Образ русской деревни в произведениях В.М. Шукшина




Биография Шукшина

Шукшин Василий Макарович (1929 – 1974) – советский писатель, сценарист, кинорежиссёр, актер, лауреат Ленинской премии, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Детство и молодость

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. Окончив в 1943 году семилетку, будущий режиссер поступил в автомобильный техникум в Бийске. Через 2,5 года Василий Макарович бросает учебу и начинает работать колхозе. В 1946 году уезжает из родного села, работает слесарем на Калужском турбинном заводе, а затем на Владимирском тракторном заводе. С 1949 года Шукшин по призыву служит в военно-морском флоте. В это время писатель создает свои первые рассказы, делится ими с сослуживцами. В 1953 года Шукшин из-за язвы желудка был уволен в запас. Василий Макарович возвращается в родное село Сростки, сдает экстерном аттестат зрелости и устраивается учителем русского языка в местную школу.

Творческая деятельность

В 1954 году Шукшин поступил во ВГИК на режиссерское отделение. Свою первую небольшую роль Василий Макарович сыграл в 1956 году в фильме С. Герасимова «Тихий Дон». В 1958 году Шукшин получает главную роль в фильме «Два Федора». В этом же году был впервые опубликован рассказ писателя «Двое на телеге» в журнале «Смена».

С 1963 года Василий Шукшин, биография которого была пестра на разные профессии, работает режиссером в ЦКДЮФ. Вскоре в журнале «Новый мир» вышли рассказы «Классный водитель», «Гринька Малюгин» и первая книга писателя «Сельские жители».

В 1964 году был закончен первый полнометражный фильм Шукшина – «Живет такой парень», в котором снялся Л. Куравлев.

Личная жизнь

За свою краткую биографию Шукшин был трижды женат. С первой женой, односельчанкой Марией Шумской они расписались в 1955 году. В 1963 году Шукшин женился на Виктории Софроновой, дочери писателя А. Софронова. У них родилась дочь Екатерина.

В 1964 году Василий Макарович вступил в брак с Лидией Александровой (Чащиной). В этом же году мужчина познакомился с Лидией Федосеевой. Шукшин долго не мог определиться, с какой из женщин остаться, но в конце выбрал Федосееву. У них родилось две дочери – Мария и Ольга.

Последние работы

В 1973 году был опубликован сборник писателя «Характеры». В 1974 году вышел на экраны один из самых известных фильмов Шукшина – «Калина красная». На Всесоюзном фестивале кинолента получила первую премию.

Несмотря на то, что Василий Макарович сильно мучился от язвы желудка, актер принимает приглашение С. Бондарчука сняться в новом фильме. Во время съемок фильма «Они сражались за родину», 2 октября 1974 года, Василий Шукшин умер. Похоронили режиссера на Новодевичьем кладбище в Москве.

Интересные факты

· Отец Шукшина был расстрелян во время коллективизации, когда мальчику было всего 5 лет.

· Первая жена не хотела давать Василию Макаровичу развод, поэтому, чтобы жениться во второй раз, ему пришлось потерять паспорт.

· Чтобы Шукшин мог поступить в Московский ВГИК, его матери пришлось продать самую большую на тот момент ценность семьи – корову.

· Характерной особенностью творчества Шукшина, по мнению критиков, является противопоставление колорита деревенской и городской жизни.

Образ русской деревни в произведениях В.М. Шукшина

В рассказах Шукшина очень многое строится на анализе столкновения города и деревни, двух разных психологии, представлений о жизни. Писатель не противопоставляет деревню городу, он лишь выступает против поглощения городом деревни, против утраты тех корней, без которых нельзя сохранить в себе нравственное начало. Мещанин, обыватель - это и есть человек без корней, не помнящий своего нравственного родства, лишенный "доброты душевной", "интеллигентности духа". А в русской деревне еще сохранились и удаль, и чутье правды, и стремление к справедливости - то, что стерто, искажено в людях городского склада. В рассказе "Мой зять украл машину дров" герой боится прокуратура, человека равнодушного к его судьбе; страх и унижение подавляют сначала чувство собственного достоинства героя Шукшина, Но врожденная внутренняя сила, корневое чувство правды заставляют героя рассказа преодолеть страх, животную боязнь за себя, одержать над своим противником нравственную победу.

Взаимоотношения между городом и деревней всегда были сложными, противоречивыми. На городскую "похвальбу" цивилизацией человек деревни часто отвечает хамством, защищается резкостью. Но, по мысли Шукшина, настоящих людей объединяет не место жительства, не среда, а незыблемость понятий чести, смелости, благородства. Они родственны по духу, по стремлению в любой ситуации сохранить свое человеческое достоинство - и при этом помнить о достоинстве окружающих. Так, герой рассказа "Чудик" все время стремится доставить радость людям, не понимает их отчужденности и жалеет их. Но Шукшин любит своего героя не только за это, а еще и за то, что в нем не стерлось личное, индивидуальное, то, что отличает одного человека от другого. "Чудаки" необходимы в жизни, потому что именно они делают ее добрее. И как важно это понимать, видеть в своем собеседнике личность!

В рассказе "Экзамен" случайно пересеклись пути двух незнакомых людей: Профессора и Студента. Но вопреки формальной ситуации экзамена они разговорились - и увидели друг в друге людей.

Шукшин - народный писатель. Дело не только в том, что его герои простые, незаметные и жизнь, которой они живут, обычна. Видеть, понимать боль другого человека, верить в себя и в правду - обычна. Видеть, понимать боль другого человека, верить в себя и в правду - исконные народные качества. Человек имеет право отнести себя к народу, только если он обладает чувством духовной традиции, нравственной необходимости быть добрым. Иначе, будь он хоть "исконно" деревенский, все равно его душа без лика, а если таких людей много, то нация перестает быть народом и превращается в толпу. Такая угроза и нависла над нами в эпоху застоя. Но Шукшин всей душой любил Россию. Он верил в неискоренимость в русской душе совести, доброты, чутья справедливости. Вопреки времени, преодолевая его давление, герои Шукшина остаются людьми, остаются верными самим себе и нравственным традициям своего народа...

Первой попыткой осмысления В. Шукшиным судеб русского крестьянства на исторических изломах, стал роман "Любавины". В нем речь шла о начале 20-х годов нашего столетия. Но главным героем, главным воплощением, сосредоточием русского национального характера для Шукшина являлся Степан Разин. Именно ему, его восстанию, посвящен второй и последний роман Шукшина "Я пришел дать вам волю". Когда впервые заинтересовался Шукшин личностью Разина, сказать трудно. Но уже в сборнике" Сельские жители" начинается разговор о нем. Был момент, когда писатель понял, что Степан Разин какими-то гранями своего характера абсолютно современен, что он - сосредоточие национальных особенностей русского народа. И это, драгоценное для себя открытие, Шукшин хотел донести до читателя. Сегодняшний человек остро ощущает, как "сократилась дистанция между современностью и историей". Писатели, обращаясь к событиям прошлого, изучают их с позиции людей ХХ столетия, ищут и находят те нравственные и духовные ценности, которые необходимы в наше время.

Проходит несколько лет после окончания работы над романом" Любавины", и Шукшин на новом художественном уровне пытается исследовать процессы, происходящие в русском крестьянстве. Поставить фильм о Степане Разине было его мечтой. К ней он возвращался постоянно. Если принять во внимание природу шукшинского дарования, вдохновлявшегося и питавшегося живой жизнью, учесть, что он сам собирался играть роль Степана Разина, то от фильма можно было бы ожидать нового глубокого проникновения в русский национальный характер. Одна из лучших книг Шукшина так и называется - "Характеры" - и само это название подчеркивает пристрастие писателя к тому, что складывалось в определенных исторических условиях.

В рассказах, написанных в последние годы, все чаще звучит страстный, искренний авторский голос, обращенный прямо к читателю. Шукшин заговорил о самом главном, наболевшем, обнажая свою художническую позицию. Он словно почувствовал, что его герои не все могут высказать, а сказать обязательно надо. Все больше появляется "внезапных", "навыдуманных" рассказов от самого себя Василия Макаровича Шукшина. Такое открытое движение к "неслыханной простоте", своеобразной обнаженности - в традициях русской литературы. Тут собственно уже не искусство, выход за его пределы, когда душа кричит о своей боли. Теперь рассказы сплошное авторское слово. Интервью - обнаженное откровение. И везде вопросы, вопросы, вопросы. Самые главные о смысле жизни.

Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. "Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке", - говорил он.

С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: