Тематические карты-схемы наблюдения




Наблюдение за ребенком начинается с первого дня поступления ребенка в МАДОУ, в связи с чем педагогами используется тематическая карта наблюдений за ребенком раннего возраста в период адаптации. Эта тематическая карта содержит информацию, отражающую существенные изменения в разных сферах развития малыша в период адаптации (Приложение 2)

Наблюдение ведется в течение всего периода адаптации, чтобы проследить, как быстро ребенок привыкает к условиям детского сада, по каким направлениям отмечаются более благоприятные, а по каким - менее благоприятные изменения. Для фиксации используется способ словесного обозначения («постоянно», «часто», «редко», «никогда»)

В случае необходимости, в графе «Примечания » педагог делает короткие записи, дополняющие предложенную схему.

Анализируя данные наблюдений, воспитатель выявляет зону особого внимания, решает, с какой проблемой ребенка ему нужно работать, прежде всего. С опорой на данные наблюдений проводятся беседы с родителями, выработка общей стратегии поведения взрослых.

Реализация Программы после завершения периода адаптации предполагает наблюдения за развитием ребенка раннего возраста. Тематическая карта наблюдений за ребенком раннего возраста заполняется педагогами одни раз в месяц. Частота заполнения может зависеть от состояния и поведения ребенка. Если возникают какие-то проблемы, то воспитатель ведет более частые наблюдения за развитием ребенка и заносит результаты в карту-наблюдения.

Работа с картой развития. Наблюдение за ребенком ведется в течение недели, чтобы проследить, по каким направлениям отмечаются более благоприятные, а по каким - менее благоприятные изменения. При заполнении карты воспитатель суммирует свои наблюдения. В карту не заносятся наблюдения, накопленные за один-два дня, так как достоверный вывод о развитии ребенка можно сделать лишь на основании повторяющихся особенностей поведения малыша в разных ситуациях. Например, в разных игровых ситуациях, в которых проявлялись достижения ребенка в течение недели в игровой деятельности.

Чтобы отслеживать все области развития каждого ребенка, следует использовать разные ситуации.

Карта-наблюдения содержит информацию, отражающую существенные изменения в разных сферах развития малыша (Приложение 3)

Для фиксации используется способ словесного обозначения («обычно» (когда качество проявляется постоянно или достаточно часто), «изредка» (когда качество проявляется время от времени), «нет» (когда качество не проявляется никогда).

Заполнив карту наблюдения, воспитатель получает целостное представление о развитии ребенка на данном возрастном этапе, о его достижениях и проблемных зонах. На основании этой карты он выстраивает педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей малыша.

С опорой на данные наблюдений проводятся беседы с родителями, выработка общей стратегии поведения взрослых.

Данные педагогической диагностики по результатам освоения Программы сдаются старшему воспитателю, который (согласно приказа по МАДОУ) обрабатывает данные с групп в сводную таблицу по МАДОУ. Старший воспитатель обеспечивает хранение материалов педагогической диагностики. Изучение социально-нормативных возрастных характеристик достижений ребёнка проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу.

1.1.5.Организация работы в летний период

Основное направление работы в летний период - создание комфортных условий для
полноценного летнего оздоровительного отдыха и развития детей.

Целью является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учётом их и индивидуальных особенностей.

Задачи:
§ Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровье детей.
§ Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое
воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и
познавательной активности
§ Осуществлять просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в
летний период.
§ Продолжать формирование познавательного интереса детей к природе через
опытническую деятельность в летний период в целях всестороннего развития детей.
§ Создать условия для оптимальной двигательной активности детей с учётом возраста,
развития физических качеств посредством организации физкультурных мероприятий,
спортивных игр.
§ Развивать творческие способности детей в разных видах деятельности. Создать условия
к самовыражению, проявлению творчества, фантазии.
§ Воспитывать эстетические чувства при созерцании родной природы
§ Продолжать работу с детьми по предупреждению бытового и дорожного травматизма, противопожарной безопасности.

Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые

обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Планируемые результаты на летний оздоровительный период.

- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

- развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников;

- повышение уровня экологической культуры воспитанников (развитие экологического - гуманного, природоохранного, осознанно-бережного отношения к природе);

- повышение уровня коммуникативных способностей детей;

- повышение эффективности в работе с родителями по вопросам ЗОЖ;

- активизация познавательных интересов детей к трудовой деятельности в природе.

 

II. Содержательный раздел.

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях). Реализация программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям стандарта и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации программы, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей).

Примером вариативных форм, способов, методов организации образовательной
деятельности могут служить такие формы как: образовательные предложения для целой
группы (занятия), различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование,
ролевая, и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры; взаимодействие и
общение детей и взрослых и/или детей между собой; проекты различной направленности,
прежде всего исследовательские; праздники, социальные акции т.п., а также использование
образовательного потенциала режимных моментов. все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.

Любые формы, способы, методы и средства реализации программы должны
осуществляться с учетом базовых принципов стандарта и раскрытых в разделе 1.1.2
принципов и подходов программы, то есть должны обеспечивать активное участие ребенка в
образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно - развивающий характер взаимодействия и общения и др.

 

2.1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми с 1-2 лет

(первая группа раннего возраста)

Данный раздел Программы в силу возрастной специфики и особенностей развития малышей с 1-2 лет для первой группы раннего возраста имеет структурное отличие, обусловленное трудностью разделения процессов ухода, воспитания и обучения для детей данной возрастной группы.

Задачи воспитания и обучения детей с 1-2 лет (вторая группа раннего возраста) см. стр. 36-37 Примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой)

Таблица 2. Содержание психолого-педагогической работы при проведении режимных процессов с детьми с 1-2 лет

Основы и навыки гигиенической культуры
1-1,6 месяцев · Мыть руки перед едой и по мере загрязнения · Есть ложкой густую пищу, к 1.6 мес. - · Пользоваться салфеткой (с помощью взрослого) · Благодарить после еды (как умеют) 1,6 – 2 лет · Мыть руки перед едой и по мере загрязнения · Пользоваться личным полотенцем · Есть ложкой густую пищу, есть суп с частичной помощью взрослого · Пользоваться салфеткой (с помощью взрослого) · Благодарить после еды (как умеют), задвигать стул
Навыки самообслуживания
1.7 мес. – раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать шапку, валенки, рейтузы, расстёгнутые туфли, шорты и колготки) 2года– с небольшой помощью взрослого снимать и надевать перечисленные вещи и одежду в определённом порядке
Навыки культуры поведения
К 2 годам Не выходить из-за стола, не закончив прием пищи. Говорить «спасибо» с напоминанием взрослого. Вытирать ноги у входа в помещение. Снимать и надевать одежду в определенном порядке. Складывать одежду аккуратно, в определенном порядке. Расстегивать и застегивать обувь. Расстегивать пуговицы спереди при небольшой помощи взрослого. Замечать неопрятность в одежде, с помощью взрослого приводить себя в порядок. Самостоятельно мыть руки перед едой и после загрязнения (воспитатель постоянно напоминает, как правильно это делать). Мыть лицо. Насухо вытирать лицо и руки индивидуальным полотенцем. Пользоваться носовым платком. Пользоваться расческой. Опрятно есть. Держать ложку в рабочей руке. Пользоваться салфеткой Приветствовать утром детей и взрослых группы словами: «Доброе утро!», «Здравствуйте!». Вечером, уходя из детского сада, прощаться. Благодарить Обращаться к воспитателю и помощнику воспитателя по имени-отчеству Делиться игрушками, уметь подождать


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: