Диктант № 1
Ласточки
Каждую весну майским деньком в село Берёзовка прилетали ласточки. Они несли тепло и свет в эти уральские края. Старики смотрели на птиц и улыбались. Часто ласточки провожали детей в школу. Птицы ловко взлетали в небо. Потом они спускались к земле и кружили. И стар и млад любовались этими щебетуньями. (50 слов)
Задания к тексту.
Часть А:
1. Выпиши из текста 3-4 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Рядом запиши проверочные слова.
2. Выполни фонетический разбор слов тепло, деньком, края.
Часть В:
1.Подбери однокоренные слова к слову дети. Выдели в словах корень.
2.Найди, в каких случаях слово правильно разделили для переноса, отметь.
кол-лекция колл-екция
коллекци-я колле-кция
Часть С:
1.Придумай и запиши предложение с однородными членами предложения на тему «Весна».
Диктант № 2
Леб е ди
Оз е р о стыл о нагл а зах. М о ро з рез а л л и цо. Злой туман в и сел там, где плав а ли б о л ь ш ие белые птицы. Леб е ди били крыл ь ями лё д. Первый ра з лё д о тступил. Сча стливые леб е ди плав а ли пов о де. О ни праз д н ова ли п о беду. Но м о ро з снов а упал. От оз е ра о стал а сь у з кая п о ло с ка. Леб е ди ушли тол ь к о нач е твёртый ден ь. Вот о ни вп о следний ра зо бл е тают оз е р о. Вет е р уже н е сёт пол ь ду о бломки тр о с т н и ка, жжё т к о лючий сне г. Птицы о ст а вляют мне дов е сны грус т ную л е бяж ь ю пе сн ю. (72 слова)
Задания к тексту.
Часть А:
1. Выпиши из текста 3 слова с парной согласной в корне и 3 слова-с непроизносимой. Рядом запиши проверочные слова.
2. Среди данных слов найди и запиши только те, в которых на месте пропусков надо писать букву т: счас…ливый, интерес…ный, облас…ной, ус…ный, небес…ный, ужас…ный, ненас…ный, мес…ный, древес…ный, чес…ный.
Часть В:
1. Отметь слово, которое является проверочным к слову луг:
лужок лужа
луговой слуга
Часть С:
1. Придумай и запиши сложное предложение на тему «Покормите птиц зимой!».
Диктант № 3
В о се нн ем л е су
Кр а си в ру сс кий лес в о се нние дни! На з о л о том фон е л и ствы в и дны ярк ие пятна клён о в, о син. Тих о пад а ют на землю лё г к ие лист ь я. От дер е ва к дер е ву пр о т я нул и сь с е р е бристые нити п а утины.
Чист и пр о зрач е н х о лодный воздух. Пр о зра чн а и в о да в л е сных руч ь ях. Ещ е з е лёный ст о ит в л е су старый ду б. Но уже о г о лил и с ь в е р ши ны б е рё з.
(55 слов) (По И. Соколову - Микитову)
Диктант № 4
Х о р о шо вл е су ос е н ь ю. Ещ ё т е пло, но уже в ь ё тся ввоздух е тонкая п а утина. В т и ш и не можн о услышат ь ре д к ие птич ь и г о л о са. З е мля ещ ё п ь ёт р о су, а д е рев ь я ловят свет и т е пло. Скор о стужа и сне г станут хозяйничать вл е су. З и ма р а сп а хнёт св о и об ъ ят и я. Лист ь я с ъ ёж атс я и о п а дут. З а бл е стит с е р е бро на суч ь ях. В ь юга з а м е тёт тр о пинки.
Так будет всю зиму, п о ка в е се нн ий вет е р не о б ъ явит о пр и ходе т е пла. (65 слов)
Задания к тексту.
Часть А:
1. Выделить приставку в четырёх словах по выбору.
2. Обозначить графически орфограмму «разделительный ь и ъ» в двух словах (по выбору).
Часть В:
1.Допиши сложные слова.
Человек, который любит трудиться (какой?) _______________________________
Ученик, который любит узнавать новое, (какой?) ______________________________
Человек, любящий ловить рыбу, называется ___________________________________
Часть С:
1. Ты не изучал эти словарные слова. Проверь свою языковую интуицию: вставь пропущенные буквы.
П_к_ление, б_нокль, в_л_колепный, _нт_ллект, к_м_ндировка, _р_ _ нтироваться.
Проверь по словарю. С 3 любыми словами составь предложения.
Диктант № 5
В горах
Чудесно весной в горах!
На зеленых склонах пестреют ранние цветы. Они тянут свои головки к солнцу и жадно пьют его лучи. Встали жесткие пучки трав. Вдруг из серых скал выползла туча. Потемнела местность. Посыпал колючий снег и град. Прошла туча. Солнце съело снежок. Радостно запели птицы. Цветы раскрыли свои вазочки. Весело зажужжали жуки и пчелы. (57 слов)
Диктант № 6
В е сна в л е су
Уже д а вно нетр е ща т м о розы. Звонк о п о ют птицы. Со л нце неуст а ёт печ ь. Ему нужн о с о греть землю. А г о л о систые руч ь и неуст а ют теч ь и звенеть. См о лой пахнут ду ши стые по чк и. Неусп е ваю з а м е ча ть ш а ги в е сны. Вот и з а з е л е нела л и ства над е рев ь ях. П о я вилась м о л о дая тра в ка. Нал е сных п о лянах з а цв е ли г о лубые п о дсне ж ники. Скор о з а п о ют с о л о в ь и. О ни нестанут б е реч ь св о и г о л о са.
Для птиц пр и хо д в е сны - главный праз д ник! (66 слов)
Задания к тексту.
Часть А:
1. Выпиши только глаголы.
петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец, певучий, песня, плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание
2. Обозначь глаголы в неопределенной форме.
Часть В:
1. Найти в тексте и обозначить орфограммы, изученные в теме «Глагол».
2. Сколько приставок в слове заприметил? Обозначь правильный ответ.
0, 1, 2, 3
Часть С:
1. Образуй от глагола лететь четыре глагола с помощью приставок. Запиши.
2. Придумай предложение с однородными сказуемыми.
Диктант № 7
Пришла весна.
Последние дни стояла ясная погода.
Днём снег таял на солнце, а ночью был мороз. Вдруг повеяло тёплым ветром, надвинулись тучи. Полил тёплый дождь. Потом ветер затих, опустился густой серый туман. На реке затрещали и двинулись льдины. Но утром выглянуло яркое солнце, зазеленела молодая трава. Надулись почки калины, берёзы. Залились жаворонки в небе, прилетели журавли и гуси.
Пришла настоящая весна.
(60 слов) (По Л. Толстому)
Задания к тексту.
Часть А:
1. Разбери по составу слова выглянуло, прилетели, последние
2. В 6-м предложении укажи части речи, определи их морфологические признаки (род, число, время, лицо и другие)
3. Найди 3 сложных предложения и подчеркни в них грамматическую основу.
Часть В:
1 Подбери антоним к каждому записанному слову:
большой, узкий, острый, умный, ленивый, кривая, слепой
2. Образуй прилагательные и запиши их в мужском роде, в единственном числе.
краса, грубость, ум, седина, сила
Образец: краса—красивый (м. р., ед. ч.)
Часть С:
1. Из данных слов составь и запиши 2 вопросительных невосклицательных распространённых предложения. Отметь в них грамматическую основу.
а) друг, по, Кавказ, путешествовать, долго.
б) появились, в, проталины, первые, лесу.
Диктант № 8
Пичугин мост
Короткая дорога в школу шла через речку Быстринку. Речка текла в крутых бережках.
Ребятам было трудно перепрыгивать речку. Сема Пичугин задумал построить мост. У реки росла толстая ветла. Два дня мальчик рубил дерево. И вот ветла рухнула и легла через речку. Сема стал обрубать ветви у ветлы. Дед помог мальчику сделать перильца из жердей. Хороший получился мостик.
Стали его называть Пичугин мост. (63 слова)
Слова для справок: в е тла, п е рильца, п е р е прыг и вать.
Задания к тексту.
Часть А:
1. Выпиши 3 глагола в неопределённой форме
2. Выпиши 2 словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в женском роде.
Часть В:
1. Запиши к данному прилагательному
антоним: сильный - __________________________________________
синонимы: красивый, _________________________________________
2. Разбери по составу слова:
быстроходный подбородок дружок перекличка
Часть С:
1. Придумай и запиши 4 словосочетания сущ. + прилагат. по теме «Весна»
2. Устно составь рассказ, используя эти словосочетания.
Контрольное списывание № 9
Гадюки
В середине апреля выползают из-под земли гадюки. Они уже очнулись от зимней спячки. В холодные дни только по утрам появляются они из разных подземных убежищ. Змеи ползут греться на солнечные поляны, косогоры и прочие тёплые местечки. Охотятся в основном ночью. Они исследуют норы грызунов, пустоты под корнями. Корм их - мыши, полёвки, лягушки и другие мелкие животные. Гадюки не едят много. Им достаточно съедать в сутки в сто раз меньше своего веса. (72 слова)