С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.




ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ

Интеллектуальные нарушения - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических по­вреждений центральной нервной системы. Это такое нарушение развития, при котором страдает не только интеллект, но эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Без коррекционного обучения к концу дошкольного воз­раста у умственно отсталых детей формируется только предмет­но-манипулятивная деятельность. Игровая деятельность не становится ведущей, либо не сформирована вовсе. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реак­циями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно не формируется. Об­щение ребенка с нормально развивающимися сверстниками за­труднено: его не принимают в игру, т.к. он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников.

Такой ребенок испыты­вает стойкие трудности в усвоении программного материала на занятиях по формированию элементарных математических пред­ставлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, конструированию. Если ребенок не получил в дошкольном возрасте спе­циальной (коррекционной) помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению. Попадая в массовую школу, дети с интеллектуальными нарушениями сразу же испытывают зна­чительные затруднения в усвоении основных учебных дисциплин. И даже дублирование программного материала в течение еще одного года не помогает им усвоить программный мате­риал.

Раннее начало коррекционной работы с ребенком с интеллектуальной недостаточностью позволяет максимально снивелировать нарушение и предотвратить формирование вторичных дефектов. Система коррекционно-развивающей деятельности, направленная на развитие всех сторон личности ребенка помогает ему освоить первичные умения социализироваться.

Для того чтобы ребенок включился в коррекционно-развивающий процесс, важной предпосылкой является организация и темп деятельности: старший дошкольник должен уметь вовремя включиться в работу, уметь переключиться с одного задания на другое. Все это формируется в процессе непосредственной образовательной деятельности с учителем-дефектологом.

Другой необходимой предпосылкой к развитию интеллектуальной сферы является наличие у ребенка с нарушениями интеллекта элементарных познавательных интересов и познавательной активности.

Формирование познавательных интересов не сводится к тому, чтобы дать детям определенные знания, умения и навыки.

Речь, прежде всего, должна идти о том, чтобы воспитать у них потребность в знаниях и по возможности сформировать способы их приобретения.

Развитие интереса к окружающему, к познанию происходит, как правило, в разных видах детской деятельности.

Каждый вид детской деятельности вносит свой особый вклад в развитие ребенка.

Первая самостоятельная деятельность - предметная - вводит в мир вещей, созданных руками человека, знакомит его с их ролью в жизни человеческого общества.

Следом за предметной деятельностью развивается игровая, которая сначала тоже протекает как действия с предметами. Но по мере своего развития игра ведет ребенка к отражению и осмыслению человеческих отношений, к развитию новых сторон мышления и воображения, к развитию знаково-символической функции. Сначала ребенок замещает недостающие предметы другими, похожими, затем любыми, которым он придает соответствующую функцию, и наконец, просто словами.

Если ребенка с нарушениями интеллекта систематически обучают игре, постепенно подводят его к использованию предметов-заместителей, то к старшему дошкольному возрасту отмечаются уже элементы знаково-символической функции, необходимой для овладения языком, элементарными математическими представлениями, географическими и другими знаниями. Позднее на этом фундаменте строится познавательная деятельность.

Изобразительная и конструктивная деятельность - первые виды продуктивной деятельности. Задачи создания своими руками нового продукта - будь то рисунок, лепная поделка, постройка - заставляют ребенка стремиться получить правильное отражение воспринятого и тем самым способствуют дальнейшему развитию восприятия, представлений, знаний о предмете, закрепленных в речи, т.е. активизируют всю его познавательную и речевую деятельность.

Воспитание детей с нарушением интеллекта отличается своеобразием, которое заключается, во-первых, в его коррекционной направленности, во-вторых, в неразрывной связи коррекционной деятельности с формированием практических навыков и умений.

Общими причинами, задерживающими формирование ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ у умственно отсталых детей, являют­ся:

ü инертность, тугоподвижность нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствию целенаправленных действий, сни­жению интереса к окружающему;

ü низкий уровень ориентиро­вочной деятельности;

ü недоразвитие моторики, с чем связано ограничение практического чувственного опыта;

ü недостаточная деятельность, несовершенство взаимодействия анализаторов, что затрудняет накопление сенсорного опыта;

ü позднее и нару­шенное развитие речи (бедность словаря, трудности в форму­лировании собственных высказываний, непонимание обращен­ной речи).

Часто начало коррекционной работы с ребенком откладывается родителями по многим причинам до дос­тижения школьного возраста.

Однако самый чувствительный период для развития интеллектуаль­ных способностей - это возраст от 3 до 8 лет, поэтому упускать это время, благоприятное для развития ребенка, нельзя.

Обучать ребенка - это не значит посадить его за стол и в тече­ние определенного достаточно длительного времени проводить те или иные упражнения. Коррекционно-развивающая работа в первую очередь предполагает пра­вильную, рациональную организацию деятельности ребенка. Способности ребенка развиваются в деятельности. Причем не всякая дея­тельность развивает способности, а только эмоционально прият­ная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной об­становке, обязательно взрослыми должна создаваться для ребен­ка ситуация успеха.

Положительное отношение к занятиям должно быть сфор­мировано на ранних этапах обучения. Необходимо заинтересовать ребенка занятиями, и постоянно его поощрять, хвалить и не ругать за неудачу. Важно научить ребен­ка преодолевать трудности, радоваться своим победам. Наряду с новыми заданиями целесообразно предлагать и упражнения, уже хорошо знакомые ребенку, выполнение которых не вызывает за­труднений и доставляет удовольствие. Это поддерживает у ре­бенка интерес к занятиям, развивает его активность и уверен­ность в своих силах.

Для того, чтобы ребенок не огорчался при неудачах, необхо­димы своевременные и разумные меры помощи. Необходимо правильно регулировать дозу помощи.

Всегда отмечайте даже самые незначительные успехи ребенка. Только в таком случае можно добиться серьезных сдвигов в по­ложительную сторону в интеллектуальном развитии. Обязатель­но поддерживайте высокий уровень интереса и познавательной активности у детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: