
1. Необоротные активы Счета этого класса предназначены для обобщения информации о наличии и движении основных средств, прочих необоротных материальных активов, нематериальных активов, долгосрочных финансовых инвестиций, незавершенного капитального строительства и износа необоротных активов.
2. Запасы Счета этого класса предназначены для обобщения информации о наличии и движении производственных запасов, животных на выращивании и откорме, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, материалов и продуктов питания, готовой продукции, продукции сельскохозяйственного производства, принадлежащих учреждению; материальных ценностей, которые приобретены (произведены, получены) и содержатся учреждением с целью дальнейшего распределения, передачи, продажи, в том числе изделия из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, учебники и другие материалы образовательных (учебных) заведений, запасы вооружения и тому подобное; активов, представляющих государственные материальные резервы и запасы (резервы нефтепродуктов, зерна и тому подобное).
3. Средства расчета и другие активы К классу 3 «Средства, расчеты и другие активы» относятся счета, применяемые для отражения текущих финансовых активов: средств в кассе, на счетах в учреждениях банков или в органах Казначейства ЛНР, в расчетах с дебиторами, текущих финансовых инвестиций.
4. Собственный капитал Счета класса 4 «Собственный капитал» применяются для учета фондов в необоротных активах, в малоценных и быстроизнашивающихся предметах и финансовых инвестициях.
5. Долгосрочные обязательства Счета этого класса предназначены для учета данных и обобщения информации об обязательствах учреждения, которые не возникают в процессе обычной деятельности, не являются характерными для учреждения и погашение которых состоится по завершению отчетного года.
6. Текущие обязательства Счета этого класса предназначены для учета данных и обобщения информации об обязательствах учреждения, возникающих в течение обычной его деятельности и погашение которых ожидается в течение двенадцати месяцев с даты баланса.
7. Доходы Счета класса 7 "Доходы" предназначены для обобщения информации о доходах учреждения, которые он получает за счет общего и специального фонда бюджетов.
8. Расходы Счета класса предназначены для обобщения информации о фактических расходах и расходах учреждения в разрезе кодов экономической классификации расходов бюджета и кредитования бюджета
9. Административные услуги Счета 9 класса «Административные услуги» предназначены для обобщения информации о расчетах и обязательствах заказчиков за административные услуги, предоставляемые учреждением в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики, плата за которые зачисляется в бюджет.
Забалансовые счета
0. Забалансовые счета На забалансовых счетах учитываются материальные ценности, другие активы и обязательства, принадлежащие учреждению или находящиеся во временном распоряжении. Бухгалтерский учет указанных ценностей ведется по простой системе, по которой записи о поступлении, выбытии, использовании, продаже материальных ценностей, бланков документов строгой отчетности, образование условных прав и обязательств, списание с баланса имущества в результате брака, порчи и дебиторской задолженности проводятся только на одном забалансовом счете с указанием содержания и количественно- стоимостных показателей операции.

 

Каждый класс представлен синтетическим счетам (счета 1 порядка), имеют двузначный код, построенный порядковым способом, при этом некоторые коды не использованы и являются резервными

План счетов должен обеспечить точное и достоверное отражение в учете и отчетности хозяйственных операций бюджетных учреждений, а также решения таких конкретных задач:

· возможность систематического контроля за ходом исполнения сметы учреждения;

· прозрачность учета с целью соблюдения экономии и целевого использования бюджетных средств в соответствии с требованиями бюджетной классификации;

· представление полной информации, необходимой для составления отчета о выполнении государственного и местного бюджетов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: