Культура Западной Европы в XI-XIII веках




Учитель: Для развития культуры в эпоху средневековья огромное значение имеет преобразование образовательной системы. Именно в период расцвета этой эпохи многие образовательные учреждения приобрели ту форму, которая положила начало современной системе образования. Возникновение университетов сыграло наиболее значимую роль для развития Запада и в частности для развития отдельных наук и философско-богословских мыслей, которые были актуальны для средневековья.

Ученый-архивариус: Средневековый университет – это сообщество, корпорация преподавателей и студентов, объединившихся для взаимной выгоды. Они присуждали учащимся учёные степени, которые в значительной степени определяли социальный статус человека. Наиболее древний университет в Европе – Болонский. Он образовался в XII в. Впоследствии были созданы Кембриджский и Оксфордский университеты в Англии, Парижская Сорбонна, университеты в Тулузе и Монпелье во Франции, а также университеты в Неаполе, Саламанке, Валенсии, Праге и т. д. Во главе университета стоял ректор. Университет делился на факультеты, которые возглавлялись деканами. Первоначально все студенты должны были пройти обучение на факультете свободных искусств. Здесь они могли получить звание бакалавра, а затем после дополнительных испытаний – магистра. Магистр мог продолжить обучение на высших факультетах – богословия, юриспруденции и медицины. После прохождения этого курса обучавшийся получал учёную степень доктора.

 

Только университеты обладали правом присваивать учёные степени, наделять своих выпускников правом преподавать по всей христианской Европе. Это право университеты получали от тех, кто их основал: пап, императоров, королей, то есть тех, кто обладал в христианской Европе высшей властью. Университеты гордились своими традициями и привилегиями и стремились обеспечить высокий уровень образования.

Ученый-археолог: Университеты всячески стремились возвести своё происхождение к постановлениям легендарных королей. Говорили, что Парижский университет основал Карл Великий, а Оксфордский – Альфред Великий.

На самом деле биографии древнейших университетов начинаются в XII веке (Болонский университет в Италии, Парижский университет). В начале XIII века возникают университеты Оксфорда и Кембриджа в Англии, Саламанки и Валенсии в Испании. В 1348 году был основан первый университет в Центральной Европе – Пражский, чуть позже – Венский, Краковский и некоторые университеты Германии. К концу XV века число университетов в Европе приблизилось к сотне.

Путь от момента поступления до высшей степени доктора иной раз растягивался не на одно десятилетие, и мало кто проходил его до конца. Зато даже самая низшая степень обеспечивала её обладателю почёт и определённые возможности для карьеры.

Часто университет состоял из нескольких коллегий (отсюда современное слово «колледж »), которые сначала были просто общежитиями для студентов, а потом стали центрами преподавания. Коллегия, основанная в середине XIII века духовником короля Людовика Святого Роббером де Сорбонном, оказалась столь популярной, что позже по имени её основателя весь Парижский университет стали называть Сорбонной. Университетское образование было открыто перед каждым свободным человеком. Среди студентов преобладали выходцы из богатых и влиятельных семей, но попадались и дети бедняков.

Немало студентов в поисках лучших лекторов перебиралось из города в город и даже из страны в страну. Незнание языка им не мешало, ведь всюду в Европе преподавали на латинском языке. Они вели жизнь странников и получили прозвище «ваганты » (что означает «бродящие»). Среди них оказались превосходные поэты, стихи которых до сих пор вызывают живой интерес.

Распорядок дня студента был прост: утром лекции, вечером повторение и углубление пройденного материала. Огромное внимание уделялось умению спорить, которое отрабатывалось на диспутах. Жизнь студентов складывалась не только из многолетних занятий. В ней находилось место и торжественным церемониям, и шумным пирушкам. Школяры очень любили свой университет, где они проводили лучшие годы жизни, получали знания и находили защиту от чужаков. Его называли «кормящей матерью» (по-латыни «альма матер).

 

Вера, разум и опыт. В начале XII века среди преподавателей парижских школ выделялся философ Пьер Абеляр (1079-1142). На его блестящие лекции собирались ученики со всех концов Европы. У Абеляра учились 19 будущих кардиналов и 50 епископов. Другие преподаватели, чьи лекции не пользовались такой популярностью, отчаянно завидовали Абеляру. Сами они занимались исключительно толкованием Священного Писания и сочинений отцов церкви, но ни в коем случае не стремились на лекциях добавлять к уже сказанному что-то новое, своё. Абеляр же считал, что разум дан человеку, чтобы свободно мыслить и получать таким образом новое знание. «Если бы знание было злом, то каким образом Бог мог бы тогда быть свободным от зла?» - спрашивал он. Абеляр утверждал, что не надо бояться новых выводов, даже если они противоречат взглядам кого-либо из отцов церкви. Ведь и сами христианские богословы порой давали противоположные ответы на одни и те же вопросы. Значит, нужно полагаться не на древние авторитеты, а на собственный разум и умение рассуждать.

Враги и завистники вольнодумного философа обвинили его в ереси, организовав настоящую травлю ученого. Абеляра жестоко искалечили, разлучили с любимой женой Элоизой, вынудили стать монахом. Но за идеями гонимого философа было будущее: именно Абеляр считается одним из основателей рационализма (от латинского слова «рацио» - разум). Сторонники этого учения считают, что разум является главным или даже единственным источником знания. На протяжении нескольких столетий рационализм во многом определял развитие европейской мысли.

Главным гонителем Абеляра был Бернар – аббат монастыря Клерво в Бургундии. Суровый аскет, уже при жизни стяжавший себе славу святого, он отличался редким красноречием и пользовался огромным влиянием. В противоположность Абеляру Бернар Клервоский отрицал способность человеческого разума познавать мир. Он считал, что удел смертных – молиться и верить, и только искренняя вера по милости Божией может приоткрыть перед людьми глубокие тайны мироздания, перед которыми бессилен разум. Бернар был мистиком, то есть верил в то, что в молитвенном экстазе человек может непосредственно общаться с Богом.

Спор между Абеляром и Бернаром – столкновение не только противоположных характеров, но и двух разных взглядов на мир и человека. Один из них основывался на разуме, другой – на вере. Тогда, в XII веке, разум должен был уступить вере, но и её торжество не было вечным.

По сравнению с верой и разумом, опыту, наблюдению и изучению природных явлений в средневековой науке и философии отводилась скромная роль. Господствовало множество совершенно фантастических представлений об устройстве мира и его обитателях. Их принимали на веру, даже не пытаясь проверить.

В эпоху Средневековья астрономия была неотделима от астрологии, а химия – от алхимии. Астрологи, накопившие немало знаний о движении Солнца, планет и звёзд, утверждали, что по звёздам можно определить будущее. Многие короли или полководцы, прежде чем что-либо предпринять, советовались с астрологами. Алхимики были заняты поисками «философского камня», с помощью которого любые металлы можно превратить в золото. В ходе этих поисков были накоплены многие сведения, важные для развития химии. Люди учились получать сплавы, кислоты, краски, освоили производство пороха. Были созданы многие химические приборы.

Вольнодумцы, которые осмеливались опираться в своих выводах не на откровения веры или доводы разума, а на опыт и наблюдение, оказались в учёном мире «белыми воронами». Нелёгкая судьба выпала англичанину Роджеру Бэкону, который жил в XIII веке. Он считал, что только опыт позволяет проверить, верны ли наши знания. Занимаясь самыми разными науками, учёный предвидел многие открытия, сделанные спустя столетия после его смерти (телескоп, летательный аппарат и другие). Его смелые взгляды и критика церковных авторитетов навлекли на него преследования, много лет он провёл в монастырской тюрьме.

Существовало также мнение, что веру и разум можно объединить и использовать в целях познания. Этой позиции придерживались схоласты. Они считали, что все высказывания должны быть логичными, даже в сфере теологии. Поэтому любое умозаключение должно подлежать критическому, рациональному анализу. Провозвестником схоластики был святой Фома Аквинский (1226-1274). Его ключевой труд – «Сумма теологии». Фоме Аквинскому удалось показать возможности использования трудов Аристотеля в средневековой теологии. Учение Фомы Аквинского было признано церковью и получило название «томизм ». (Фома по-итальянски Томмазо.) Позже он был причислен к лику святых. В более позднее время схоластика была оттеснена на второй план новыми направлениями мысли, которые, кстати, были многим ей обязаны. Тогда-то и появился её отрицательный образ.

 

Ученый-архивариус: ИЗ СОЧИНЕНИЙ РОДЖЕРА БЭКОНА

Все науки связаны одна с другой и взаимно друг друга поддерживают: успех одной помогает всем другим, как глаз, например, руководит движениями всего тела…

…Математику ошибочно считают наукой трудной. А иногда даже подозрительной – только потому, что она имела несчастье быть неизвестной отцам церкви. Между тем как она важна, как полезна!

…Можно сделать повозки без всякой запряжки, могущие катиться с невообразимой быстротой; летательные машины, сидя в которых человек может приводить в движение крылья, ударяющие по воздуху, подобно птичьим.

…Нельзя знать людей, не зная климата и страны, в которой они живут, так как климат влияет на творение растительного и животного царства и ещё более на нравы, характеры и учреждения…

Разум – вот вождь правильной воли; он направляет её к спасению. Чтобы делать добро, надо его знать, чтобы избегать зла, надо его различать. Пока длится невежество, человек не находит средств против зла… Нет опасности больше невежества.

Учитель: Традиции, зародившиеся в средневековых университетах, науке и философии, сыграли огромную роль в развитии европейской мысли.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: