Декоративно-прикладное искусство. Народное искусство.




ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Народное декоративно-прикладное искусство – одна из проверенных временем форм выражения эстетического восприятия человеком мира.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

 

Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.

 

Основными народными промыслами России являются:

- Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская; (иллюстрации 2-8)

- Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская,

- Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

- Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы,

- Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская,

- Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра,

- Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть (роспись эмалью по металлу), Жостовская роспись по металлу,

- Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка,

- Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,

- Роспись по ткани - Павловские платки и шали,

- Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

 

В России насчитывается более 80 видов народного прикладного искусства, возрождённых и традиционно обоснованных. Это: художественная вышивка, русские художественные лаки, керамика, художественная роспись по ткани, глины, дерева и др. На сегодняшний день в России действует 12 учебных заведений, которые готовят студентов по самым сложным традиционным направлениям народной прикладной культуры, к ним относятся: Семёновская школа, Уральское училище искусств, Ломоносовская школа резьбы по кости, Торжокская школа золотого шитья, Мстёрское художественно-промышленное училище и др.

 

Декоративно-прикладное искусство. Народное искусство.

 

1. С древнейших времен свойственно человеку стремление к красоте в

окружающем его предметном (вещном) мире. С этой целью на простые ткани наносили вышитые узоры, керамику украшали орнаментом. Металлические изделия отливали в фигурных формах, покрывали чеканкой и насечкой. Узор, украшение как бы «прикладывался» к предмету, и он становился красивее, богаче, наряднее. Он сохранил свою утилитарную (практическую) первооснову, свою полезность, но им можно было теперь и просто любоваться, показывать его как достопримечательность. И ценился такой предмет уже не только за то, что был просто полезен, но и за свой узор, за мастерство украшения, благородство материала и тонкость Позднее,в 19в., эту область художественного освоения предметного мира определили как «прикладное искусство».

Прикладное искусство служит практическим целям и одновременно

украшает наш быт, создает определенный эмоциональный настрой.

Декоративное искусство. Получило распространение в эпоху

рабовладения. Это желание людей украшать себя ожерельями, браслетами,

кольцами, подвесками, серьгами и т.п. Позднее появились и предметы

украшения одежды, а затем и украшения жилища, например ковры, на

которых уже не сидели и не возлежали, а вешали на стену для красоты, или напольные вазы – тоже не для цветов и не для воды или вина, а для

украшения парадных зал. Здесь уже на первом месте стояла красота. Их

«польза» была только в том, что они красивы. Это искусство в 18 -19вв.

назвали декоративным (от фр. слова «декор» - «украшение»). Изделия

декоративного искусство существуют только для украшения помещения,

одежды или человека. Если предметы дизайна выпускаются миллионными

тиражами, прикладного искусства – тысячами, то декоративные изделия –

десятками, а то и единицами. В них художник проявляет, прежде всего, свой

индивидуальный вкус. Самое важное в произведениях декоративного

искусства – общая художественная выразительность, красота вещи в целом. Прикладные и декоративные виды искусства демонстрируют вкус и фантазию художника, в них отражаются материальные и духовные интересы людей, национальные черты.

Прикладное и декоративное искусство во многих случаях дополняют друг

друга. В этом случае говорят о декоративно-прикладном искусстве.

Вывод.

Декоративное искусство – это один из видов пластических искусств.

Декоративное искусство – произведение, которое наряду с архитектурой

художественно формирует окружающую человека материальную среду и

вносит в нее эстетическое, идейно-образное начало.

Виды декоративного искусства: декоративно-прикладное искусство,

дизайн, театрально-декорационное, монументально-декоративное,

оформительское.

Народное искусство.

За этими словами стоит большое и важное явление: народная поэзия и

театр, музыка и танец, архитектура и изобразительное искусство. Народное искусство – фундамент, на котором выросло здание мировой художественной культуры.

Отличительные особенности народного искусства:

1. Произведения народного искусства отличаются красотой и пользой.

2. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из

поколения в поколение. В силу этого закрепляемая столетиями

традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.

3. Коллективность творчества. Все в работе продиктовано

многовековой традицией: выбор материала и приемы его обработки,

характер и содержание декоративного убранства.

Удивительная жизнерадостность народного искусства – от сознания

собственной силы, ведь за каждой вещью талант, труд и единодушие многихлюдей, в идеале целого народа. Красота – тоже от этого источника. И конечно от родной природы, у которой мастер учится.

Народное искусство может быть и источником идей и вдохновения

профессиональных художников.

 

3. Орнамент

Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который

украшает предмет или является его структурным элементом.

Орнамент (от латинского «орнаментум» - «украшение») – узор,

построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или

изобразительных элементов. Основное назначение орнамента – украсить

поверхность предмета, подчеркнуть его форму.

Виды орнамента: геометрический, природный, анималистический.

 

Прикладное искусство Декоративное искусство
Предметы быта Украшения человека (ожерелья, браслеты, кольца и т.п.), украшения жилища, одежды.
Имеет чисто практическое значение.   Существует только для украшения(от фр. Слова «декор» -«украшение»).  
Выпускается тысячами Выпускается десятками, единиц Художник проявляет свой индивидуальный вкус.

 

В произведениях декоративно-прикладного искусства проявляются

материальные и духовные интересы людей, национальные черты.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: