Привлечение к дисциплинарной ответственности государственных служащих за нарушения коррупционной направленности




Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

"Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" (ННГУ)


Юридический факультет

Кафедра Конституционного и Муниципального права

 

 

Контрольная работа по предмету

Антикоррупционное право

«Привлечение к дисциплинарной ответственности государственных служащих за нарушения коррупционной направленности»

Выполнил: студент 4 курса

 

заочной формы обучения

 

Группы 1116БЗ3

 

Мамонов Руслан Тимурович

 

Проверил: Старший руководитель

Григорьев Александр Алексеевич

 

 

Нижний Новгород

 

Введение

 

 

Для России, как и для большинства других государств, весьма острой является проблема коррупции в системе государственной службы. Искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, являющуюся препятствием устойчивому развитию государству и реализации стратегических национальных приоритетов уделяется особое внимание со стороны высшего руководства Страны. В каждом Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ обращается внимание на проблемы коррупции, при этом отмечается, что «борьба с коррупцией не должна быть шоу, она требует профессионализма, серьёзности и ответственности».

Одним из основных средств противодействия коррупции в системе государственной службы является институт юридической ответственности. Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017 г.) «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) выделяется четыре вида ответственности граждан за совершение коррупционных правонарушений – это уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная. Дисциплинарная ответственность – это именно тот вид юридической ответственности, меры которой чаще всего на практике применяются к государственным служащим. Специфическое основание дисциплинарной ответственности – несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (коррупционное правонарушение) для государственных служащих было введено Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», однако практика применения складывается далеко неоднозначно. При этом количество случаев привлечения к ответственности весьма велико (по официальным данным за 9 месяцев 2017 года к юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений привлечено 1362 федеральных государственных служащих, в территориальных органах к дисциплинарной ответственности – 1274 человека).

 

Привлечение к дисциплинарной ответственности государственных служащих за нарушения коррупционной направленности

 

Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Преступление коррупционной направленности - общественно опасное, виновное, запрещенное УК РФ под угрозой наказания деяние, состоящее в использовании должностным лицом своего особого правового статуса вопреки интересам службы для получения прямо или косвенно для себя лично или для других лиц материальной выгоды[1].

Статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения.

В соответствии с данной статьей граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие виды преступлений, коррупционной направленности:

получение взятки (статья 290);

дача взятки (статья 291);

посредничество во взяточничестве (статья 291.1.);

коммерческий подкуп (статья 204);

провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304).

Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.). Законом к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.) (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24).

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы, а также лишено специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст.44 УК РФ)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

относит к административным коррупционным правонарушениям к которым можно отнести ряд статей КоАП РФ:

подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.16), а также иные статьи, касающиеся проведения выборов, референдума);

незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения (ст. 7.16);

несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 7.29) и ряд других статей по реализации Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ;

заведомо ложное заключение эксперта (ст. 19.26)[2];

незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего, либо бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29.).

Таким образом, административное правонарушение, связанное с коррупцией, понимается как преступное и незаконное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, совершенное умышленно или по небрежности, как с использованием его служебного положения, так и путем ухода с его официальные функции, для которых запланированы меры административной ответственности.

Как показывает практика, среди выявленных коррупционных правонарушений преобладают преступления, указанные в ст. 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Передача, предложение или незаконное обещание от имени или в интересах юридического лица государственному служащему, лицу, осуществляющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному государственному служащему или государственному служащему общественной организации международное предоставление денег, ценных бумаг и другого имущества путем предоставления ему риэлторских услуг, предоставление должностным лицом, осуществляющим имущественные права, права на исполнение в интересах данного юридического лица должностным лицом. функции управления в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица или должностного лица публичной международной организации действия (бездействия), связанные с его официальной должности.

Цель данной статьи - обеспечить реализацию требований Федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;от 27 июля 2004 г. № «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; и других нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих правоограничения, которые установлены для должностных лиц, замещающих должности государственной службы и государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ.

Что касается работников, проходящих через государственную службу других видов, в том числе сотрудников внутренних органов, то из армии федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с введением на службу, ее прохождения и прекращение, а также определение правовой ситуации (статуса) этих работников, установленной базы и порядка применения дисциплинарных взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, предписаний по предупреждению или урегулированию конфликт интересов и неисполнение предписанных обязательств в целях борьбы с коррупцией.

Коррупционные риски - это факторы, которые определяют функцию ОВД, наиболее вероятным из которых является коррупция.

Конфликт интересов в ОВД - ситуация, когда личный интерес сотрудника ОВД влияет или может повлиять на объективное выполнение его обязанностей и в котором существует или может быть противоречие между частными интересами работник и законные интересы граждан, организаций общества или государства.

Коррупциогенный фактор - явление или совокупность явлений, совершающих коррупционные правонарушения или способствующих их распространению.

Согласно статье 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации» за несоблюдение ограничений и запретов гражданского состояния, предписаний Предотвращение или урегулирование конфликта интересов и неисполнение обязательств, установленных в целях борьбы с коррупцией данных, Федеральный закон, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействие коррупции »и другие федеральные законы, навязанные взыскания: наблюдение, выговор, предупреждение о неполном официальном соблюдении.

Часть 1 раздела 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что государственный служащий подлежит увольнению за утрату доверия в случае[3]:

тот факт, что должностные лица не приняли мер для предотвращения и / или разрешения конфликта интересов, стороной которого он является;

непредоставление должностным лицам информации об их имущественных доходах, расходах, имуществе и обязанностях, а также о имущественных доходах, расходах, имуществе и обязанностях их супруга и их несовершеннолетних детей или передаче заведомо неточной или неполной информации;

участие оплачиваемого должностного лица в деятельности руководящего органа коммерческой организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

осуществлять предпринимательскую деятельность государственных служащих;

входить в состав руководящих органов, администраторов или наблюдательных советов, других органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, действующих на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором международное законодательство Российской Федерации или законодательство Российской Федерации;

нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.

Взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

В соответствии с частью 3.1 статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликта интересов.

Дисциплинарная ответственность сотрудника органов внутренних дел является одним из видов юридической ответственности за неправомерное поведение и представляет собой обязанность сотрудника за нарушение служебной дисциплины понести наказание, предусмотренное Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377.

Дисциплинарным проступком (нарушением служебной дисциплины) является виновное действие (бездействие) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав, выразившееся в нарушении сотрудником: законодательства Российской Федерации, Дисциплинарного устава ОВД, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, несоблюдение запретов и ограничений, связанных со службой в ОВД, а также требований к служебному поведению, неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, предусмотренных контрактом, неисполнение (ненадлежащее исполнение) служебных обязанностей, а также приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника).

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции», который внес изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены дополнительные меры противодействия коррупции, устанавливается особый порядок наложения на сотрудников ОВД дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения[4].

Статьей 51.1 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, определяющей порядок наложения на сотрудников ОВД взысканий за коррупционные правонарушения, предусмотрено, что взыскания, предусмотренные ст. 50.1 и ст. 82.1, налагаются в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации о службе в ОВД, с учетом особенностей, установленных данной статьей. Соответственно, можно сделать вывод, что к коррупционным правонарушениям относятся деяния, закрепленные в ст. 50.1 и ст. 82.1.

Статьей 50.1 предусмотрены основания наложения взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Ограничения и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, являющиеся коррупционными правонарушениями, определены в ст. 12.1 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273- ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ч. 4 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Процедура привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения выглядит следующим образом:

Дисциплинарные взыскания на сотрудника ОВД налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при соблюдении определенной процедуры.

 

 

Заключение


Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения.

Предусмотрено безусловное увольнение сотрудников ОВД в случае утраты доверия к ним в случае:

непринятия сотрудником органов внутренних дел мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

участия сотрудника органов внутренних дел на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

осуществления сотрудником органов внутренних дел предпринимательской деятельности;

вхождения сотрудника органов внутренних дел в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

нарушения сотрудником органов внутренних дел, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, определенном указанным Федеральным законом.

В отличии от приказа о наложении дисциплинарного взыскания за нарушение служебной дисциплины копия акта о наложении на сотрудника органов внутренних дел взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в наложении на сотрудника органов внутренних дел такого взыскания с указанием мотивов вручается сотруднику органов внутренних дел под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Гражданско-правовые коррупционные отношения предусматривают причинение материального и (или) морального ущерба посредством нарушения определенного правового установления или запрета, в связи с совершением незаконного действия, правонарушения, вызвавшего нанесение ущерба и влекущего за собой обязанность его возмещения.

Гражданская (гражданско-правовая) ответственность является одним из видов юридической ответственности. Она предусматривает установленные нормами гражданского права юридические последствия за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и договоров, а также других гражданских нарушений, что в большинстве случаев связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица.

Гражданско-правовая ответственность заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера, например, возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), возмещение вреда.

 

Список литературы

 

 

1. Адоевская О.А. Противодействие коррупционным преступлениям на федеральном и региональном уровнях. - Саратов, 2013.

2. Антропология коррупции: монография / Артемьев А.Б.; Под ред.: Комаров С.А. - С.-Пб.: Изд-во юрид. ин-та (Санкт-Петербург), 2011. - 271 c.

3. Антикоррупционная политика России. Криминологические аспекты: Монография / Астанин В.В. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 255 c.

4. Астанин В.В. Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих: учеб. пособие. - М.: Европ. учеб. ин-т МГИМО (У) МИД России, 2011.- 276 с.

5. Безверхов А.Г. Противодействие коррупционным правонарушениям: законотворческие проблемы // Уголовно-политические, уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с современной преступностью и коррупцией. Сборник научных трудов. - Саратов: Сателлит, 2009. - С. 47-55.

6. Верченко Н.И. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика незаконного участия в предпринимательской деятельности: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2011.

7. Взаимодействие институтов гражданского общества и органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции: материалы Всероссийского межвузовского круглого стола, г. Нижнекамск, 23 декабря 2011 г. / НФ ИЭУП (г. Казань); отв. ред. П.А. Кабанов, О.Д. Агапов. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2012. - 116 с.

8. Волженкин Б.В. Коррупция: Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе». - С.-Пб.: Изд-во СПб. юрид. ин-т (ф) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 1998. - 44 c.

 


[1] Безверхов А.Г. Противодействие коррупционным правонарушениям: законотворческие проблемы // Уголовно-политические, уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с современной преступностью и коррупцией. Сборник научных трудов. - Саратов: Сателлит, 2009. - С. 47-55.

[2] Верченко Н.И. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика незаконного участия в предпринимательской деятельности: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2011.

[3] Волженкин Б.В. Коррупция: Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе». - С.-Пб.: Изд-во СПб. юрид. ин-т (ф) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 1998. - 44 c.

[4] Адоевская О.А. Противодействие коррупционным преступлениям на федеральном и региональном уровнях. - Саратов, 2013.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: