Кино, фото, фоно документы.




Редко использовался, сейчас не только модно, становится потребностью. Появились все в 19 в. ФОтография - 30-е, аудио - 70-е, кино - 90-е гг. Особенность - все фиксируют факты в тот самый момент, когда факт имеет место. Различаются, звукозапись может быть переведана в письм. вид, в отличие от видео. Что считать первоисточником? Звукозапись, а не письменный вид. Видео материалы могут быть и документ., и художественные, различать также как худ. лит-ру и мемуары.

Фоно документы. Техническая история - нужно знать для датировки. Вначале звук записывался механически с помощью резца на валике, на восковом цилиндре, 1877 г. - фонограф Эдисона, 80-е - грамафонные пластинки (88 г.), 30-40 - е гг. 20 в. - оптический, фотограф. способ звукозаписи, мембраны, колебания отражались зеркалом на фотопленку. Фотопленка - носитель звука. К. 40-х гг. - на магниную ленту, магнитный способ. Запись в цифровой форме, оптический диск - носитель. Записываться может речь, музыка, шумы при скоплении людей. Нельзя судить по фрагменту, звуки моджно наложить любые, могут быть постановочные фотки. К звукозаписи постоянно обращаются сми. Монтаж - изъятия, сокрашения, перестановки. Первоисточник - первая по времени звукозапись, ведь потом все может тиражироваться, напр., копии музыкальных произведений. Речи писателей проходят реставраци. Фонодок могут создаваться организациями, учреждениями и отдельными лицами. В первом случае - официальный хар-р, часто секретные, спец. службы, нормы не соблюдаютс часто - прослушиваются звукозаписи. Никсон - нарушение конституции, прослушивал демократов. Спец. службы распоряж. этими записями. В 2007 г. в США размагнитили допросы на предмет терроризма, это вызвало большой скандал. Карибский кризис 1962 года, Кеннеди создал исполнительный орган при комитете расследования кризиса, все заседания этого органа записывались на магнитофон, знал об этом только Кеннеди, магнитофон в подвале Белого дома, когда рассекретили пленку, не всех установили участников. Нюнберг - помимо стенограмм все записывалось на магнитную ленту, 27 тыс. м пленки, 7 тыс. грампластин, стенограмма публиковалась с изъятиями, лучше пленка. Фоно - источник сложного состава, надо самому исследователю приводить в письменный вариант, нужно проверить на достоверность, потом анализ как письменного источника, если в архиве написано, что оригинал, можно доверять. Массовые и множественные фономат (интервью, опросы). Проблема авторства - в 90-е гг. в РФ закон об авторском праве исмежных правах, как этот закон должен применяться к звукозаписям, что нужно делать в архивах с этими док-тами: все пр-я лит-ры, искусства, фонодок., интервью, право принадлеж тому,к то давал интервью, брал интервью, они соавторы. Соавторство определяется подписями. ДЛя чего нужно знать? Если стала необходимость публикации, нужно брыть разреш не толко у того, кто давал интервью, но и кто брал, кто предоставлял материалы. Звукозаписи остаются первоисточником, могут быть и в гос., и в личных архивах. По правилам архивов звукозап. должны сопровожд. описательной хар-кой, когда, где, каким способом, на каком носителе сделана запись. РГАЗ - рос.гос. архив звукозаписей, РГАЛИ - рос.гос. архив лит-ры и искусства, Самара - рос. гос. архив научно-технической аргументации. За рубежом активно собирают и хранят звукозап., особенно в США. ФР, ИТ, Нидерланды - много по 2ой мир. войне, движению сопротивления.

Фотодок. До посл. 3-4 х лет историки использовали фотографии как иллюстрацию. Только в последние годы - фотография - один из основных источников. Зародилась в 20-30 гг 19 в. Ньемс и Дагер -ФР, Телгот - АНГЛ. Дагеротип - первоначальное название фотоснимка, изобрел Ньемс, Дагер - усовершенствовал. Для хранения в архивав в первую очередь предназначены негативы старой фотки, они меньше подвержены разрушению, на пленке негативной всегда есть дата изготовления, негатив нельзя долго не использовать. Это изобразитльный источник, к ним же можно отнести худ. открытки. Они улавливают моментально, неповторимо, позволяют остановить мгновение. Запечатлев-ся внеш. облик людей, выражение лиц, эмоциональное выражение, если спонтанность, канонические фотки - особый разговор. Для изучения истории пейзажа природного, городского дает важный материал. Информационные способности фотографии огромны. Широко использует сми. Метью Бреди - о гражданской войне в США, как только появились фотки - сразу фоторепортажи, франко-прусс. война, париж. коммуна - фотографии с мест. Но нужно быть аккуратным с газетой - монтаж. Хранятся в архивах. РФ - это Рос. гос архив кино, фото док-тов в Красногорске под Москвой, свыше 1 млн фотонегативов и фоток. Старые фотографии хран. в негативах, серебро содерж. пленки. Центральны московский архив музей личных собраний - архиви отдельных семей, множество фоток - 1998 г. Рос. гос. военный архив - связаны с двуми мир. войнами. Библ. Конгресса США свыше 5 тыс. фоток Льюиса Хайна (1874-1940), называл себя соц. фотографом, привлекал внимание к детскому труду, работал дальше по заказу красного креста, фоткал последствия великой депрессии, есть публикации его альбомов. В ЕС целая политика на то, чтобы создавать целые коллекции фотографий соврем. Европы, как культурное наследие. Историки мало применяют фотографии, не потому, что это непринято, просто сложно. Малоазийская катострофа на видеодокументах. Лозанский договор (23 г.), сфоткали турецкую делегацию на фоне англ. крейсера. 2 человека, которые подписывали договор с сербией в 20-м, еще двое. Девочка рассматривала, почему именно так сфоткались. Еще рассматривала фр. конференции: в центре англ. и т.п., греки сидят в конце слева, кокой-то нац. герой, ощущение обженного человека, потому что их не пригласили даже, хотя их руками англ. пробились в Азию. Только на фотках писать нельзя, надо сравнивать. Смирна, после того, как греки заняли, разрушили мечети, а турок обвиняют, не только турки изверги.

1.Кем, когда, в киких условиях и для каких целей сделана фотография. Любительский - больше спонтанности, естественности. Профессиональный - стандарт для офиц. док. или групповой снимок, там композиция на разные случаи стандартна. Если для архива семьи, то лица могут улыбаться, если офиц. для коперативной групы, то лица напряжены. Есть мастера худ. фотографии, тогда нужно учитывать творческую манеру автора, смотреть обстоятельства его жизни.

ДАЖЕ СТАТИЧНАЯ ФОТОГРАФИЯ ПРОФЕССИОНАЛА ФОТОГРАФА - ЭТО ВИД ТОЙ ЭПОХИ ЧЕЛОВЕКОМ ТОЙ ЭПОХИ. РОмановых показывали как идеальную семью, это были худ. оформленные фотки - англ Гарфилд?, на плацу показывал близость царя к народа. В 1913 г уникальные фотографии бала, где все были в историческом костюме, демонтрировали русскость на фоне запада. Есои фотомат. хранятся в архиве, то первоист - продукт авторской пленки, к-ый не подвергсякомпозиционным изменениям. Главная проблема - выяснение подлинности фотки. Есть такое мнение - камера не лжет, но не сегодня, сплошь и рядом фальсификации: поджог рейхстага - стоял со спичками. Также с фоток удаляли изображения врагов народа. По-станлински: нет человека - нет проблемы. Один и то же персонаж выглядит по-разному от момента, освещения. В одной газете рзместили 8 фоток в одном порядке, а потом в другом, получилась разная логика событий. ПОдмена: 2000 г. - журнал ВЕрсия, там после гибели "Курска" была помещена фотка, якобы Курск столкнулся с др. подлодкой, американская подлодка на базе ВВФ Норвегии сфоткана с вмятинами. Программа Итоги провела экспертизу, запросили фотки, снимок был, но сделан задолго до гибели Курска. Самые широкие возможности с цифровой фоткой. Заруб. историография - понятие "визуальный поворот" - методика анализа живописных изображений, применима и к фотам, особенно, что касается формы, этот поворот даст возможность указать 1. моментальное, неповторимое 2. внешний облик людей, выражение лица, эмоц. реакция. 3. пейзаж прир., городской. 4. кем, когда, в киких усл, цели сделан снимок 5. спостанность, естественность любит. снимка 6. поза какая-то отвечает определ. эпохе, соц. среде, есть каноны. Это называется "язык тела". Никогда историю как точную науку не сможем квалиф-ть, т.к. сущность у че-ка осталась одна и та же, два начала - иррац. и рац., когда какое будет преобладать - непредсказуемо. Всегда была борьба за права, но были периоды, когда господствовала идея, романтизм, никогда не было общества потребления, когда ничего нет - люди готовы на революцию - горбачевское время. ФОтка анализ-ся с точки зрения формы и содержания, учесть тот соц- истор. контекст. Посмотреть, как ч-к др. эпохи видел сябя и окружающих. Доступ ко взгляду эпохи. Это и есть "визуальный поворот". Раскрыть фальсиф. трудно, особенно пропаганду, нужно сравнивать.

Кино - 1895 г. братья Люмьер "Прибытие поезда", демонстр. в ПАриже. В РОссии кино часто называли живой фотографией. 1934 г. - убийство югослав. короля Александра в Марселе, случайно сняли. Убийство Кеннеди тоже случайно на люб. пленку, также 11 сент. в Нью-Йорке. Отдельные фрагменты киносъемки претерпевают монтаж, в отличие от фотки, это необходимо, создается сюжет. Конечно, тот, кто участв. в монтаже, тоже явл. соавтором опертора. В эпоху немого кино интерпретация делалась с помощью звука. Негатив автор. пленки, не подверг. монтажу - это первоисточник. Основ. отеч. хранилище - рос.гос. архив кино, фото док-тов в Красногорске, а игровые фильмы находятся в Белых столбах, Котельничная набережная, Гос.фильм фонд. Такие фильмотеки за рубежом с к. 30-х гг. Будапешт - революция 1912?. Не все сохранилось. Историч. источниками в первую очередь - докум. съемки: док. кино, кинохроника, необработанные в архиве. Док. кино - сейчас документальные кадры перемешиваются с игрой. Лучше всего кинохроника: гражд. война в Испании Роман Карнен и Макасеев, 40 тыс. м пленка, можно сопоставить с испанским дневником Кольцова, недавно открыты материалы коминтерна об исп.

1. Датировка кинопроизведения. Бывает, что снят, но не вышел - по негативу.

2. Время и место создания фильма - особенности архитект, дтали город. пейзажа, стилистика одежды, предметов обихода.

3. История работы над фильмом, условия создания - в архивах ест документация об этом.

4. Содержательный анализ - нужно определить степень достоверности. В худ. фильмах много ловушек. Самый яркий пример монтажа - парад на Красной площади 7 ноября - речь Сталина - снимали речь в помещении. Полнометражные док фильмы дают интерсеный материал, но там могут быть фальсификации. Высадка 2 го фронта в Нормандии, открытие в июне 44 г., там показ. кадры, где морское побережье усыпаны трупами, деревья стоят голые, хотя июнь.

Главная ценность док.фильмов - это ин-фа о повседневной жизни людей. Игровые фильмы имеют право на вымысел, творч. фантазию автора. Здесь по силе худ. убеждения. Ит.худ. фильмы 40-х гг. Проф. историку интересен и худ. фильм как свидетельство дух. запросов, сущ. в обществе в момент создания. Чем выше худ. достоверность игрового фильма, тем выше его потенциал исторический. Это не точное свидетельство, но иногда вымышл. детали оказываются убедительнее, чем просто ин-фа.

Болислав Мотушевский - офиц. фотограф при дворе Ник. 2. его работа в Париже - Новый источник истории. Говорил, что для историков фото будет одним из гл. источников.

Особенности создания док-та: 1. сознательность процесса. 2. передача зафиксированной ин-фы во времени и на расстоянии. 3. обязательная идентификация записи с письменным сопровождением. Радио и телевидение тоже использовать как исторический источник. Исследовать отражение мироощущение человека, отражение быта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: