Тема урока «Производственная функция и факторы экономического роста».




17.02.2021

Класс

Экономика

Тема урока «Производственная функция и факторы экономического роста».

Задание.

1. Изучите теоретический материал:

Экономический рост представляет собой сложную макроэкономическую категорию. Его обеспечение выступает одной из основных задач всякого государства. В большинстве случаев экономический рост принято отождествлять с совершенствованием общественного продукта за определенный временной промежуток, приобретающим количественный или качественный характер. Кроме того, его зачастую рассматривают в качестве процесса приращения объемов материальных благ и повышения их качества согласно структуре возрастающих потребностей. В широком смысле экономический рост представляет собой обобщающий показатель общественного развития, устанавливающий характер его протекания. В узком смысле он рассматривается в качестве процесса, обеспечивающего изменение производительных сил и приращение объемов общественного производства.

Помимо этого, экономический рост можно рассматривать с точки зрения качественных показателей, находящих свое отражение в уровне здоровья и образования населения страны, а также отраслевой структуре ее экономики и общем уровне инфраструктурного развития общества.

Так или иначе, экономический рост связан с расширением производства товаров и услуг. Он может быть оценен при помощи двух показателей: валовой национальный и валовой внутренний продукт (ВНП и ВВП соответственно). Основными способами измерения его величины выступают:

- Увеличение общего объема реального ВНП или ВВП;

- Возрастание реального ВНП или ВВП в расчете на душу населения страны.

Показатели экономического роста. Для характеристики той или иной стороны экономического роста используется ряд специфических показателей. Они подразделяются на динамические и статические, количественные и качественные.

К числу динамических показателей относятся такие, которые характеризуют макроэкономическое развитие хозяйства страны (темпы роста за определенный период времени).

Они позволяют устанавливать скорость расширения производства, выявлять потенциальные производственные возможности страны. При исчислении показателей развития производства в динамике важным моментом является сопоставление темпов роста материальных благ с приростом населения. Если национальный доход увеличивается соответственно приросту населения, то это, по существу, означает стагнацию экономического развития.

Статические показатели отражают существующие условия равновесного состояния различных процессов. С их помощью определяется исходная база экономического развития.

Темпы и уровень экономического развития тесно связаны между собой. Например, при различных исходных уровнях одинаковые темпы роста ведут к увеличению разрыва экономического развития различных стран.

Качественные и количественные показатели экономического роста. Интегрирующим показателем экономического роста является показатель «уровень жизни». Он выражается рядом количественных и качественных показателей, характеризуя степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей (общий объем потребляемых материальных благ и услуг на душу населения; уровень потребления и качество продуктов питания; развитие сфер образования, здравоохранения и социального обеспечения; уровень обеспеченности жильем, коммунальными услугами; соблюдение правовых форм защиты населения). При исчислении «уровня жизни» обобщающим показателем является объем национального дохода в расчете на одного жителя страны.

Производственная функция. Дальнейшее развитие теории экономического роста позволило формализовать взаимосвязь факторов производства и установить вклад каждого из них с помощью производственной функции.

Отличительной чертой производственной функции является анализ экономического роста в динамике, т. е. изменения факторов производства и выпуска продукции во времени. Использование производственной функции позволяет, во-первых, установить влияние каждого фактора производства на экономический рост; во-вторых, определить уровень воздействия экстенсивных и интенсивных факторов на развитие производства; в-третьих, выявить долю НТП в экономическом росте за счет интенсивных факторов. Производственная функция впервые была предложена американским экономистом П. Дугласом и математиком Ч. Коббом в 1928 г.

 

Факторы экономического роста – это его движущая сила, составные элементы производительных сил, которые в процессе взаимодействий обеспечивают увеличение объемов производства и повышение его эффективности.

В экономической литературе существуют разные подходы к определению перечня основных факторов экономического роста. Некоторые ученые относят к ним увеличение таких факторов, как труд, капитал, технические нововведения; другие выделяют шесть основных факторов – четыре фактора предложения (количество и качество природных ресурсов, количество и качество трудовых ресурсов, объем основного капитала, технология), факторы спроса и факторы распределения. В отечественной литературе к факторам экономического роста обычно относят:

· рабочую силу;

· производственные ресурсы;

· технологию;

· природу.

При исследовании факторов экономического роста необходимо исходить из того, что по способу воздействия на экономический рост факторы делятся на прямые и косвенные.

Прямые оказывают непосредственное воздействие на экономический рост, а косвенные способствуют более эффективному проявлению прямых факторов.

К числу прямых факторов экономического роста относятся:

· количество и качество трудовых ресурсов;

· объем и качество основного капитала;

· количество и качество природных ресурсов;

· технология.

Трудовые ресурсы. Определяющим фактором экономического роста является рабочая сила, которая представляет собой совокупность экономически активного населения страны.

В широком смысле этот фактор связан с численностью населения. Простое увеличение населения соответственно ведет к росту рабочей силы, расширению объемов затрат труда и как результат к экономическому росту. Важной составляющей, обеспечивающей ускорение экономического роста, является качество рабочей силы, определяемое ее квалификацией, развитием сетей профессионально-технических учебных заведений, центров по переподготовке кадров. За счет этих мер затраты рабочего времени могут возрастать без увеличения численности рабочей силы.

Основной капитал включает все средства производства – станочный парк, оборудование, промышленные здания и сооружения, производственную инфраструктуру. Затраты капитала зависят от величины накопленного капитала, определяемого динамикой инвестиций. Масштабы инвестиций зависят от размеров сбережений, которые включают в свой состав личные сбережения населения и перераспределяемую часть прибыли, которая идет на накопление. В 1950, 1976 и 1986 гг. норма накопления (доля валовых внутренних инвестиций в ВВП) соответственно составила в США – 21,2, 19,6, 18,3 %; в ФРГ – 22,8, 25,3, 19,3 %; в Японии – 25,5, 38,2, 28,3 %.

Природные ресурсы составляют сырьевую базу экономики. В механизме экономического роста природные ресурсы выступают в качестве первичных предметов труда. Их значение определяется тем, что большинство стран ощущает существенный недостаток в наличии природных ресурсов. Так, во многих странах СНГ отсутствуют запасы нефти, газа, каменного угля и т. д. Имеющиеся запасы истощаются или находятся в труднодоступных местах.

Это вызывает необходимость более рационального их использования, создания более производительной техники.

Технология представляет собой совокупность способов и приемов изготовления продукции из сырья и материалов. Как фактор экономического роста технология имеет отраслевую специфику: в топливно-энергетической промышленности наиболее экономичным является производство электроэнергии атомными станциями; в металлургической – производство электростали и кислородно-конвекторной стали; в машиностроении – использование станков с числовым программным управлением; в химической – глубокая переработка нефтяного сырья.

К косвенным факторам экономического роста относятся снижение налогов на прибыль, расширение возможностей получения кредитов, снижение цен на производственные ресурсы.

2. Составьте план-конспект данной темы.

 

Ребята! Это задание выполните в рабочих тетрадях. Жду Ваши работы на электронную почту:

belova.elena510@gmail.com

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: