Научный руководитель канд. пед. наук, доцент Овсянникова О.А.




СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ПРОЕКТА «ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ВОЕННЫХ ПЕСЕН»

Бешенцева С.С.,

Студентка ИПиП, гр. 29ПО117

Научный руководитель канд. пед. наук, доцент Овсянникова О.А.

 

Современная школа переходит на новые государственные образовательные стандарты, которые ориентированы на формирование у учащихся различных видов компетенций, овладение учащимися компьютерными мультимедийными технологиями, развитие у школьников проектного типа мышления. Все это в полной мере относится и к уроку музыки.

Инновационный поиск новых средств приводит к пониманию того, что современной музыкальной педагогике нужны групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, является применение итогового творческого проекта: индивидуального, группового, коллективного. Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимися в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).

Однако использование проектной деятельности на уроке музыки на современном этапе развития не всегда происходит должным образом, многие учителя не готовы к применению инновационных методов обучения из-за недостаточной разработанности методических подходов в данном вопросе. Проектная деятельность подразумевает под собой использование в учебной деятельности метода проектов. Сам метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, основоположником которой был американский философ-идеалист Дж. Дьюи, а также его ученик В.Х. Килпатрик. Метод был направлен на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, а уметь применить эти знания на практике.

В.Х. Килпатрик писал: «Метод проектов – метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке».

Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата до нестандартного выполнения задания.

Целью данного проекта является изучение школьниками истории создания военных песен, творчества композиторов, написавших эти песни, а конечным результатом (продуктом) – презентация музыкально-исторического концерта для ветеранов, учащихся других классов, преподавателей и родителей.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность должно происходить постепенно. Как показывает опыт проектной деятельности, интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы, то есть в подростковом возрасте.

В музыкальном образовании использование учителем музыки метода проектов особенно актуально в наше время. Школьникам необходимо предоставлять возможность знакомиться с музыкой различных стилей и жанров самостоятельно. Организация проектной деятельности в музыкальном образовании полностью ложится на плечи учителя музыки. Подготовить, заинтересовать, организовать учащихся, контролировать процесс − основные задачи учителя музыки в проектной деятельности.

Как правило, часть проектной деятельности осуществляется на уроке музыки, а часть во внеурочное время. На уроках музыки должны контролироваться лишь опорные пункты проектной деятельности, ее ход работы (планирование, распространение найденной учениками информации между одноклассниками, репетиция творческих номеров и прочие моменты проектной деятельности). Учащиеся сами добывают подходящую по теме проекта информацию, музыкальный материал, знакомятся с ним и обрабатывают его.

В данной работе предлагается пример организации проектной деятельности учителем музыки с учащимися 6-го класса по теме: «Из истории создания военных песен». Этот проект является информационно-исследовательским и творческим, предусматривает работу всего класса в течение нескольких месяцев. В данной работе предлагается коллективная форма проектной деятельности школьников.

Любой процесс организации предполагает поэтапность действий. Нами выделены следующие этапы организации проекта «Из истории создания военных песен»:

1. Нахождение и формулировка темы (тема должна быть интересна учащимся и отвечать их возрастным особенностям; она может быть приурочена к какому-либо празднику или важному событию школы, города, страны).

2. Планирование учебных действий. Продумывание каждого следующего этапа проектной деятельности «Из истории создания военных песен». Распределение ролей каждого учащегося по группам:

I группа – «Историки». Их задача: изучить причины возникновения военных песен, их тематику, проанализировать творчество композиторов, подобрать широкий репертуар военных песен, систематизировать всю информацию и предоставить ее другим участникам;

II группа - «Создатели презентации». В их задачу входит создание презентации для каждой песни в программе Power Point.

III группа - «Сценаристы и ведущие». Задача сценаристов: продумать порядок номеров, составить сценарий презентационного концерта, отследить подготовку концертных номеров; Задача ведущих: научиться презентовать каждый номер с выражением и характером, подготовить афиши и приглашения на концерт.

IV группа – «Исполнители». Их задача: подготовить свой концертный номер (песню, художественное слово, танец и т.д.);

3. Сбор исторических данных о возникновении военных песен, их создании, тематике и сведений о композиторах, обработка найденного материала.

4. Анализ и обобщение исторической информации (определенные материалы, сведения о военных песнях презентуются на уроке музыки для отслеживания готовности информации).

5. Подготовка сообщений и творческих номеров (создание презентации по каждой песне, репетиции номеров; на уроках музыки со школьниками разучиваются сами военные песни, как в хоровом варианте, так и в дуэте, и соло).

6. Концерт, как презентация проектной деятельности.

7. Коллективное обсуждение, анализ проделанной работы.

На протяжении всей проектной деятельности учитель музыки должен отслеживать работу учащихся, помогать им в отборе исторической информации, в сборе коллектива и в организации репетиционных моментов. Цель современного учителя в проектной деятельности − научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, научить прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения проблемы.

Важную роль в организации проекта «Из истории создания военных песен» играет обеспечение рабочего места всем необходимым. Желательно, чтобы школа смогла обеспечить учащихся информационно-технологическими ресурсами (компьютеры, выход в интернет, фонд и каталоги библиотеки), предоставить свободное от урочных занятий помещение, не ограничивающее свободу действий учащихся.

Немаловажную роль играет и заключительный этап проектной деятельности – анализ полученного результата. Всеми учащимися и учителем музыки осуществляется коллективное обсуждение проделанной работы, устанавливается достижение цели, выявляются недочеты проектной деятельности, проявившиеся в концерте – презентации (если таковые имеются), выясняется польза этого проекта для каждого учащегося (что они узнали, открыли для себя), что дала им проектная деятельность, как для отдельной самостоятельной личности, так и для всего учебного коллектива.

Литература:

1. Родионов, В. Проектная деятельность в школе / В. Родионов, М. Ступницкая. – Режим доступа:

https://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200404608

2. Смбулян, Л.Г. Проектная и исследовательская деятельность учащихся / Л.Г. Смбулян. – Режим доступа:

https://www.sch996.edusite.ru/p42aa1.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: