Роль развивающих методов обучения в организации познавательной деятельности учащихся.




Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. Общеизвестно, что каждый ребенок обладает громадным нераскрытым потенциалом творческих возможностей. Как же сохранить и поддержать их любознательность? Как изменить отношение учеников к школьному предмету под названием «биология». Тема моего доклада «Использование различных методов обучения для развития познавательной активности и интереса учащихся» (применительно к предмету биология).

«Познавательный интерес» - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет, что соответствует требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов. При этом поисковая работа в деятельности школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Она положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышление, воображение, память, внимание.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически и не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышая его качества.

Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания.

В литературе существует различные подходы к определению понятия методы обучения:

1) это способ деятельности учителя и учащихся;

2) совокупность приемов работы;

3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;

4) система действий учителя и учащихся.

И.Я. Лернер классифицирует методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала: объяснительно–иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично–поисковый, исследовательский.

П.И. Пидкасистый, доктор педагогических наук, профессор классифицирует методы обучения в зависимости от источника получения знаний:

- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа (вводная, сообщение, закрепляющая, индивидуальная, фронтальная, собеседование), учебная дискуссия, лекция, работа с книгой – конспектирование, составление плана текста, цитирование и т.д.)

- наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций).

- практические методы (упражнения – устные, письменные, графические, учебно – трудовые (практические работы), по степени самостоятельности–тренировочные; лабораторные работы, дидактическая игра.

А.М.Данилов, Б.П.Есипов ученые педагоги России классифицировали методы обучения в зависимости от основных дидактических целей:

  • методы приобретения знаний,
  • методы формирования умений и навыков,
  • методы применения знаний,
  • методы контроля ЗУН.

Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступить в процессе познания и практического действия.

Выбор методов обучения осуществляется на основании:

  • общих целей современного образования и ведущих установок современной дидактики,
  • особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины,
  • особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы,
  • времени, отведенного на изучение того или иного материала,
  • возрастных особенностей учащихся,
  • целей, задач и содержания материала конкретного урока,
  • материальной оснащенности кабинета, наличия оборудования,
  • возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

В настоящее время в современной методике используют следующие методы:

  • методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности
  • методы контроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности
  • методы стимулирования учебно – познавательной деятельности
  • активный метод
  • интерактивный метод

В своей работе я использую методы:

- Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности:

а) Словесные, наглядные, практические

б) Поисковые, исследовательские, проблемные.

- Методы контроля за эффективностью учебно–познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками.

Методы стимулирования учебно–познавательной деятельности: Определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: