РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА




Победа СССР в Великой Отечественной войне вызвала настроение воодушевления, подъема в обществе, что, естественно, нашло отражение в литературе, и прежде всего в поэзии этого времени. В лирике в 1950-60 гг. особенно остро звучала тема ответственности за поэтическое слово, таким образом продолжая традицию гражданской поэзии середины XIX века. Прежде всего, эстафету классической поэзии подхватили бывшие поэты-фронтовики, творившие уже в новых исторических условиях. Пожалуй, отчетливее всех задачу современной ему поэзии выразил Давид Самойлов (Давид Самуйлович Кауфман, 1920-1990), ветеран трудового и боевого фронтов Великой Отечественной войны, поэт-философ, много размышлявший о жизни, человеке, свободе, эстетике. Наиболее явственно это звучит в его стихотворении, написанном в год смерти А.А.Ахматовой:

 

* * *

Вот и всё. Смежили очи гении.

И когда померкли небеса,

Словно в опустевшем помещении

Стали слышны наши голоса.

 

Тянем, тянем слово залежалое,

Говорим и вяло и темно.

Как нас чествуют и как нас жалуют!

Нету их. И всё разрешено.

1966 г.

 

Ослабление идеологического давления на поэзию способствовало развитию широкого диапазона тем, выражающих внутренний мир человека, тонкость его чувств, глубину мироощущения, страстность натуры, стремлений души. Так, тоже бывший поэт-фронтовик Ярослав Васильевич Смеляков (1913-1972), поэт, неоднократно арестовывашийся властями, отбывавший срок в лагере, свои лучшие стихи посвящал человеку, его слитности с природой, мирозданием, любви, детству. К числу шедевров русской поэзии относится стихотворение «Если я заболею» (1949), воплотившее чувство со-бытия человека и природного мира:

* * *

Если я заболею,

к врачам обращаться не стану,

Обращаюсь к друзьям

(не сочтите, что это в бреду):

постелите мне степь,

занавесьте мне окна туманом,

в изголовье поставьте

ночную звезду.

 

Я ходил напролом.

Я не слыл недотрогой.

Если ранят меня в справедливых боях,

забинтуйте мне голову

горной дорогой

и укройте меня

одеялом

в осенних цветах.

 

Порошков или капель - не надо.

Пусть в стакане сияют лучи.

Жаркий ветер пустынь, серебро водопада -

Вот чем стоит лечить.

От морей и от гор

так и веет веками,

как посмотришь, почувствуешь:

вечно живем.

 

Не облатками белыми

путь мой усеян, а облаками.

Не больничным от вас ухожу коридором,

а Млечным Путем.

1949 г.

 

Стихотворение «Если я заболею…» настолько точно и гармонично передавало настроение своего времени, что было положено на музыку и вошло в репертуар таких известных певцов-бардов, как Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Аркадий Северный.

Многие из тех, кто смотрел комедию Леонида Гайдая «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», помнят, как герой фильма Шурик (в исполнении артиста Александра Демьяненко) декламирует девушке, в которую влюблен, стихотворение Смелякова «Хорошая девочка Лида». Показательно, что Смеляков написал его в 1940 г., однако оно оказалось востребовано только через 25 лет, в то время, когда его пафос – любование первой любовью – стал актуальным для общества второй половины 1960-х гг.:

Хорошая девочка Лида

 

Вдоль маленьких домиков белых

акация душно цветёт.

Хорошая девочка Лида

на улице Южной живёт.

 

Её золотые косицы

затянуты, будто жгуты.

По платью, по синему ситцу,

как в поле, мелькают цветы.

 

И вовсе, представьте, неплохо,

что рыжий пройдоха апрель

бесшумной пыльцою веснушек

засыпал ей утром постель.

 

Не зря с одобреньем весёлым

соседи глядят из окна,

когда на занятия в школу

с портфелем проходит она.

 

В оконном стекле отражаясь,

по миру идёт не спеша

хорошая девочка Лида.

Да чем же она хороша?

 

Спросите об этом мальчишку,

что в доме напротив живёт.

Он с именем этим ложится

и с именем этим встаёт.

 

Недаром на каменных плитах,

где милый ботинок ступал,

«Хорошая девочка Лида», —

в отчаянье он написал

1940 г.

 

В 1960-е гг. русская поэзия вступила в следующую фазу, когда сформировалось новое поколение поэтов, родившихся перед войною, выросших в 1940-е-1950-е гг., чье поэтическое сознание уже освобождалось от идеологических и творческих догм. Из этого поколения вышло большинство поэтов-шестидесятников, самобытных художников слова.

Подобно Шукшину в прозе или Вампилову в драматургии, в русской поэзии выделяется лирика Николая Михайловича Рубцова (1936-1971). Главная струна его поэзии, вслед за Есениным, - русская душа, русская природа, русская жизнь. За короткое время своей жизни и творчества Рубцов успел создать лирические произведения, вошедшие в сокровищницу национальной поэзии. Вот, например, стихотворение, в котором воссиял символ русского мира:

 

Звезда полей

 

Звезда полей, во мгле заледенелой

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

 

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

 

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

 

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

1964 г.

 

Звезда полей, русская северная звезда в поэтической медитации Рубцова является хранительницей жизни, это мы чувствуем и в образе звезды из другого стихотворения поэта:

* * *

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды...

 

Красные цветы мои

В садике завяли все.

Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем.

 

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень.

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день!

 

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе...

1963 г.

 

К числу наиболее одаренных русских поэтов относится Бэлла Ахатовна Ахмадулина (1937-2010). Поэтесса в своей лирике совмещала и интонации русской классики – великих предшественниц Ахматовой и Цветаевой, и мотивы новой эры поэзии с ее открытостью духу и чувственности. Стихотворения Ахмадулиной часто привлекали сценаристов и режиссеров, которые включали их в кинофильмы, такие как, например, «Ирония судьбы или с легким паром» (1975), «Служебный роман» (1978) или «Жестокий романс» (1984). Особенностью этих стихотворений было то, что они оказывались не просто поэтической иллюстрацией происходящего в фильме – они входили в самую его эмоциональную ткань, становились созвучными чувствам и психологии героев. Вот, например, какое стихотворение Ахмадулиной выбирает режиссер фильма «Служебный роман» Эльдар Рязанов для характеристики героя, трусливо поведшего себя:

 

О, мой застенчивый герой…

 

О, мой застенчивый герой,

ты ловко избежал позора.

Как долго я играла роль,

не опираясь на партнера!

 

К проклятой помощи твоей

я не прибегнула ни разу.

Среди кулис, среди теней

ты спасся, незаметный глазу.

 

Но в этом сраме и бреду

я шла пред публикой жестокой -

все на беду, все на виду,

все в этой роли одинокой.

 

О, как ты гоготал, партер!

Ты не прощал мне очевидность

бесстыжую моих потерь,

моей улыбки безобидность.

 

И жадно шли твои стада

напиться из моей печали.

Одна, одна - среди стыда

стою с упавшими плечами.

 

Но опрометчивой толпе

герой действительный не виден.

Герой, как боязно тебе!

Не бойся, я тебя не выдам.

1960-1961

 

Среди поэтов-шестидесятников особое место в русской поэзии принадлежит Роберту Ивановичу Рождественскому (1932-1994), Андрею Андреевичу Вознесенскому (1933-2010) и Евгению Александровичу Евтушенко (фамилия по отцу – Гангнус, род. в 1932 г.). Объединяет трех поэтов не только то обстоятельство, что они пришли в поэзию одновременно, но и та атмосфера в обществе, в которой это произошло. Можно сказать, что 1960 гг. были временем необыкновенного интереса к поэзии, благодаря чему русская лирика по широте диапазона тематики, насыщенности содержания, богатству чувства, яркости мысли, стихотворному мастерству достигли высоты, сопоставимой с началом XX в. Подтверждением служит то, что поэты этого периода сохраняли свою индивидуальность, выделяясь каждый своей поэтической манерой и уникальностью.

Основные черты поэзии Роберта Рождественского – гражданственность, мужество, романтика – появились, вероятно, благодаря качествам характера поэта, сформированным в годы войны, когда девятилетним мальчиком он остался один, поскольку родители находись на фронте, и воспитывался в детском доме. О настроениях молодого поэта можно судить по названиям его поэтических сборников 1960 гг.: «Реквием» (1961), «Необитаемые острова (1962), «Ровеснику» (1962), «Письмо в тридцатый век» (1963). Богатство интонация лирики Рождественского, ее эмоциональная близость современникам явились причиной того, что многие его стихотворения положены на музыку. Мы часто даже не знаем, как много песен написано на стихи Рождественского, а их не менее двадцати. Например, «За того парня» («Я сегодня до зари встану») из кинофильма «В бой идут одни старики» (1971), «Где-то далеко, где-то далеко, идут грибные дожди» из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» (1978), «Позвони мне, позвони…» из кинофильма «Карнавал» (1981), «Сладку ягоду ели вместе…» из кинофильма «Сладка ягода» (1981) и другие.

Диапазон настроения, интонации, тем поэзии Рождественского необычайно многообразен и включает в себя бодрые, чеканные строки стихотворения «Товарищ Песня», говорящие о вечной готовности человека к борьбе за утверждение справедливости:

Товарищ песня

 

Остался дом за дымкою степною,не скоро я к нему вернусь обратно.Ты только будь, пожалуйста, со мною.товарищ Правда,товарищ Правда! Я все смогу, я клятвы не нарушу,своим дыханьем землю обогрею.Ты только прикажи – и я не струшу,товарищ Время,товарищ Время! Я снова поднимаюсь по тревоге.И снова бой, такой, что пулям тесно!Ты только не взорвись на полдороге,товарищ Сердце,товарищ Сердце! В большом дыму и полночи, и полдни.А я хочу от дыма их избавить.ты только все, пожалуйста, запомни,товарищ Память,товарищ Память!

1973 г.

 

Или философское, исполненное достоинства жизни, стихотворение-песня, наиболее известное в исполнении киноартиста Вахтанга Кикабидзе:

Мои года

 

Пусть голова моя седа,Зимы мне нечего пугаться.Не только груз мои года,Мои года - мое богатство.Пусть голова моя седа,Не только груз мои года,Мои года - мое богатство. Я часто время торопил,Привык во все дела впрягаться.Пускай я денег не скопил,Мои года - мое богатство.Я часто время торопил,Пускай я денег не скопил,Мои года - мое богатство. Шепчу «спасибо» я годамИ пью их горькое лекарство.И никому их не отдам,Мои года - мое богатство.Шепчу «спасибо» я годамИ никому их не отдам.Мои года - мое богатство. А если скажут мне века:«Твоя звезда, увы, погасла..." -Подымет детская рукаМои года - мое богатство.Когда-нибудь, наверняка,Подымет детская рукаМои года - мое богатство.

Стихотворение «Мгновения», ставшее ритмической и смысловой основой культового фильма-сериала «Семнадцать мгновений весны» передает идею не только нерасторжимой связи секунд, годов, столетий, но гораздо глубже – единства мгновения и вечности.

Мгновения

Не думай о секундах свысока.

Наступит время, сам поймешь, наверное,-

свистят они,

как пули у виска,

мгновения,

мгновения,

мгновения.

У каждого мгновенья свой резон,

свои колокола,

своя отметина,

Мгновенья раздают - кому позор,

кому бесславье, а кому бессмертие.

Мгновения спрессованы в года,

Мгновения спрессованы в столетия.

И я не понимаю иногда,

где первое мгновенье,

где последнее.

Из крохотных мгновений соткан дождь.

Течет с небес вода обыкновенная.

И ты, порой, почти полжизни ждешь,

когда оно придет, твое мгновение.

Придет оно, большое, как глоток,

глоток воды во время зноя летнего.

А в общем,

надо просто помнить долг

от первого мгновенья

до последнего.

Не думай о секундах свысока.

Наступит время, сам поймешь, наверное,-

свистят они,

как пули у виска,

мгновения,

мгновения,

мгновения.

1972 г.

 

Поэтическое слово Андрея Андреевича Вознесенского (1933-2010) обладает особым богатством музыкально благодаря тонкому ритмическому рисунку стиха и музыкальной одаренности поэта. Помимо того, оно пластично, рельефно, ибо в нем отражается изобразительный талант Вознесенского – ведь в юности он окончил Московский архитектурный институт. Сказанное блестяще подтверждается созданной поэтом поэтической легендой о любви художника Пиросмани, ставшей всенародно известной песней «Миллион алых роз»:

 

Миллион роз

 

Жил-был художник один,

домик имел и холсты.

Но он актрису любил,

ту, что любила цветы.

 

Он тогда продал свой дом –

Продал картины и кров –

и на все деньги купил

целое море цветов.

 

Миллион, миллион, миллион алых роз

из окна видишь ты.

Кто влюблён, кто влюблён, кто влюблён – и всерьёз! –

свою жизнь для тебя превратит в цветы.

 

Утром встаёшь у окна –

может, сошла ты с ума?

Как продолжение сна,

площадь цветами полна.

 

Похолодеет душа –

что за богач там чудит?

А за окном без гроша

Бедный художник стоит.

 

Встреча была коротка.

В ночь её поезд увёз.

Но в её жизни была

песня безумная роз.

 

Прожил художник один.

Много он бед перенёс.

но в его жизни была

целая площадь из роз.

Обратите внимание на музыкальность стихотворения, его положил на музыку композитор Раймонд Паулс, а оживил голос певицы Аллы Пугачевой. Выразителен живописный план песни, если представить необъятное алое море цветов как красочный гимн любви.

Поэзия Вознесенского оказалась способной объединять разные времена и стили, она, будучи современной и отличаясь новизной, тяготеет к традициям футуризма, близка поэтике Маяковского и Пастернака (не случайно, Пастернак высоко отозвался в свое время о стихах 14-летнего Вознесенского). Искусство поэта было отзывчиво к интернациональной поэзии, его стихи оказались востребованы во многих странах Европы и США. Вознесенский как поэт был отзывчив к новейшим направлениям в искусстве; так на его либретто была поставлена в 1980 г. рок-опера «Юнона и Авось», лирическую основу которой составило стихотворение «Сага» («Ты меня на рассвете разбудишь»):

Сага

 

Ты меня на рассвете разбудишь,

проводить необутая выйдешь.

Ты меня никогда не забудешь.

Ты меня никогда не увидишь.

 

Заслонивши тебя от простуды,

я подумаю: «Боже всевышний!

Я тебя никогда не забуду.

Я тебя никогда не увижу».

 

Эту воду в мурашках запруды,

это Адмиралтейство и Биржу

я уже никогда не забуду

и уже никогда не увижу.

 

Не мигают, слезятся от ветра

безнадежные карие вишни.

Возвращаться — плохая примета.

Я тебя никогда не увижу.

 

Даже если на землю вернемся

мы вторично, согласно Гафизу,

мы, конечно, с тобой разминемся.

Я тебя никогда не увижу.

 

И окажется так минимальным

наше непониманье с тобою

перед будущим непониманьем

двух живых с пустотой неживою.

 

И качнется бессмысленной высью

пара фраз, залетевших отсюда:

«Я тебя никогда не забуду.

Я тебя никогда не увижу».

1980 г.

 

Евгений Александрович Евтушенко рано определил для себя свое призвание: стихи начал сочинять в детстве, публиковаться в подростковом возрасте, а в 19 лет (1952) стал самым молодым членом Союза писателей. Первый сборник стихотворений поэта «Разведчики грядущего» (1952) проникнут юношеским пафосом строительства нового общества. Первое десятилетие творчества Евтушенко было чрезвычайно плодотворным: четыре сборника стихотворений и несколько поэм. Именно в эти годы формируется гражданская позиция поэта, продолжающая классическую традицию осмысления общественных и творческих феноменов «гражданина» и «поэта» (вспомним декларацию Рылеева «Я гражданин, а не поэт!» или призыв Некрасова «Поэтом можешь ты не быть,/Но гражданином быть обязан»). Эта тема продолжена у Евтушенко во вступлении к поэме «Братская ГЭС» (1965):

Поэт в России — больше чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

кому уюта нет, покоя нет.

Поэт в ней — образ века своего

и будущего призрачный прообраз.

Поэт подводит, не впадая в робость,

Итог всему, что было до него. <…>

Там же, во вступлении Евтушенко обращается к классикам русской поэзии, словно к источнику вдохновения и образцу ответственности перед исполнением своего поэтического и гражданского долга:

<…> Дай, Пушкин, мне свою певучесть,

свою раскованную речь,

свою пленительную участь —

как бы шаля, глаголом жечь.

 

Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,

своей презрительности яд

и келью замкнутой души,

где дышит, скрытая в тиши,

недоброты твоей сестра -

лампада тайного добра.

 

Дай, Некрасов, уняв мою резвость,

боль иссеченной музы твоей -

у парадных подъездов, у рельсов

и в просторах лесов и полей.

Дай твоей неизящности силу.

Дай мне подвиг мучительный твой,

чтоб идти, волоча всю Россию,

как бурлаки идут бечевой.

 

О, дай мне, Блок, туманность вещую

и два кренящихся крыла,

чтобы, тая загадку вечную,

сквозь тело музыка текла.

 

Дай, Пастернак, смещенье дней,

смущенье веток,

сращенье запахов, теней...

Чтобы вовек твоя свеча

во мне горела.

 

Дай, Маяковский, мне

глыбастостъ,

буйство,

бас,

непримиримость грозную к подонкам,

чтоб смог я,

сквозь время прорубясь,

сказать о нем,

товарищам потомкам. <…>

Важное место в творчестве Евтушенко занимают темы гуманизма и памяти. Им посвящена поэма «Бабий яр» (1961) об одном из самых трагических событий в истории человечества – массовом расстреле фашистами еврейских семей в 1941 г. в Киеве. Бережно и любовно поэт относится к живой природе. Так, в «Балладе о нерпах» (1966) он с горечью, глубокой проникновенностью пишет об этих животных, истребляемых из-за ценного, красивого меха:

<…> Нерпы, нерпы, вы как дети.

Вам бы жить и жить на свете,

но давно в торговой смете

запланированы вы;

и не знают нерпы-мамы,

что летят радиограммы к

нам из снежной синевы. <…>

1966 г.

В философской лирике Евтушенко объединились мотивы родины, родной природы, жизни и смерти, судьбы, личного выбора. Таково стихотворение «Идут белые снеги»:

 

Идут белые снеги,

как по нитке скользя...

Жить и жить бы на свете,

но, наверно, нельзя.

 

Чьи-то души бесследно,

растворяясь вдали,

словно белые снеги,

идут в небо с земли.

 

Идут белые снеги...

И я тоже уйду.

Не печалюсь о смерти

и бессмертья не жду.

 

я не верую в чудо,

я не снег, не звезда,

и я больше не буду

никогда, никогда.

 

И я думаю, грешный,

ну, а кем же я был,

что я в жизни поспешной

больше жизни любил?

 

А любил я Россию

всею кровью, хребтом -

ее реки в разливе

и когда подо льдом,

 

дух ее пятистенок,

дух ее сосняков,

ее Пушкина, Стеньку

и ее стариков.

 

Если было несладко,

я не шибко тужил.

Пусть я прожил нескладно,

для России я жил.

 

И надеждою маюсь,

(полный тайных тревог)

что хоть малую малость

я России помог.

 

Пусть она позабудет,

про меня без труда,

только пусть она будет,

навсегда, навсегда.

 

Идут белые снеги,

как во все времена,

как при Пушкине, Стеньке

и как после меня,

 

Идут снеги большие,

аж до боли светлы,

и мои, и чужие

заметая следы.

 

Быть бессмертным не в силе,

но надежда моя:

если будет Россия,

значит, буду и я.

1965 г.

 

Выдающимся представителем русской поэзии второй половины XX в. является лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 г. Иосиф Александрович Бродский (1940-1996). Творческая судьба Бродского сложилась крайне необычно: будучи неформальным поэтом по существу, он с первых шагов своей поэтической карьеры был непохож на других начинающих: как молодой поэт, он был раскован, уверен в своем таланте и праве писать. Бродский, как истинно большой и оригинальный поэт, предчувствует свое будущее и разлуку с родиной, которая ему выпадет впереди. Вот стихотворение 22-летнего поэта, похожее по духу на завещание:

* * *

Ни страны, ни погоста

не хочу выбирать.

На Васильевский остров

я приду умирать.

Твой фасад темно-синий

я впотьмах не найду.

между выцветших линий

на асфальт упаду.

 

И душа, неустанно

поспешая во тьму,

промелькнет над мостами

в петроградском дыму,

и апрельская морось,

над затылком снежок,

и услышу я голос:

— До свиданья, дружок.

 

И увижу две жизни

далеко за рекой,

к равнодушной отчизне

прижимаясь щекой,

— словно девочки-сестры

из непрожитых лет,

выбегая на остров,

машут мальчику вслед.

1962 г.

В молодые годы Бродский был осужден судом по нелепому обвинению в тунеядстве, хотя к этому времени сложился как самобытный поэт, чей талант и личность были признаны таким взыскательным человеком и поэтом, как Анна Ахматова. Бродский был осужден на 5-летний срок ссылки в Архангельской области, после освобождения ему было предложено эмигрировать из СССР, и в 1972 г. поэт принял предложение и покинул страну. За границей Бродский нашел себя как личность, возмужал как поэт. Стихи Бродского отличают интеллектуализм, культурность, чувственность, высокое литературное мастерство. Эти качества были оценены, в результате чего поэту в эмиграции была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Пример из ранней поэзии Бродского показывает поэтические пути Богоискательства поэта-атеиста, по его признанию, приводящие к своеобразному антропорфизму.

* * *

В деревне Бог живет не по углам,

как думают насмешники, а всюду.

Он освящает кровлю и посуду

и честно двери делит пополам.

В деревне Он - в избытке. В чугуне

Он варит по субботам чечевицу,

приплясывает сонно на огне,

подмигивая в шутку.

Возможность же все это наблюдать,

к осеннему прислушиваясь свисту,

единственная, в общем, благодать,

доступная в деревне атеисту.

1964-1965 гг.

 

В конце творческого пути, Бродский, следуя литературной традиции, создает свой стихотворный «памятник», который примечателен тем, что передает скепсис поэзии конца XX в.:

* * *

Я памятник воздвиг себе иной!

К постыдному столетию - спиной.

К любви своей потерянной - лицом.

И грудь - велосипедным колесом.

А ягодицы - к морю полуправд.

 

Какой ни окружай меня ландшафт,

чего бы ни пришлось мне извинять,-

я облик свой не стану изменять.

Мне высота и поза та мила.

Меня туда усталость вознесла.

 

Ты, Муза, не вини меня за то.

Рассудок мой теперь, как решето,

а не богами налитый сосуд.

Пускай меня низвергнут и снесут,

пускай в самоуправстве обвинят,

пускай меня разрушат, расчленят,-

 

в стране большой, на радость детворе

из гипсового бюста во дворе

сквозь белые незрячие глаза

струей воды ударю в небеса.

1990 г.

 

 

1. В 5 — 9 вы уже изучали произведения поэтов, чье творчество рассмотрено в этом разделе. Перечислим известные вам стихотворения:

Н.М. Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»

Р.И. Рождественский «Мгновения»

А.А. Вознесенский «Сага»

Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги»

Вспомните изученное. Проведите научно-практическую конференцию (конкурс чтецов, поэтический вечер). Ваши знания, умение анализировать стихотворения, читать их выразительно являются основой для успешного освоения содержания данного раздела курса литературы 11 класса.

2. Как в лирике Смелякова воплощается его поэтическое кредо: «Мои стихи совершенно не годятся для литературных салонов и не рассчитаны на любителей изысканных пустяков, потому что я нарочито отвергаю ложные поэтические красивости и стремлюсь к точности, к строгому лаконизму»? Дайте развернутый ответ.

3. Выразите свое аргументированное согласие (несогласие) с позицией исследователя Д.А. Маслеева: «Генетически поэзия Ахмадулиной связана с эпохой Серебряного века».

4. Проиллюстрируйте примерами из известных вам стихотворений Ахмадулиной утверждение исследователя Е.Н. Афанасенкова: «В центре художественного мира Ахмадулиной находится многогранный образ культуры».

5. На примере стихотворений Бродского, рассмотренных в этом разделе, а также прочитанных самостоятельно раскройте и проиллюстрируйте следующее утверждение: «Облик города у Бродского продолжает традиции «Петербургского текста» русской литературы». (А.С. Карасева)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: