Культура Западной Европы в XIV-XV веках: новые горизонты




Учитель: Культура большинства стран Западной Европы в XIV-XV веках оставалась средневековой – те же рыцарские романы в литературе, та же готика в искусстве. Правда, произведения литературы и искусства становятся тоньше и изысканнее. Но главное не в этом. Чем ближе к концу Средневековья, тем громче заявляет о себе и в обществе, и в культуре личностное, индивидуальное начало. В обществе появляется больше возможностей для людей предприимчивых, не следующих традициям, а ломающих их.

Ученый-архивариус: Те же явления происходят и в искусстве. Появляется линейная перспектива.

Средневековые художники изображали более значимые фигуры крупнее, чем прочие. Даже помещённые на заднем плане фигуры Христа или императора были крупнее, чем простых людей на первом плане. Теперь же изображение строится, исходя из того, как видит мир человеческий глаз. Фигуры и предметы, расположенные ближе к зрителю, изображаются крупнее, чем удалённые от него. Теперь всё определяет индивидуальное видение художника. Личность мастера проявляется и в другом. Художник перестаёт быть анонимным, его непохожесть на других высоко ценится и им самим, и теми, кто его окружает. Всё чаще правители покровительствуют людям искусства, выше становится их положение в обществе. Наконец, именно в конце XIV – начале XV века в европейской живописи появляется новый жанр – портрет. Художник теперь рисует неповторимого конкретного человека, а не лишённого индивидуальных черт члена соответствующего объединения. Торжество книгопечатания. К XV веку возросла потребность общества в книгах, которую не могли удовлетворить переписчики книг. В связи с этим многие мастера в разных странах Европы пытались придумать способ делать отпечатки целых страниц книг. Немцу Иоганну Гутенбергу (ок. 1399-1468) пришла в голову гениальная мысль: не отливать всю страницу, а изготовить множество металлических кубиков с рельефными зеркальными изображениями букв, из которых можно составлять строки и целые страницы. Страницу набора покрывали краской, а затем с помощью пресса с неё делали отпечатки. Сделав нужное количество отпечатков, набор можно было разобрать на буквы и снова использовать те же буквы. Для того чтобы идея Гутенберга воплотилась в отпечатанной книге, нужно было решить многие сложные для того времени задачи: определить состав сплава для отливки шрифтов, состав краски и многое другое. И то, что всё это удалось сделать одному человеку, - настоящий подвиг, который потребовал от Гутенберга многих лет мучительных поисков.

Самая ранняя известная печатная страница датируется 1445 годом, который часто и считают датой изобретения книгопечатания. А в 1456 году Гутенберг издал Библию, оказавшуюся подлинным шедевром книжного искусства. Все убедились, что печатная книга не уступает рукописной по художественным достоинствам.

Изобретение Гутенберга произвело настоящую революцию в области передачи информации. Дешевизна и большие тиражи книг делали возможным быстрое распространение различных знаний в достаточно широком кругу грамотных людей.

Ученый-археолог: Колыбель новой культуры. Хотя черты нового появляются в XIV-XV веках в культуре разных стран Европы, лишь в Италии уже в это время возникает и достигает зрелости новая культура Возрождения, ознаменовавшаяся величайшими достижениями в науке, литературе и искусстве.

Особая роль Италии в развитии европейской культуры тесно связана с характерными чертами развития этой страны. Исключительно выгодное географическое положение Италии в центре Средиземноморья способствовало бурному развитию торговли. Нигде в средневековой Европе не было столь многочисленных и процветающих городов. В жизни итальянского города тон в это время задавали не дворяне, а купцы, банкиры, предприниматели. Огромные масштабы деловых операций и острая конкуренция способствовали развитию у них таких качеств, как смелость, расчётливость, широкий кругозор. Во многих городах (хотя и не везде) происхождение человека не имело такого значения, как прежде: добиться успеха и возвыситься мог всякий. Оставаясь искренними христианами, в повседневной жизни такие люди рассчитывали только на себя. «Я больше уповаю на людей этого мира, чем на Бога, - писал купец и банкир Датини, - и этот мир хорошо платит мне за это». Далёкие от средневекового аскетизма, деловые люди жили полнокровной жизнью, а не приготовлениями к загробному существованию. Они строили дворцы и загородные виллы, собирали библиотеки, покровительствовали художникам.

Ученый-архивариус: Именно к таким людям относились многие члены знаменитого флорентийского рода Медичи, среди которых были банкиры, государи, папы римские.

Огромное богатство проложило Медичи путь к власти. С 1434 года КОзимо Старший МЕдичи фактически правил Флоренцией. Политику КОзимо продолжил его внук Лоренцо Великолепный – знаменитый правитель и меценат, писавший превосходные стихи. Правители из рода Медичи привлекали к себе на службу лучших художников и скульпторов своего времени. Собранная Медичи картинная галерея (ныне музей Уффици) – одна из богатейших в мире.

Итальянский город с его неповторимым своеобразием был необходимым, но не единственным условием для возникновения новой культуры. В отличие от многих других европейских государств, Италия оставалась раздробленной, что приводило к бесконечным внутренним раздорам и делало страну беззащитной перед внешним врагом. Но зато в отсутствие сильной королевской власти у итальянцев оставалось гораздо больше свободы мысли и творчества. Была ещё одна причина, по которой Возрождение началось именно в Италии. Из всех стран Западной Европы только здесь, на земле Древнего Рима, сохранилось столь значительное античное наследие, поэтому именно здесь обновление культуры могло принять форму возрождения античности. Тогда-то и возникло понятие «Средневековье» и представление о нём как о времени упадка, разрыва между античностью и новой эпохой, когда античность начинает возрождаться. Отсюда и название культуры той эпохи – Возрождение (по-французски – Ренессанс). Люди Возрождения говорили на античной латыни (от которой средневековая латынь существенно отличалась), усердно разыскивали рукописи античных авторов, коллекционировали античные статуи и монеты.

Эра гуманизма. Процесс изучения античного наследия получил название «студиа гуманитатис» (т. е. изучение человеческого). Поклонники же античной культуры получили название «гуманисты». Они изучали грамматику, риторику, историю, педагогику и этику. Они изучали труды таких мыслителей античного мира как: Платон, Цицерон, Сенека и др. И хотя гуманистов по всей Европе оказалось всего несколько десятков, именно они оказали наибольшее влияние на дальнейшее развитие общества. Цель гуманизма – воспитание «универсального человека», обладающего всесторонним развитием и разнообразными талантами. Такой человек был в центре Вселенной и являлся высшей ценностью для всего мироздания. Для воспитания нового поколения, которое бы соответствовало гуманистическим представлениям о человеке, создавались новые педагогические теории; появлялись и новые школы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: