Лекция 1. Характеристика современного состояния наукоемких предприятий.




УПРАЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ

 

Наукоемким является предприятие, выпускающее наукоемкую продукцию и отличающееся высокой капиталоемкостью, повышенной фондовооруженностью работников, использованием высоких технологий и увеличенным числом инженерного и научного кадрового состава.

Наукоемкой продукцией является продукция, полученная в результате реализации инновационного цикла (НИОКР, подготовка производства, освоение) и переданная в производство для промышленного изготовления.

Из общей совокупности товаров в мире к наукоемким относится около 30%. Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет более 2, 3 трлн. долларов. В настоящее время в мировой экономике происходит постоянное повышение веса и влияния высокотехнологичных отраслей, в связи с чем возникает естественная задача исследования различных механизмов научно-технологического развития, которые соответствуют современным представлениям о научно-техническом прогрессе (НТП).

Любая наукоемкая отрасль соединяет в своей деятельности экономическую и социальную функции. Ее социальное значение состоит, прежде всего, в том, что продукция такой отрасли, как правило, способствует наилучшему удовлетворению имеющихся потребностей населения и созданию новых направлений в потребительском секторе.

Таблица 1. Структура мирового рынка наукоемкой продукции, %

Страна 1992 г. 1995 г. 2000 г. 2003 г.
США 28,1 29,3 33,9 39,0
Япония 23,8 21,6 18,9 30,0
Германия 7,4 7,0 4,5 16,0
Россия 7,3 2,2 0,9 0,3

 

Одним из главных факторов развития наукоемких предприятий является непрерывное повышение их научно-технического уровня. Поэтому такие отрасли должны составлять существенную долю в федеральных расходах на научные исследования и ОКР. Как правило, значительный вклад в повышение научно-технического уровня вносят смежные отрасли, которые обеспечивают производство современной техники и готовят прогрессивные материалы для производства продукции наукоемких отраслей. В процессе развития материальной базы наукоемкой отрасли важнейшую роль играют как повседневные рационализаторские изменения, так и крупные достижения в области разработки новых экономичных технологий, которые обязаны своим происхождением достижениям фундаментальной и прикладной науки.

Структура современной наукоемкой отрасли может представлять собой широкоформатный комплекс производств различного масштаба и уровня, начиная от предприятий малого бизнеса, мастерских и специальных опытно-конструкторских организаций до крупных фабрик, заводов и научно­ исследовательских организаций.

Институциональная структура наукоемкой отрасли может быть многоукладной, поскольку продукция отрасли, как правило, предназначается для удовлетворения весьма разнообразных потребностей общества.

В настоящее время весьма распространены примеры, когда малое частное предприятие тесно сотрудничает с большой фирмой, выполняя ее постоянные поручения по распространению и сервисному обслуживанию ее продукции. Подобный симбиоз оказывается полезным для обеих сторон, поскольку он позволяет более тщательно учитывать разнообразные интересы и требования потребителей и тем самым расширять рынок производимой продукции.

Для развития наукоемкой отрасли частный сектор полезен тем, что он способствует привлечению дополнительных финансовых ресурсов, усиливает способность к рискованным решениям, позволяет работать с венчурными компаниями и получать целевые гранты различных фондов. Существенно также и то, что малые частные предприятия очень полно и точно определяют объемные, структурные и качественные характеристики спроса и, исходя из стремления к высокой прибыли, разрабатывают или способствуют появлению ряда дополнительных новшеств технического или потребительского типа, которые впоследствии входят в практику крупных производителей.

Большое значение в наукоемкой отрасли может иметь неприбыльный (некоммерческий) сектор. Материальная основа неприбыльных предприятий обычно создается при общественной поддержке, при помощи и за счет средств местной администрации и ее партнеров: университетов, частных фирм, заинтересованных в разработке и продвижении новой наукоемкой продукции, потребительских организаций, научных фондов. Их последующее развитие происходит за счет собственных средств на основе самооку­паемости, с опорой на получение определенного дохода.

Определенную роль в развитии наукоемкой отрасли играют предприятия, полностью принадлежащие государству или имеющие значительную долю в государственной собственности. В этот государственный сектор входят организации, которые в силу своего общественного предназначения не могут быть ни частными, ни неприбыльными.

Таким образом, одной из важнейших задач системы управления наукоемкой отраслью должно быть обеспечение соответствия масштабов привлекаемых ресурсов степени удовлетворения потребностей общества в ее продукции.

Развитие современного НТП в странах с развитой рыночной экономикой обусловлено не столько размерами фирм, сколько эффективностью их инновационной деятельности.

Малые предприятия, не требующие крупных капиталовложений, гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономично решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

К числу важных социально-экономических преимуществ развития малого и среднего бизнеса в России можно также отнести:

• увеличение числа собственников и, как следствие, формирование сред­ него класса - главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

• рост доли экономически активного населения, увеличивающий доходы граждан и сглаживающий диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

• концентрацию наиболее дееспособных лиц, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

• создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами (особенно в сфере обслуживания);

• трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

• подготовку кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

• разработку и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (малые фирмы, стремясь выжить в конкурентной борьбе, чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

• ликвидацию монополии производителей, создание конкурентной среды.

Следует отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило, выше, а жизненный цикл малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей. Так, малые фирмы чаще всего проигрывают крупным компаниям в борьбе за получение кредитов. Банки отказывают малым фирмам в ссудах, а если и дают, то под высокие проценты, что ведет к росту себестоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из-за недостатка средств. Небольшие фирмы хуже крупных справляются с экспортными и валютными операциями, маркетингом (как в части изучения спроса на свою продукцию, так и проведения рекламных кампаний). Они чаще испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономической среды: если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов, фирма неизбежно терпит крах. Серьезную проблему для малых фирм представляет планирование деятельности. Лишь часть из них осуществляет производственное планирование и еще меньше - стратегическое.

В последние два-три десятилетия роль малого бизнеса и его экономическая ниша в мировой экономике существенно изменились под влиянием целого ряда обстоятельств: усиления технологической конкуренции, ускорения НТП, роста платежеспособного спроса, повышения эффективности мелкосерийного и индивидуального производства (вследствие внедрения технологических и технических новшеств), расширения рынка венчурного капитала, изменения стиля жизни, ценностных установок.

По количеству малых и средних предприятий на 1000 жителей Россия также отстает от развитых стран со стабильной экономикой. В США на предприятиях малого и среднего бизнеса занято 70,2 млн. человек, в Германии - 18,5 млн. человек, в Италии - 16,8 млн. человек, во Франции - 15,2 млн. человек. Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте (ВВП) Великобритании составляет 54%, Германии - 53%, Италии- 60%, Франции-62%, США- 52%, Японии - 55%. Для сравнения, в России в 2000 г. доля малого и среднего бизнеса в общем ВВП была равна 12,5%.

В 1980-е гг. в промышленно развитых странах происходил быстрый рост малого наукоемкого бизнеса, чему способствовала и целенаправленная политика поддержки правительств этих стран:

прямая - предоставление субсидий и контрактов,

косвенная - совершенствование правового регулирования, привлечение инновационных фирм в качестве субподрядчиков к выполнению крупных научно-технических проектов.

Более того, была разработана схема выращивания и поддержки малых инновационных фирм, состоящая из трех этапов:

1) На первом этапе после экспертизы на составление проекта выдается бюджетная субсидия - до 50 тыс. долл.

2) На втором этапе детальная разработка проекта финансируется также из бюджета, но размеры выделяемых средств на порядок выше - 500 тыс. долл.

3) На третьем этапе - завершение разработки проекта, маркетинг, разворачивание производства и вывод его на рынок - привлекаются инвестиции заинтересованных корпораций.

Такой схеме следовали и европейские страны, и Япония. В 1980-х гг. объем инвестиций в малый инновационный бизнес в США составил около 30 млрд. долл. и приблизительно столько же в Западной Европе.

Регионом, где наука рассматривается как важнейший национальный приоритет, в истекшее десятилетие стала Юга-Восточная Азия. Новые индустриальные страны (Южная Корея, Сингапур, Гонконг) увеличили свой инновационный потенциал в 1,5-2 раза и приближаются к показателям европейских стран. Подобная тенденция наблюдается и в Китае.

По данным Национального научного фонда США, на разработку проекта малые фирмы затрачивают в несколько раз меньше ресурсов, нежели большие корпорации. На единицу затрат количество нововведений в малых фирмах по сравнению со средними в 4, а с крупными - в 24 раза больше. Кроме того, малые предприятия почти на 1/3 опережают крупные в скорости осуществления инновационного цикла.

Малые и средние предприятия обеспечивают 66 % рабочих мест и 65 % товарооборота в странах ЕС. В конце 1990-х гг. увеличение числа рабочих мест на малых и средних предприятиях в Европе превысило сокращение рабочих мест в крупных компаниях, а общий прирост количества рабочих мест (около 260 тыс. мест в год) фактически обеспечивали предприятия с числом занятых менее 100 человек.

В Германии, например, функционирует около 3 млн. малых и средних предприятий и объединений лиц свободных профессий. Они составляют 99,6% всех фирм, облагаемых налогом с оборота, обеспечивая почти половину ВНП, примерно 50% валовых инвестиций страны и 2/3 общего количества рабочих мест. И, что принципиально важно, сегодня на них приходится 75% всех выдаваемых патентов.

В США небольшие фирмы производят более 45 % ВНП и более половины валового продукта частного сектора. Аналогичное положение наблюдается в странах ЕС и Японии. При этом роль малых предпринимательских структур в экономической системе этих государств непрерывно возрастает.

Инновационный потенциал России остается значительным. Эксперты оценивают его приблизительно в 400 млрд. долл. Однако рыночная структура инновационного бизнеса в России еще только складывается, в ней представлены как рыночно ориентированные инновационные предприятия, так и государственные научные учреждения. На сегодняшний день в стране функционирует около 60 технопарков и более 40 тыс. малых технологических фирм, в которых занято свыше 200 тыс. человек. Совокупный объем реализации этих структур составляет порядка 30 млрд. руб. Создается сеть региональных ИТЦ. Сейчас их 18 (они объединяют 250 малых фирм), на этапе создания находятся еще 17, причем они формируются без государственного финансового участия. Научные разработки осуществляются примерно по 100 направлениям, из которых по 17 обеспечиваются результаты, превосходящие мировой уровень. Тем не менее, зачастую российские инноваторы сталкиваются с невостребованностью их разработок на российском рынке.

Технопарк - объединение научных организаций, высших учебных заведений и производственных предприятий на одной территории для создания благоприятных условий по разработке и коммерциализации инноваций.

Инновационно-технологический центр (ИТЦ) – базовый элемент инфраструктуры на основе организаций, ведущих широкомасштабную инновационную деятельность на рынке высоких технологий, включающий команду высококвалифицированных специалистов, имеющий площади и поддержку со стороны региональной администрации.

В условиях общего экономического спада и политической нестабильности положение в секторе малого предпринимательства российской экономики продолжает оставаться сложным и неустойчивым.

И крупные, и мелкие фирмы, связанные с научными исследованиями и разработками, заинтересованы в сотрудничестве друг с другом. Для крупных корпораций сотрудничество с малой фирмой - это возможность, во-первых, быстрого и относительно дешевого получения результатов, требующих лишь минимальной доработки, а во-вторых, снижения степени риска для проведения аналогичных НИОКР собственными силами.

Сотрудничество небольших предприятий с крупными позволяет решить многие проблемы, связанные с завершением работ и выходом на рынок, поскольку последние в данном случае выступают как организаторы и источники финансирования.

В современной практике используются такие формы кооперации малого и крупного бизнеса, как работа по заказам крупных фирм, создание мелких новаторских фирм самим крупным бизнесом, включение мелких исследовательских фирм в комплекс крупных корпораций, рисковое финансирование малых фирм.

Многие западные ученые выступают за сотрудничество крупных и малых фирм, подчеркивая, что наиболее четко оно проявляется в отраслях высокой технологии и сфере НИОКР, где такие связи не только очевидны, но и юридически оформлены. Более того, уже выделяются типы исследований, которые доступны небольшим предприятиям, имеющим определенные преимущества перед крупными корпорациями.

Одна из проблем развития НТП в странах с устоявшейся рыночной экономикой состоит в выявлении взаимосвязи размеров фирм и эффективности инновационной деятельности. Зарубежные ученые отмечают как преимущества, так и недостатки в освоении инноваций малыми и крупными фирмами.

Весьма часто крупные открытия, а также создание опытного образца на его базе требуют значительных усилий многочисленных коллективов и мощной материально-технической базы для проведения исследований, разработки производства и внедрения новой продукции. Издержки при проведении инноваций неуклонно растут, и часто первоначальная стоимость инновационного проекта возрастает многократно. Поэтому лишь обладающие финансовой мощью фирмы могут довести разработку крупных инноваций до конца. Концентрация усилий особенно важна, когда несколько идей должны быть соединены в одно жизнеспособное нововведение или когда освоение новой продукции требует значительных средств для создания прогрессивной технологии, которая делает нововведение эффективным.

Важной особенностью и преимуществом научных исследований в крупных фирмах являются многоцелевые исследования. Научные подразделения в таких фирмах имеют возможность объединить у себя ученых по многим отраслям знаний для того, чтобы при решении поставленных задач не было недостатка знаний в каком-либо направлении науки и при неэффективности одного направления можно было перейти на другое. Это также позволяет вести параллельную разработку нескольких нововведений, что дает возможность выбрать из ряда законченных наиболее удачные и подходящие для своевременного выхода на рынок.

Несмотря на высокую концентрацию промышленных НИОКР, в этой сфере крайне велика, как это ни парадоксально, роль малого предпринимательства.

Успех малого предпринимательства в наукоемкой сфере можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы могут конкурировать с крупными концернами (даже имея малые ресурсы) в специфических направлениях: они занимаются разработкой и освоением инновации в тех областях, которые кажутся для крупных фирм или неперспективными, или слишком рискованными.

Удельные затраты на НИОКР у небольших высокотехнологичных фирм нередко в несколько раз превышают аналогичный показатель крупных фирм, что способствует более быстрому и эффективному появлению на рынке их инноваций.

Малые фирмы, как правило, стремятся любыми средствами выйти на рынок и завоевать определенное положение. Крупные же фирмы иногда даже не осваивают изобретение, разработанное в собственных научных подразделениях, ввиду риска получения недостаточно высокой нормы прибыли, которая может не покрыть потери.

Для России потребность в современных технологиях, способных повысить конкурентоспособность отечественных предприятий, по-прежнему остается очень высокой. Вместе с тем, годы реформ принесли в научную область важные позитивные изменения. Появляется все больше малых научных предприятий, способных удовлетворить острейший спрос на оригинальные идеи и интеллектуальные продукты. Малые мобильные и гибкие предпринимательские структуры все чаще перехватывают инициативу у бывших гигантов - крупных НИИ и научно-промышленных организаций (НПО), что, как показывает практика, эффективно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: