Научно-техническая революция 12 глава




Н. И. Вавилов

 

 

…искренняя и смелая мысль есть часто страдание.

В. И. Вернадский

 

 

Мне иногда даже как-то любопытно подвергать свое и чужое суждение критике и соображать, что здесь действительно основывается на знании, а что на привычке…

В. И. Вернадский

 

 

Твердость есть применение мужества ума; она предполагает просвещенную решимость. Упрямство, напротив, предполагает ослепление.

Вольтер

 

 

Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения.

Гегель

 

 

Заблуждение всегда противоречит себе, истина — никогда.

Гельвеций

 

 

Если мы желаем… убедиться в истинности своих взглядов, то надо иметь возможность высказывать их. Их надо испытать на пробном камне противоречия.

Гельвеций

 

 

Софизмы опровергаются сами собой. Истину нетрудно защитить.

Гельвеций

 

 

Возьмем вопрос о религии. Почему запрещать рассмотрение ее? Если она истинна, то она способна выдержать испытание дискуссии. Если она ложна, то нелепо защищать религию, мораль которой труслива и жестока…

Гельвеций

 

 

О значительнейших вещах не будем судить слишком быстро.

Гераклит

 

 

Может быть назовут юношеской заносчивостью, когда непосвященный ученик осмеливается противоречить записному мастеру своего дела и старается доказать, что он вопреки ему прав; но многолетние опыты научили меня иначе понимать. Вечно повторяемые фразы костенеют в уме, наконец, делаются неподвижными убеждениями, и органы воззрения становятся тупы… Бывали примеры, что отличные люди в своем ремесле иной раз сворачивали несколько с торной колеи, но главной дороги они никогда не покидают; они боятся новых путей; им, все-таки, кажется вернее держаться старого.

Гёте

 

 

Кто ищет истины — не чужд и заблужденья.

Гёте

 

 

Знаю, как трудно придать старому новый вид, потускневшему — блеск, темному — ясность, надоевшему — прелесть, сомнительному — достоверность, но гораздо труднее закрепить и утвердить, вопреки общему мнению, авторитет за тем, что является новым и неслыханным.

Вильям Гильберт

 

 

Нет такого нелепого заблуждения, которое не нашло бы своего защитника.

Голдсмит

 

 

Существуют энтузиасты науки, но есть у нее и фанатики; даже в случае нужды у нее появляются последователи нетерпимые и жестокие…

Гюйо

 

 

Ньютон не мог объяснить самого тяготения, хотя сформулировал закон тяготения. Лейбниц поэтому возражал против закона тяготения. А Ньютон отвечал, что задача естествоиспытателя — понять движение часов, хотя мы и не знаем, почему гиря опускается вниз.

Дарвин

 

 

…в большинстве споров можно подметить одну ошибку: в то время как истина лежит между двумя защищаемыми воззрениями, каждое из последних отходит от нее тем дальше, чем с большим жаром спорит.

Декарт

 

 

…различие наших мнений происходит не оттого, что один разумнее другого, а только оттого, что мы направляем наши мысли различными путями и рассматриваем не те же самые предметы.

…что же касается разума или здравомыслия, то поскольку это есть единственная вещь, делающая нас людьми и отличающая нас от животных, то я хочу верить, что он полностью наличествует в каждом…

Декарт

 

 

…только страсти и только великие страсти могут поднять душу до великих дел. Без них конец всему возвышенному, как в нравственной жизни, так и в творчестве…

Дидро

 

 

Незнание никогда не решает вопроса.

Дизраели

 

 

Только преодолевая ошибку за ошибкой, вскрывая противоречия, мы получаем все более близкое решение поставленной проблемы.

П. Л. Капица

 

 

Ошибки не есть еще лженаука. Лженаука — это непризнание ошибок. Только поэтому она тормоз для здорового научного развития.

П. Л. Капица

 

 

Развитие науки немыслимо без борьбы мнений и научной критики… В научных спорах, творческих дискуссиях, которые непременно должны проводиться на основе марксистско-ленинской методологии, быстрее рождается истина, оттачивается идея, вырисовываются пути ее воплощения в жизнь. Это традиция нашей науки.

П. Л. Капица

 

 

Истина не имеет иного доказательства своего существования, кроме очевидности, и доказывание ее есть не что иное, как обнаружение ее очевидности путем рассуждения.

Ларошфуко

 

 

…только из насыщенного раствора мнений начинают выпадать кристаллы истины…

В. В. Латышев

 

 

…противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть.

Леонардо да Винчи

 

 

Кто спорит, ссылаясь на авторитет, тот применяет не свой ум, а скорее память. Хорошая ученость родилась от хорошего дарования; и так как надобно более хвалить причину, чем следствие, ты больше будешь хвалить хорошее дарование без учености, чем хорошего ученого без дарования.

Леонардо да Винчи

 

 

И поистине всегда там, где недостает разумных доводов, там их заменяет крик, что не случается с вещами достоверными. Вот почему мы скажем, что там, где кричат, там истинной науки нет, ибо истина имеет одно единственное решение, и когда оно оглашено, спор прекращается навсегда. И если спор возникает снова и снова, то эта наука — лживая и путаная, а не возродившаяся достоверность.

Леонардо да Винчи

 

 

Не ложь, а весьма тонкие неверные замечания — вот что задерживает процесс обнаружения истины.

Лихтенберг

 

 

…не приносит ли большей пользы в конечном итоге дух противоречия, чем дух единства?

Лихтенберг

 

 

…перестань, лишь одной новизны устрашаясь,

Наше ученье умом отвергать, а сначала сужденьем

Острым исследуй его и взвесь; и, коль прав окажусь я,

Сдайся, а если неправ, то восстань и его опровергни.

 

Лукреций

 

Умейте всегда перенестись на точку зрения противоположного мнения — это и есть то, что есть истинная мудрость.

Д. И. Менделеев

 

 

Не подлежит никакому сомнению, что ни в науке, ни в практической жизни никогда не следует останавливаться перед авторитетами, каковы бы они ни были. Критика есть необходимое орудие преуспеяния…

И. И. Мечников

 

 

Невозможно вести честный и искренний спор с дураком… Вот почему Платон в своем государстве лишал права на спор людей с умом ущербным и неразвитым.

Монтень

 

 

Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности.

Монтень

 

 

Ученикам подобает спрашивать и спорить, а наставникам — решать.

Монтень

 

 

Идите от анализа к синтезу, но стройте свои выводы на основе всего проверенного фактического материала. Я часто одерживал верх над противниками в научных спорах, так как опирался на лично наблюденные факты…

В. А. Обручев

 

 

И несогласие согласие рождать способно.

Овидий

 

 

Когда человек отрицает решительно все, то это значит, что он не отрицает ровно ничего и что он даже ничего не знает и не понимает.

Д. И. Писарев

 

 

Обет спорить, оспаривать, доказывать, убеждать и убеждаться возлагается на плечи вступающих в научную жизнь, как меч при вступлении в рыцари. Защищая первую диссертацию, он присягает Научной Истине.

О. Н. Писаржевский

 

 

Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.

Пифагор

 

 

Всякой истине суждено одно мгновенье торжества между бесконечностью, когда ее считают неверной, и бесконечностью, когда ее считают тривиальной.

Пуанкаре

 

 

Кто ставит вопросы, тот получает ответы. Но он должен ставить разумные вопросы.

Рамзай

 

 

Возможно, в далеком будущем у нас будет достаточно знаний о великих явлениях вселенной и мы пожелаем, чтобы один и тот же свет озарил все умы. Но при настоящем положении вещей, когда наши исследования продвигаются ощупью, при незнании и непонимании главного, я считаю, что разнообразие мнений, несогласия — это необходимость.

Ростан

 

 

…вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими.

Спиноза

 

 

Невежество не есть аргумент.

Спиноза

 

 

Если, наконец, у вас при чтении явится сомнение в том, что я утверждаю, то я прошу Вас не торопиться со своими возражениями, пока вы не потратите достаточно времени на размышления. При таком отношении к делу я уверен, что вам удастся насладиться желанными плодами этого дерева.

Спиноза

 

 

Настоящая наука — это порой такой драматизм и такой накал страстей, какой не под силу самому яростному спортивному состязанию. Спор, дискуссия — это диалектика самой жизни, диалектика науки.

К. В. Станюкович

 

 

…за исключением очень немногих, люди обычно не могут увидеть исторической важности нововведения, которое так непохоже на все существующее… Трудности, стоящие перед изобретателями, увеличиваются еще и потому, что такие слепцы всегда могут отыскать других слепцов, которые благодушно будут уверять первых слепцов в их непогрешимой проницательности.

Уилсон

 

 

Нельзя же отрицать истину только потому, что она лично мне не совсем приятна.

Н. Г. Чернышевский

 

 

Когда ты хочешь показать твоему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова.

Эпиктет

 

 

…чем более собеседник твой заблуждается, тем важнее и желательнее, чтобы он понял и оценил то, что ты хочешь ему доказать.

Эпиктет

 

 

При философской дискуссии больше выигрывает побежденный — в том отношении, что он умножает знания.

Эпикур

 

 

…если кто будет бороться с очевидными фактами, тот никогда не сможет получить в удел истинную безмятежность.

Эпикур

 

Глава V

НАУКА И ЗНАНИЕ

 

То, что достойно существовать, — достойно быть знаемо.

Ф. Бэкон

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ•ПРОСВЕЩЕНИЕ•ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ•НАУКА И ИСКУССТВО

 

«Войти в сонм богов доступно только любителю знания». Это сказал Платон более двух тысяч лет назад. «Знание есть сила, сила есть знание!» — провозгласил Ф. Бэкон, один из тех мыслителей, именами которых отмечена поворотная веха в истории цивилизации — Возрождение.

В начале социалистической эры великий Ленин, обращаясь к молодежи, говорил, что для построения нового общества надо взять всю науку, всю культуру, накопленные на протяжении всей истории, что надо обогащать свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.

За годы Советской власти и «субъект» и «объект» знаний коренным образом изменились. В результате грандиозной культурной революции, совершенной в нашей стране, неузнаваемо переменился человек, лавинообразно возрос объем знаний, которые необходимо усвоить, чтобы быть на уровне современного научно-технического прогресса и достижений литературы и искусства.

Приведем одно свидетельство. Известно: наша страна — страна читателей, советский человек — это человек с книгой в руках. Знаменательным событием для всех советских книголюбов был собравшийся в октябре 1974 года в Колонном зале Дома союзов учредительный съезд Всесоюзного добровольного общества любителей книги. Интересную историческую параллель провел в своей речи на съезде делегат Казахстана. «Здесь, в этом зале, — говорил он, — еще в годы тяжких испытаний гражданской войны и интервенции на всю страну прозвучал ленинский лозунг „Долой неграмотность!“. Сейчас здесь собрались представители всех народов нашей великой страны, чтобы создать Всесоюзное добровольное общество любителей книги, книголюбов, которых в нашей стране столько, сколько людей, начиная с двухлетнего младенца, первый раз протянувшего руку к книжке-картинке, к книге, ставшей затем верным спутником на всю жизнь…»

Действительно, до Октября Казахстан был одной из отсталых окраин царской России. Из тысячи мужчин только 21 мог написать свое имя. Среди женщин, за самым редким исключением, грамотных не было. По данным переписи 1897 года статистики пришли к выводу, что если условия не переменятся, то для достижения всеобщей грамотности в Средней Азии потребуется 4600 лет.

Ныне Казахстан по объему промышленной продукции занимает третье место среди союзных республик, одновременно Казахстан — один из крупнейших зерновых районов СССР и крупнейшая животноводческая база на востоке страны. Особенно возросло значение республики в сельском хозяйстве страны с освоением 25 млн. га целинных и залежных земель. В Казахстане есть Академия наук с 26 научно-исследовательскими институтами по всем ведущим отраслям естественных и общественных наук, 44 высших учебных заведения, в том числе 2 университета, 7900 библиотек с общим фондом около 70 млн. экземпляров. На каждую семью в Казахстане в настоящее время приходится 30 книг. Таких документальных иллюстраций на тему образование в СССР можно привести много. Напомним только следующие итоговые данные, которые получены в результате всесоюзных переписей 1939 и 1970 годов. По первой из них в городах среди работающих лиц со средним и высшим образованием было 24,2 %, по второй — в 1970 году — их стало 75 %, в сельском хозяйстве в 1939 году — 6,3 %, в 1970 году — более 50 %- Такова объективная, выраженная языком цифр, характеристика тех, кто ищет знаний.

Чтобы охарактеризовать объект познания, возьмем более длительный отрезок времени. Около ста лет назад О. Конт подразделял все науки на семь категорий — от математики до социологии. На протяжении столетия наука продолжала непрерывно разветвляться, выделяя многочисленные обособленные области. Этот процесс не остановился и сейчас, но вместе с ним наблюдается и обратное весьма примечательное явление: синтез наук, их интеграция.

В последние годы особенно плодотворными и перспективными оказываются отрасли знания, развивающиеся на стыке двух или нескольких наук. Так, проблемы атомного ядра охватывают вопросы физики, химии, биологии, многочисленных технических наук и т. д. Интенсивные точки роста науки наблюдаются в таких областях, как биофизика, биохимия, биоорганическая химия, молекулярная биология, химическая физика, физическая химия, математическая лингвистика и математическая логика и т. д. И вот одной из новых функций образования, просвещения, популяризации знаний является взаимная информация ученых и инженерно-технических работников о научных проблемах, достижениях и новых методах исследования, применяемых в самых разнообразных областях знания.

Синтез наук ставит новые проблемы. Еще недавно в шутку говорили: «Этот математик отказывается высказывать суждение о задачах равнобедренного треугольника, он специалист по равностороннему». Широта познаний, некогда называвшаяся энциклопедизмом, долгие годы третировалась как «дилетантизм». Но сегодня биология, например, не может развиваться без физики и химии. Ученый обязан заглядывать в сопредельные области, использовать достижения других наук. И все же, затрагивая смежную область, ученый считает своим долгом извиниться перед коллегами, даже когда речь идет о популярном произведении. Вот выдержка из предисловия Дж. Томсона — крупного английского физика, лауреата Нобелевской премии за работы в области квантовой механики — к опубликованной им в 1955 году книге «Предвидимое будущее»: «В некоторых разделах своей книги я вышел за рамки теорий, в которых я могу претендовать на какие-либо профессиональные знания. Прошу тех, в чьи заповедные угодья я вторгся, простить мне мою опрометчивость. И если отдельные трофеи, о которых я пишу, существуют только в моем воображении, то, по крайней мере, такое браконьерство не причиняет никакого ущерба законным владельцам, тогда как случайный пришелец может порой увидеть то, что является одновременно и неожиданным и реальным».

Приведем еще один документ необычайной человеческой силы и большой искренности. 1 декабря 1964 года, в день, когда в Индии скончался всемирно известный английский генетик, член Королевского общества Джон Холдейн, по телевизионной программе в Англии было передано его заявление — автонекролог.

«В очень значительной степени я был дилетантом, и это совершенно очевидно. Могу сказать, что я немного занимался почти чистой математикой и отважился даже сунуть нос в астрономию. Но я не стыжусь того, что я дилетант, ведь иногда это оказывается весьма полезным…

Если меня не забудут полностью через 100 лет, я не удивлюсь, если меня будут вспоминать за нечто такое, о чем я даже не упомянул сегодня. Возможно это будет, например, письмо в „Обсерваторию“, озаглавленное „Просто ли связаны пространство и время?“».

Чтобы быть творцом, специалист не может теперь оставаться однобоким, «подобным флюсу». Он должен быть человеком широких взглядов, должен быть в известной мере энциклопедистом, ему необходимо в какой-то степени владеть данными других наук, отличающимся от избранной им области не только по объекту, но и по методам исследования, а нередко и по языку, по методу мышления. Все это, разумеется, возможно только на прочном фундаменте самого точного и прочного владения всем, что относится к своей специальности, к сфере приложения своего конкретного труда.

Подборка высказываний в этой главе — о вечных, непреходящих мудростях, о том, что «Знания — всегда добро», что «Вселенная для знаний необъятна», что во всех областях знаний, как и в геометрии, по свидетельству Евклида, нет «царской дороги». Не теряет своей актуальности и совет Л. Толстого: «Не смотри на ученость, как на корону, чтобы ею красоваться, ни как на корову, чтобы кормиться ею».

В изречениях наших современников мы встречаем заботу о новых, только в наши дни возникших задачах образования и просвещения. Тонко подметил замечательный итальянский детский писатель Джанни Родари. «Детские игры всегда начинаются у самой высокой точки, достигнутой человечеством». На реплику взрослого у экрана телевизора о том, как это удивительно, что у себя дома можно видеть то, что делает космонавт на космической орбите, семилетний ребенок резонно отвечает: «Ничего удивительного, если там передающее, а здесь принимающее устройство». Да, просвещение подрастающих поколений и постоянное пополнение знаний взрослых, несомненно, одна из самых сложных проблем нашего века — века научно-технической революции и информационного взрыва.

Заключительные строки этой главы — о «лирике и физике», о взаимосвязи науки с литературой и искусством. В хороводе девяти муз, писал Брюсов, «Полигимния, властительница лирики, держала за руку Уранию, богиню астрономии». Еще точнее об этом же сказал Л. Толстой: «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце…». Все это раскрывается в суждениях разных людей. Но мы надеемся, читатель согласится с Гёте: «Слушать чужие мнения это почти то же, что посещать чужие страны и другие эпохи».

 

* * *

 

В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.

К. Маркс

 

 

Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком.

К. Маркс

 

 

…все люди в равной мере имеют право на образование и должны пользоваться плодами науки.

Ф. Энгельс

 

 

…в настоящее время, когда возможна передача электрической энергии на расстояние, когда техника транспорта повысилась… нет ровно никаких технических препятствий тому, чтобы сокровищами науки и искусства, веками скопленными в немногих центрах, пользовалось все население…

В. И. Ленин

 

 

Но вы сделали бы огромную ошибку, если бы попробовали сделать тот вывод, что можно стать коммунистом, не усвоив того, что накоплено человеческим знанием.

В. И. Ленин

 

 

Без знания рабочие — беззащитны, со знанием они — сила!

В. И. Ленин

 

 

Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше…

В. И. Ленин

 

 

…учить с азов, но учить не «полунауке», а всей науке.

В. И. Ленин

 

 

Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения.

В. И. Ленин

 

 

Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов, ибо коммунизм превратится в пустоту, превратится в пустую вывеску, коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания.

В. И. Ленин

 

 

Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.

В. И. Ленин

 

 

В наше время происходит настолько быстрое развитие во всех областях, что полученное в молодости образование — это лишь база, которая требует постоянного пополнения знаний.

Л. И. Брежнев

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: