Выступление-презентация из опыта работы на тему




«Ритмодекламация как эффективное средство музыкального и речевого развития детей дошкольного возраста»

Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе все социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключается в организации художественного общения детей. А музыкальное творчество, по сути, должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки. Как писал М.Монтень: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие».

В дошкольном музыкальном образовании существует особый вид деятельности, который называется ритмодекламация.

Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки – широко применялась композиторами ещё в XX веке. Её называли «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается, как одна из перспективных форм развития речи, музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.

На первом плане в ритмодекламации выступает соединение ритма и выразительного речевого интонирования. Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения.

Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично проговаривается. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией.

Отстранение от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования, а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

Почему ритмодекламация, как вид музыкальной деятельности, так нравится всем детям, почему даже плохо поющие ребята с огромным желанием исполняют эти модели?

Во-первых, это интересное соединение красивой, стилистически разноплановой музыки и поэтических текстов. Передача ярких художественных образов вызывает у ребёнка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную мимику, пластику движения.

Во-вторых, это доступность и удобство исполнения данных моделей. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Дети с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе, закомплексованности.

Ритмодекламация разучивается как вокальное произведение, т.к. для создания яркого образа необходимо известное время, в течение которого постепенно проявляются те или иные нюансы интонации, закрепляются в сознании детали и смысловые оттенки. Здесь не исключаются возможности для творчества ребёнка: поиска интонационной характеристики героев и индивидуальной выразительности произведения, двигательной пластики и мимики, а также попыток исполнения с собственным аккомпанементом.

Исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка.

Базой для речевых упражнений ритмодекламации служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички и т.д. Также подходят стихи Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Елены Благининой и др.

Интонационное варьирование текста составляет главную педагогическую задачу при работе над ритмодекламацией.

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения играют большую роль в обучении детей ритмодекламации. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха (чувство ритма, темпа, тембра, интонационной выразительности. Они развивают речевое, певческое дыхание, дикцию и выразительность речи, расширяют границы диапазона речевого и певческого голоса, формируют естественное звучание голоса.
Начинать работу лучше всего с игр и упражнений с использованием самых близких ритмов: имен детей, приветственных слов («Здравствуйте»), названий деревьев, цветов, затем можно включать считалки, потешки, пословицы, поговорки, четверостишия.
Например, речевая игра «Имена».
Дети располагаются по кругу и выполняют следующие игровые действия:
• Каждый друг за другом называет свое имя, четко проговаривая каждый слог
Каждый слог отмечаем хлопками. Шлепаем по коленям на каждый слог
Закрываем глаза и произносим имя друг за другом (надо услышать соседа)
Как еще можно произнести свое имя? (Шепотом, тихо, громко, высоким голосом. Низким, медленно, быстро и т.д.)
Народные тексты, которые лежат в основе большинства игр, очень удачны для произношения: потешки, прибаутки, дразнилки, считалки, пословицы, поговорки и т.п. Текст речевых игр не надо заучивать с детьми. Он запоминается в процессе игры. Лучше, если текст произносится с одновременными движениями рук, ног или всего тела. Например речевая игра на текст заклички «Дождик». «Дождик, дождик, пуще лей! Чтобы было веселей!»
Варианты заданий:
1. Произносим текст по-разному: первый раз громко, второй тихо.
2. Изменяем регистры голоса: высоким, затем низким.
3. Изменяем темпы произношения: быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя.
4. Две группы детей играют в «эхо»:
а) Первая произносит громко весь текст, вторая – как эхо, произносит тихо.
Б) Первая произносит и хлопает одновременно, вторая произносит и шлепает (можно поменяться ролями);
В)Первая только произносит текст, вторая только хлопает, и наоборот;
Г) Обе группы исполняют текст только в звучащих жестах без произнесения;
Д) можно заменить звучащие жесты шумовыми инструментами.
Это алгоритм т.е. последовательность речевой игры от простого к сложному, в которой можно что-то добавить. Или изменить, придумать свои варианты. Главное разумно и дозировано использовать количество вариантов, следя за состоянием детей, не допуская их усталости и утомления, а особенно – потери интереса.

Ритмодекламации представлены множеством форм:
— унисонных;
—диалогических;
—с куплетным строением;
— многоголосных.

Таким образом, исполнение ритмодекламаций развивает у детей речь и весь комплекс музыкальных способностей, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой.

Список литературы:

Т.Боровик Звуки,ритмы и слова. – М.:Книжный дом, 1999. – 112с.

https://gigabaza.ru/doc/74454.html

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: