Основы правового положения представительного органа муниципального образования




Органы местного самоуправления (по учебнику Овчинникова и 131-ФЗ)

Местное самоуправление, с одной стороны, является одной из форм осуществления народовластия (публичной власти) в Российской Федерации, с другой – представляет собой не зависимую от государства, признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ систему власти, создаваемую для самостоятельного и под свою ответственность решения населением муниципальных образований соответствующих вопросов местного значения исходя из их интересов, с учетом исторических и иных местных традиций.

Особенности правового статуса органов местного самоуправления определяются положениями Конституция РФ о том, что они:

1) согласно ст. 12 не входят в систему органов государственной власти;

2) в соответствии с ч. 1 ст. 132 самостоятельны в решении вопросов местного значения (управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и т. д.);

3) согласно ч. 2 ст. 132 могут наделяться подконтрольными со стороны органов государственной власти отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Под органами местного самоуправления следует понимать избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом местного самоуправления органы, имеющие определенную структуру, наделенные властными полномочиями для осуществления деятельности по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций и в организационно-правовых формах, установленных законодательством.

Согласно п. 1 ст. 34 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в структуру органов местного самоуправления входят:

1) представительный орган муниципального образования;

2) глава муниципального образования;

3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

4) контрольный орган муниципального образования;

5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления предусматривает два варианта и соответственно две юридические процедуры избрания указанных органов:

1) представительный орган муниципального образования в обязательном порядке избирается на муниципальных выборах;

2) глава муниципального образования, контрольный орган муниципального образования, другие выборные должностные лица органов местного самоуправления формируются на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с его уставом.

Основы правового положения представительного органа муниципального образования

Функциональное предназначение (предмет ведения) представительного органа местного самоуправления вытекает из его названия: этот орган призван прежде всего представлять интересы населения муниципального образования.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ,;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

В ст. 35 Закона об общих принципах организации местного самоуправления закрепляется различный порядок формирования представительных органов поселения и муниципального района:

- Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

- Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

- Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства,;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

В соответствии с п. 3 ст. 43 Закона об общих принципах организации местного самоуправления важнейшей формой работы представительного орган муниципального образования является принятие им по вопросам, отнесенным к его компетенции, двух видов решений:

1) устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования;

2) определяющих вопросы организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Согласно п. 13 ст. 35 Закона об общих принципах организации местного самоуправления решения после их принятия направляются главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, который является и главой местной администрации, имеет право отклонить решение. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.

Если глава муниципального образования отклонит решение, то оно вновь рассматривается представительным органом. Если при повторном рассмотрении указанный акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, то он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение 7 дней и обнародованию.

Особый правовой статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования), члена выборного органа местного самоуправления

В ст. 40 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определяются три группы лиц, имеющих особый статус:

1) депутаты представительного органа муниципального образования;

2) выборное должностное лицо местного самоуправления (глава муниципального образования);

3) члены выборных органов местного самоуправления.

Депутаты – это члены представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Выборным должностным лицом местного самоуправления (главой муниципального образования) является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Членом выборного органа местного самоуправления является выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

В соответствии со ст. 36 Закона об общих принципах организации местного самоуправления глава муниципального образования является высшим выборным должностным лицом местного самоуправления, который избирается или на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования из своего состава.

- В случае избрания на муниципальных выборах глава муниципального образования либо входит в состав представительного органа с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию.

- В случае его избрания представительным органом муниципального образования он является председателем этого органа.

- При формировании представительного органа муниципального района из глав поселений, входящих в его состав, и из депутатов представительных органов указанных поселений глава муниципального района является председателем его представительного органа.

- В поселениях с численностью населения менее 1000 человек глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа и главой местной администрации

В п. 6 и 7 ст. 40 Закона об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет две группы ограничений, связанных с осуществлением полномочий лицами, имеющими особый правовой статус:

1) выборные должностные лица местного самоуправления (глава муниципального образования) не могут одновременно быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы;

2) осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты, члены выборного органа, выборные должностные лица местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: