Пропорциональная избирательная система




Функции

Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.

Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.

Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.

Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.

Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.

Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.

Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.

 

Ещё одна трактовка:

 

В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

Выражение властно значимых интересов всех групп и слоёв общества.

Разрешение общественных конфликтов, их рационализация.

Руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоёв населения или всего социума в целом.

Интеграция различных слоёв населения за счёт подчинения их личных интересов интересам общества, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка.

Политическая социализация.

Обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества и всего государства в целом.

 

 

  1. Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).[1]

 

Мажоритарная избирательная система

Основная статья: Мажоритарная избирательная система

 

Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной (фр. majorité — большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос. Во втором победителем становится кандидат, набравший просто большинство голосов. При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Смешанная избирательная система

 

Выдвижение кандидатов осуществляется исключительно партийным списком, в котором каждый кандидат выдвигается в один из мажоритарных округов, а сам список утверждается решением высшего органа партии (съездом или конференцией), таким образом мажоритарная избирательная система превращается в смешанную избирательную систему.

Пропорциональная избирательная система

 

Пропорциональная избирательная система

 

Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.

Самое сложное при пропорциональной системе подсчитать, сколько мест причитается той или иной партии

Часто распределение осуществляется путем установления избирательной квоты (избирательного метра)

Определяется обычно путем деления общего числа действительных голосов на число мандатов, приходящихся на данный избирательный округ.

Если, скажем, 100 мандатов, значит, например, 60 млн голосов делим на 100. Получается 600.000

После этого от каждого партийного списка мандаты получают столько человек, сколько раз квота укладывается в собранное партией число голосов. Допустим, за партию проголосовало 1,5 млн голосов. Это делим на 600 тыс. Получается 2,5 места

Остаток! Весь вопрос, как учесть остатки.

Плюсы и минусы пропорциональной системы[править вики-текст]

Плюсы

 

Более полный учёт разнообразных интересов и ценностей, существующих в данном обществе

Минусы

 

Обезличенность партийных списков. Невозможность обеспечить стабильное большинство в парламенте (если много мелких партий)

Избирательная система в России[править вики-текст]

Основная статья: Выборы в России

Как распределяются депутатские места в Госдуме[править вики-текст]

Избирательный барьер −7 %,лул со следующих выборов (в 2016 году) — 5 %

Но он «плавающий», так как может понижаться, если за две партии подано 60 и менее процентов или если за 1 список подано более 60 % голосов

Сумма голосов избирателей, поданных за списки, делится на 450 (государственная дума состоит из 450 депутатов). Полученный результат есть первое избирательное частное. Допустим, проголосовало 100 млн. Делим на 450 = 222.222

Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком делится на первое избирательное частное

 

Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов

Преодолели барьер 3 списка:

Итого: 390 мандатов. Остались нераспределенными 60 мандатов

Проводится вторичное распределение оставшихся мандатов

Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате первичного распределения (в нашем случае — партия М, затем партия Y, затем — Х)

В результате каждая из трех партий получит при вторичном распределении ещё по 20 мандатов. Но если бы оставалось 61 мандат, то партия М получила бы 21 дополнительный мандат, а две другие — по 20

После этого места распределяются внутри каждого списка. Приоритет имеет общефедеральная часть списка перед региональной.

 

социологический, в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле, как любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми, распределением благ и ресурсов, урегулированием конфликтов и т.д.

 

В традиционном подходе политика предстает как особая, отличная от других государственно-властная сфера общественной жизни и в ней же реализуется. Отсюда такие специфические дефиниции политики, трактующие ее как:

сферу борьбы за власть и способ реализации этой власти;

науку и искусство государственного управления;

способ производства законных социальных приказов и предписаний и др.

 

В социологическом подходе политика как общественная деятельность не обязательно связана с государственной властью, а, следовательно, и не образует особой сферы общественной жизни. Она присутствует везде, и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой они «затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного коллектива, общности и т.д.» Поэтому нередко говорят: «Куда ни кинь — везде политика». Она присутствует даже в семье, когда умная жена так управляет мужем, что последнему кажется, что он в доме хозяин, хотя фактически находится у жены «под каблуком».

В качестве своего фундаментального социального основания политика имеет объективную потребность общества в саморегуляции, в поддержании сплоченности и единства.

 

Общество по своей структуре асимметрично. Существование различных классов и социальных групп (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом. И для того, чтобы эта естественная во все времена и у всех народов борьба не приняла форму войны «всех против всех», требуется особая организация силы, которая взяла бы на себя функцию ее предотвращения и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, и, прежде всего, в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Неслучайно политику очень часто определяют как «искусство жить вместе, искусство единства во множестве».

Роль политики в обществе:

выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;

согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей;

выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;

распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;

создание общепринятого (общепонятного) всем языка — вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.

 

На вертикальном срезе, как показано на схеме, субъектами политики (т.е. теми, кто

 

«отправляет» политику и участвует в политико-властных отношениях) выступают:

 

 

Обыденное политическое сознание - это несистематизированная массовые представления о политике.

Теоретическая политическое сознание - это совокупность идей, взглядов, ученик, которые возникают на основе научного исследования политических явлений и процессов.

 

  1. Политическая социализация — процесс включения личности в политику.

Различают две фазы этой политической социализации:

первая выражается в политической адаптации, т.е. интеграции индивида в политическое сообщество посредством оснащения его опытом предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре;

вторая - в политической интериоризации,т.е. включении политических норм и ценностей во внутренний мир человека.

С точки зрения уровней политической активности, различают личность:

гражданина с ничтожно малым политическим влиянием и активностью, отсутствием устойчивого интереса к политике вплоть до аполитичности. Согласно этой характеристике личность предстает почти исключительно как объект политики. По отношению к этому типу вполне применим афоризм: «Если Вы не занимаетесь политикой, политика все равно занимается Вами»;

гражданина - члена общественной организации или участника общественного движения, который опосредованно, т.е. через эту организацию, включен в политическую жизнь;

гражданина - члена сугубо политической организации (партии, политического союза и т.д.), который добровольно, по своей собственной воле, целенаправленно занимается политикой. Это тип политического активиста;

общественно-политического деятеля из числа крупных писателей, деятелей науки и культуры, которые благодаря своей популярности втягиваются в официальную политику в качестве ее оппонентов или приверженцев;

профессионального политика, для которого эта сфера выступает как источник «хлеба насущного», т.е. является основным (если не единственным) видом деятельности. Такого рода личность не мыслит себя вне политики;

политического руководителя высшей инстанции, т.е. организационного, идейного, формального (или неформального) лидера.

 

Авторитарный (от дат. autoritas - власть) режим - государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет диктатура одного лица или группы. При этом, однако, государственный контроль не распространяется на неполитические сферы: экономику, культуру, религию и т.д.

 

Исторический опыт показывает, что авторитарный режим возникает, как правило, в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным. Поскольку такие ситуации в развитии мирового сообщества - явление весьма частое, то, очевидно, что авторитаризм относится к достаточно распространенным политическим режимам. Много примеров авторитарного режима знают и история, и современность. В частности, во второй половине XX в. авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки. В СССР после 1953 г. начинается превращение тоталитарного режима в авторитарный.

 

К общим чертам авторитарных политических режимов относятся следующие:

 

1) Отчуждение парода от власти. Ее носителем является либо один человек, либо группа. Это могут бить харизматический лидер, монарх, военная хунта, диктаторы, популистские лидеры. Им принадлежит неограниченная и неконтролируемая обществом власть. Авторитарное общество порождает глубокую пропасть между народом и политической властью. Возведения мостов через эту пропасть избегают и государство, и народ.

 

2) Отсутствие единой идеологии. Авторитарные лидеры (в отличие от тоталитарных) не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям, они берут на себя задачу спасти общество, находящееся на краю пропасти, после чего, по их утверждению, они готовы отдать власть.

 

3) Опора на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости заставить непокорных повиноваться. Однако данный режим не прибегает к массовым репрессиям, как это происходит при тоталитаризме. Более того, он может пользоваться популярностью у населения, особенно если положительные результаты его активности вполне очевидны.

 

4) Монополизация політики. Вся политическая деятельность становится исключительной функцией политической власти. Соответственно запрещены все иные субъекты политики: политическая оппозиция, политические партии и другие общественные организации, В отдельных случаях при авторитаризме допускается ограниченное число профсоюзов и политических партий, но они действуют под строгим контролем власти.

 

5)Отказ от полного, тотального контроля над обществом. Авторитарный режим в своем наиболее развитом виде основан на принципе - «разрешено все, кроме политики». Власть, отказывается от нереальных претензий на всеобщий контроль и оставляет под своим полным контролем лишь несколько зон: собственную безопасность, национальную оборону, общественный порядок, внешнюю политику. Кроме того, политическая власть активно вмешивается в организацию социального обеспечения и выработку общей стратегии развития. Экономика, культура, религия, частная жизнь остаются вне государственного контроля.

 

6) Формирование правящей элиты не демократическим путем, а посредством назначений сверху. В результате окружение авторитарного лидера подбирается на основе личных симпатий и преданности вождю, а не в соответствии с деловыми качествами и способностями.

 

Таковы общие черты, присущие всем авторитарным режимам. Однако эти режимы имеют и специфические черты, в соответствии с которыми проводятся их дифференциация и типология. Приведем типологию авторитарных режимов:

 

1) Военное правление. Власть захватывают военные. Политическая деятельность либо вообще запрещается, либо резко ограничивается. Так, с приходом в 1973 г. к власти в Чили военной хунты во главе с Пиночетом все партии были запрещены, примером авторитарного режима данного типа, который хотя и допускал существование политических партии, но при этом их деятельность ограничивал, является Польша при маршале Пилсудском.

 

2) Теократический авторитарный режим. Этот тип означает сосредоточение политической власти в руках фанатичного религиозного клана. Такой режим установился в Иране после революции 1979 г. Правда, по сумме характеристик теократический режим весьма похож на тоталитарный.

 

З)Персонифицированный режим, когда власть принадлежит политическому лидеру, безсильность институтов власти (кроме полиции). Такие режимы крайне недолговечны, ибо не позволяют лидеру находиться у власти достаточно продолжительное время.

 

4)_ Монархические авторитарные режимы. Существуют в Иордании, Марокко, Саудовской Аравии и др.

 

5) Неоавторитарные режимы отличаются допущением массовых партий (например, в Мексике), существованием оппозиции, выборов. Однако результаты выборов фальсифицируются.

 

  1. Политическое сознание (прежде всего групповое и массовое) представляет собой сочетание установок, сформировавшихся вне этого сознания (в сфере идеологической и политической деятельности), и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа политической практики. Усвоенные установки выступают как политические стереотипы, т.е. упрощенные, эмоционально окрашенные универсальные образы политических объектов и явлений.

политическое сознание выполняет следующие функции:

регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

 

7. Как считают историки, первые классовые государства начали складываться в странах Древнего Востока в 4 тысячелетии до н.э., соответственно на это время приходится рождение первых политических идей. Политические идеи того времени тесно связаны с философскими, религиозными, этическими рассуждениями мыслителей. Таким образом, политическое знание в Древнем мире существовало в форме политической философии.

 

Одними из первых, наиболее концептуальных социально-политических доктрин являются взгляды древнекитайского мыслителя Конфуция (V-IV вв. до н.э.) и представителей школы легистов. Со времен спора легистов и Конфуция в Китае сложились два принципа правления: фа чжи – правление закона и жень чжи – правление людей. Но при всех расхождениях они были едины в трактовке вопроса о приоритете общества над отдельно взятом индивиде.
Необходимо отметить, что в Древнем Китае наряду с конфуцианством существовала и другая концепция, представляющая цели и смысл государства в других, прямо противоположных функциях. Легисты (школа законников) считали изначальную природу человека как завистливую, склонную к взаимной вражде, отсюда основное предназначение государства и законов они видели в ужесточении нравов, в жестокости правовой системы, в безграничной воле императора. Легистам была чужда сама мысль о защите каких бы то ни было прав и свобод членов общества по закону. У них закон выступал преимущественно как запрет, нарушение которого закон и призван жестоко наказывать. Ни о каком подчинении власти закону не могло быть и речи. Более того, считалось необходимым всячески скрывать от подданных тайны управления, что открывало широчайшие возможности для произвольного толкования законов.
Не забываем про даосизм.

 

Платон является крупнейшей фигурой в истории политической мысли. Конструируя свою идеальную модель государства, он проводит аналогию между тремя частями человеческой души (разум, воля и чувство) и тремя началами, сословиями общества: правители, воины и производители. Разуму соответствует сословие правителей – мудрецов; воле, яростному началу – воины; третьему, чувственному началу соответствует сословие производителей, ремесленников, землевладельцев.

 

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме этого, справедливость требует соответствия занимаемого сословия развитию качеств души и выполнению подобающих функций: философам – правителям с их способностью рассуждать - господствовать, яростному началу (воинам) быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (производителями), которое по своей природе тяготеет, жаждет богатства. Тимократия (власть честолюбивых).

 

Олигархия (греч. - власть немногих; власть небольшой группы богатых людей). «Это строй, основывающийся на имущественном цензе», у власти стоят немногие богатые, а бедное большинство не участвует в управлении. В этом государстве как бы два государства: одно – бедняков, другое – богачей.

демократия – это строй, не имеющий должного управления, но приятный и разнообразный. «Демократия, казалось бы, самый лучший государственный строй. Словно ткань, испещренная всеми цветами, так и этот строй, испещрен разнообразными нравами, может показаться всего прекрасней… При нем существует своеобразное равенство – уравнивающее равных и неравных». Платон отказывал демократии в элементарном благоразумии, называл ее «безумием большинства». Гражданин демократического государства нагл, разнуздан, распутен и бесстыден, поэтому демократия неизбежно перерастает в тиранию, ибо чрезмерная свобода и для одного человека, и для государства может обращаться только в чрезмерное рабство. Таким образом, демократия опьяняется свободой, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тирания.

Тирания (единоличное правление тирана) – наихудший тип государственного правления, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, «очищение» государства от всех тех, кто мужественен, великодушен и богат. Причем тиран добивается власти как ставленник народа. Таким образом, Платон выводит определенные закономерности в смене форм правления и выделяет как наиболее худшие тиранию и демократию.

В «Законах» Платон различает два вида государственного устройства: один, где над всеми стоят правители, другой – где и правителям предписаны законы.

«Политика» Аристотеля начинается словами: «Всякое государство представляет собой некоторую форму общежития… граждан, пользующихся известным политическим устройством». Политическое устройство, в свою очередь предполагает власть закона, ибо, «где не властвуют законы, там нет политического устройства». Аристотель определяет закон как порядок и «бесстрастный разум»: «закону страсть не причастна». Философ также подчеркивает мысль, чтобы законы не менялись, ибо закон не имеет другой силы, принуждающей к подчинению, кроме обычая, а обычай образуется не иначе, как в продолжение известного времени.

 

Аристотель различает в политической устройстве три части: законодательную, административную и судебную власти.

Аристотель подчеркивает многообразие форм политического устройства. Кроме того, одни народы поддаются только деспотической власти, другие могут жить и при царской, «а для иных нужна свободная политическая жизнь».

Всего он выделяет 6 форм политического устройства: три правильные (монархия, аристократия, полития) и три неправильные (тирания, олигархия, демократия).

Монархия - древнейшая, «первая и самая божественная» форма политического устройства. Аристотель различает патриархальную и абсолютную монархию. Последняя допустима, если в государстве есть человек, который превосходит всех остальных. Такие люди – сами закон, «как Бог между людьми». Аристократия предпочтительнее монархии. Здесь власть в руках немногих, обладающих личными достоинствами. Аристократия возможна там, где личное достоинство ценится народом.

 

Полития (республика) власть большинства. Единственная общая функция – это воинская, поэтому «республика состоит из людей, носящих оружие». Каждый член большинства хуже каждого члена аристократического меньшинства, но в целом большинство лучше меньшинства.

Тирания – власть, «которая не согласна с природой человека». Олигархия – власть меньшинства, но не достойных, а богатых. Демократия – власть большинства. Аристотель выделяет 5 видов демократии, которые делятся на два рода: демократия, основанная на законе; демократия, где верховная власть находится в руках толпы (охлократия). Демократия, основанная на законе – «самая сносная из всех худших форм политического устройства».

 

Таким образом, в древнегреческом обществе уже возникают две трактовки политики: функциональная (Платон) – политика обеспечивает порядок и справедливость, преодолевая известные несовершенства людей, в первую очередь, земледельцев и ремесленников; аналитическая (Аристотель) – политика вытекает из сущности человека, поскольку человек инстинктивно стремится к совместному проживанию.

 


8. “Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – один из видов политических режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества”.

В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие

 

исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, когда

 

резко возросли возможности средств массовой информации, способствующих

 

всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над

 

личностью. Эта стадия породила монополизацию экономики и одновременно

 

усиление государственной власти, ее регулирующих и контрольных функций.

 

Индустриальная стадия способствовала появлению мировоззренческой

 

предпосылки тоталитаризма, а именно, формированию коллективистского

 

мировоззрения, сознания, основанного на превосходстве коллективного над

 

индивидуальным. И, наконец, важную роль играли политические условия, к

 

которым относятся появление новой массовой партии, резкое усиление роли

 

государства, развитие разного рода тоталитарных движений.

Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на

 

стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной,

 

безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти

 

так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

 

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной

 

официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-

 

политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим

 

лидером, «вождем народа», в большинстве случаев харизматическим, а также

 

стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями

 

общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и

 

господствующей идеологии. При этом власть и народ мыслятся как единое

 

целое, неразделимое целое, актуальным становится народ в борьбе против

 

внутренних врагов, власть и народ против враждебного внешнего окружения.

9. Политическая стратификация – это отношения политического неравенства, вытекающие из различного положения социальных групп в системе властных институтов, различной возможности этих групп оказывать влияние на принятие политических решений.
Страта (лат. stratum - слой, пласт) - элемент социальной структуры, конструируемый на основании многомерной классификации и организуемый в иерархический порядок. Стратификация представляет множество признаков, а также структуру позиций и групп (классов) как конкретное наполнение страты. С точки зрения М. Вебера, страта – это общность, объединяемая единым стилем жизни, - не имеет принудительной силы в процессах идентификации, но фиксирует внутреннюю целостность и внешнее разнообразие страты. В современном обществе количество классификационных критериев возрастает, классификации переплетаются, взаимодействуют, образуют сложные структуры ("кластеры")
Основные политические страты: политические лидеры, политические элиты, государственная бюрократия и массовые группы, занимающие подчиненное положение в системе властных отношений.
По мнению О.В. Гаман-Голутвиной, политическая элита – это «внутренне сплоченная социальная общность, являющаяся субъектом принятия важнейших стратегических решений и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом». Иными словами, это сообщество лиц, принимающих решения, т.е. управляющих обществом.
Теория «политического класса» Г. Моска. Идею о «политическом классе» или «правящем классе» Моска выдвинул в работе «Основы политической науки». В обосновании роли элит в обществе он исходил из организационного подхода. По его мнению, в любом обществе существует два класса: класс управляющих и класс управляемых. Первый представляет собой господствующее «организованное меньшинство», второй -«неорганизованное большинство». Меньшинство управляет большинством потому, что оно организовано и отличается от масс присущими только ему особыми качествами. Групповая сплоченность и единомыслие, свойственные правящему классу, обеспечиваются благодаря наличию у него организации, структуры. Благодаря им правящий класс сохраняет власть. Господство организованного меньшинства над неорганизованным большинством, согласно Г. Моска, неизбежно. Согласованно и единообразно действующие люди всегда победят тысячу человек, между которыми нет согласия.

 

Сам «правящий класс» неоднороден, в нем есть малочисленная группа -«высшее начальство», нечто вроде «сверхэлиты» в элите, и более многочисленная группа «начальников среднего звена». Доступ в политический класс предполагает наличие у индивидов особых качеств и способностей, которые дают им определенное материальное, интеллектуальное или даже моральное превосходство. Эти качества могут меняться в процессе эволюции человеческого общества. Доминирующим критерием для отбора в политический класс является способность управлять, предполагающая знание национального характера, ментальности народа и собственно опыт управления. Обновление политического класса происходит тремя способами: через наследование (тогда правящий класс становится закрытым, общество стагнирует), через выборы (правящий класс является открытым, но возникает опасность политической нестабильности) и через кооптацию (волевого введения новых членов в правящий класс). Моска придерживался мысли, что необходима известная стабильность правящего класса, проникновение новых элементов в него не должно происходить слишком быстро и не должно быть слишком значительным.

 

Теория «круговорота элит» В. Парето. Именно В. Парето ввел в научный обиход термин «элита». Обоснование роли элит в обществе он выводил из теории равновесия. Парето различал два типа элит, последовательно сменяющих друг друга. Первый тип - «львы», для которых характерны открытость, решительность в управлении, опора на силовые, авторитарные методы властвования. «Львы» хороши для стабильных ситуаций, поскольку они крайне консервативны. Второй тип - «лисы», властвующие с помощью использования различных средств манипуляции, обмана, демагогии, подкупа. Они преобладают в условиях нестабильности, когда требуются энергичные, прагматически мыслящие и способные к преобразованиям правители. Социальные изменения в обществе являются, по мнению В. Парето, следствием борьбы и циркуляции элит.

 

Принадлежность к элите не наследуется, ибо не все дети обладают выдающимися качествами своих родителей. Поэтому постоянно происходит «обмен» людьми между двумя группами - элитой и остальным населением. Элиты имеют тенденцию к упадку, а неэлиты способны к производству потенциально элитарных элементов. Выходцы из низших слоев общества поднимаются в высшие слои, и такая циркуляция способствует равновесию социальной системы в той мере, в какой она обеспечивает приток «лучших», «достойных». Прекращение циркуляции элит приводит к революциям. Революция является, по мнению Парето, наиболее радикальным способом обновления элит, в результате чего старая элита уступает место новой. В новой элите преобладают «лисы», которые со временем вырождаются в «львов» - сторонников насилия и деспотического правления.

 

Парето особое внимание уделял мотивации человеческой деятельности. По его мнению двигателем истории являются психологические стимулы, которые он назвал «остатками» («резидуа»). К «остаткам» он относил различные проявления чувств, аффектов, инстинктов, эмоции. Совокупность этих «остатков» характеризует «форму правления» элиты. Поэтому политика, по Парето, в значительной мере есть функция психологии.

 

«Железный закон олигархии» Р. Михелъса. Немецкий мыслитель Р. Михельс разработал теорию деления общества на правящее меньшинство и пассивное большинство, в которой центральное место занимает выдвинутый им «железный закон олигархии». Согласно этому закону любая организация имеет явно выраженную тенденцию к олигархии, т. е. выделению руководящего меньшинства и руководимого большинства. Сам «принцип организации», являющийся необходимым условием руководства «массами», приводит к возникновению иерархии власти, системе иерархически организованного и рационального управления. Руководство организацией предполагает наличие профессионально подготовленных для этого людей, т. е. аппарата. Он придает устойчивость организации, но одновременно вызывает перерождение «организованного меньшинства» в бюрократический аппарат. Складывающееся «профессиональное руководство» все дальше отрывается от «масс», имеет тенденцию противопоставлять себя рядовым членам организации, закрепить в своих руках власть. Происходит, таким образом, бюрократизация управленческих структур и образование правящей элиты, лидеры которой обладают многими преимуществами перед остальными членами организации. Михельс пытался доказать невозможность осуществления демократии в западных странах в силу присущих политическим организациям в данных обществах (партиям, профсоюзам) олигархических тенденций.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: