ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ ВШЭ
Отделение реклама и связи с общественностью
Дисциплина
ОБЩАЯ и СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Темы эссе и рекомендуемая литература
Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997.
Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева. М. Изд-во Пер-Сэ, 2002.
Дружинин В.Н. Психология для экономических факультетов. Спб.- М. 2000
Климов Е.А. Основы психологии. Практикум для вузов. М. 1999
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.1997
Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.,1992
Еникеев Е.Н. Общая и социальная психология. М. 1999
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М. Школа-Пресс. 1995
Дубровина И.В. Психологическая служба. М.1998
Еникеев Е.Н. Общая, социальная и юридическая психология. М. 1999
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. Владос.1996
Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.Логос. 2006
Бэдднли А. Ваша память. М. 2001
Канеман Д. Внимание и усилие. М. Смысл. 2006
Мадди С. Теории личности. Сравнительный анализ. Спб. 2002
Васильев В.Л.Юридическая психология. СПб. 2000
Шадриков В.Д.Введение в психологию М.2001
Ярошевский М.Г. История психологии. М. 2003
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М. 2000
Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.2001
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Спб.1997
Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии, познавательной активности. М.-Воронеж. 2000
Хэйес Н., Оррелл С. Введение в психологию. М. Эксмо. 2003
Квин В. Прикладная психология.М.-Спб. 2000
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.-Воронеж.1996
Годфруа Ж. Что такое психология. М.1992
Выготский Л.С. Психология. М.2000
Войтик И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления. Новосибирск.2001
Пономарев Я.А. Психика и интуиция.М.1975
Пономарев Я.А. Психология творения. М.1999
Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.1990
Розет И.М. Психология фантазии. Минск.1982
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб. 2000
Мелоун С.А.Навыки мышления для менеджера М.1997
Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти.М.2000
Андреева Г.М. Психология социального познания. М.2000
Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.2000
Ильин В.Н.Психологи воли. М. 2000.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. М. 2009
Абульханова К.А. Время личности и время жизни. Спб.2000
Реан А.А. Психология изучения личности. Спб. 2000
Рудик П.А. Психология чувств. М. 1986
Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. Л. 1990
Хекхаузен Х.Мотивация и деятельность. М.1986
Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.1999
Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности.М.2006
Психология творчества: школа Я.А.Пономарева. М. ИП РАН. 2006
Немов Р.С. Практическая психология. М. Владос. 2001.
Асмолов А.Г. Психология индивидуальности.М.1986
Климов Е.А. Человек в разнотипных профессиях. М. 1998
Купер К. Индивидуальные различия. М. 2000
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М. 2000
Маркова А.К. Психология профессионализма. М. 1998
Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности. М. 2001
Симонов П.В. Темперамент, характер, личность. М. Наука. 1988
Левитов Н.Д. Психология характера. М.1984
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Спб.2001
Купер К. Индивидуальные различия. М.2000
Крылов А.А. Психология. Учебник. М.2000
Семенов И.Н. Развитие психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. М. – Воронеж. 2000
Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М.1999
Абульханова К.А. Время личности и время жизни. Спб.2000
Берн Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.1986
Нойман Э. Присхождение и развитие сознания. М.1998
Зинченко В.П.(ред.). Как построить свое Я? М.1991
Фейдимен Дж., Фрейгер Р.Личность и личностный рост. М.1994
Бодалев А.А. Психология о личности. М. МГУ. 1988
Ольшанский В.Б. Психология – практикам: учителям, родителям и руководителям. М. Тривола. 1996. – 262 с.
Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.,2001
Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. М.1998
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М. 1991
Куницына В.И. и др. Межличностное общение. Спб.2001
Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. Спб. 1999
Кон И.С. В поисках себя. М. 1984
Мудрик В.А. Общение в процессе воспитания. М. 2001
Гессен С.И. Загадки воспитания личности. М. 1998
Никифоров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М. 2000
Кириченко А.В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях. М. 2003
Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. Учебное пособие. М. Академический проект. 2004. – 432 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. М. Аспект Пресс, 2000.
Андреева Г.М. Богомолова Н.Н. Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. М.: Аспект Пресс 2001.
Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.
Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.
Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб: Питер, 2000
Современная психология / Отв. ред. В. Н. Дружинин. М.: Инфра-М, 1999.
Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: Изд-во «КСП+», 1997.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Изд-во «Питер», 1997.
Перспективы социальной психологии / Редакторы-составители М. Хьюстон, В. Штребе, Д. Стефенсон. М.: Эксмо, 2001.
Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. М..: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1999.
Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на –Дону, Изд-во «Феникс», 1998.
Перспективы социальной психологии / Редакторы-составители М. Хьюстон, В. Штребе, Д. Стефенсон. М.: Эксмо, 2001.
Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова, Л.: Наука, 1979.
Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования /
Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.
Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. Изд-во «Институт психологии РАН», М., 1998.
Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1995.
Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. М..: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1999.
Андреева Г.М. Социальная психология. М. Аспект Пресс, 2000.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. Л.: ЛГУ, 1982
Перспективы социальной психологии / Редакторы-составители М. Хьюстон, В. Штребе, Д. Стефенсон. М.: Эксмо, 2001.
Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева. М. Изд-во Пер-Сэ, 2002.
Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.1980.
Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. Изд-во «Питер», 2003.
Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на –Дону, Изд-во «Феникс», 1998.
Шихирев П.Н. Современная социальная психология М. 1999.
Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990.
Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1998.
Андреева Г.М. Богомолова Н.Н. Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. М.: Аспект Пресс 2001.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. Л.: ЛГУ, 1982
Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова, Л.: Наука, 1979.
Тематика эссе
1.Отличие психологического научного знания и житейского знания.
2.Прикладная психология: ее основные виды и задачи
3.Психические процессы, свойства, новообразования, состояния, отношения
4.Возникновение и специфика сознания
5.Субъект и объект познания в психологии
6.Основные принципы психологического познания
7.Когнитивная психология
8.Понятие о человеческом капитале
9.Проблема измерения человеческого капитала
10.Сферы профессиональной помощи психолога
11.Основные познавательные процессы и их роль в жизнедеятельности личности
12.Виды восприятия и его свойства
13.Виды памяти и ее свойства, развитие и тренировка
14.Внимание как психическое состояние, управление вниманием
15.Мышление как высший познавательный процесс
16.Понятийное мышление и его развитие
17.Проблемное мышление и этапы решения задачи
18.Творческое мышление и креативность личности
19.Роль рефлексии в структуре мышлении
20.Виды творческой деятельности и ее особенности
21.Функции и виды речи, роль речи в психическом развитии
22.Воображение, его виды и способы развития
23.Эмоции, чувства и переживания личности
24.Психологические особенности юности
25.Психология гендерных различий
26.Психология эмпатии и сопереживания
27.Простые и сложные волевые действия, воспитание воли
28.Задатки и способности, одаренность и гениальность
29.Темперамент и его виды
30.Характер и его формирование
31.Потребности и мотивы поведения
32.Рефлексия и ее роль в развитии мышлении и личности
33.Личностный рост и самореализация человека
34.Психология самоопределения личности
35.Психология целеполагания личности
36.Проблемы психологического обеспечения службы связей с общественностью
37.Интеллектуальное поведение человека
38.Мышление как процесс переработки информации
39.Типология рефлексивных процессов
40.Особенности индивидуальности человека
41.Психология самоотношения личности
42.Влияние мотивации на продуктивность деятельности
43.Представления о структуре личности в психологии
44.Самосознание и его роль в развитии личности
45.Защитные механизмы личности
46.Современная гуманистическая психология личности
47.Цели, виды и методы психотерапии
48.Жизненный путь и личностное самоопределение
49.Личностный рост и профессиональная самореализация
50.Социальные роли и поведение личности в группе
51.Профессиональная деятельность и деловое общение
52.Психология бизнеса и ее методы
53.Человеческий капитал: взаимодействие экономики и психологии
54.Зарубежные трактовки человеческого капитала.
55.Психология лидерства и управления
56.Социализация человека и типы организаций
57.Воспитание и самовоспитание личности
58.Развитие личности и ее карьерный рост
59.Роль психологии в научном обеспечении бизнеса и рекламы
60.Возрастные кризисы развития личности
61.Психология наркомании и ее психотерапия
62.Психология безопасности личности
63.Социальная психология в организации.
64.Социальная психология в политической деятельности.
65.Социальная психология и закон.
66.Межкультурные различия в социально-психологических характеристиках.
67.Социальная психология и здоровье.
68. Политические процессы и организации
69. Психология политического лидерства
70. Политическая деятельность и связи с общественностью
71. Психология политологического консалтинга
72. Социальные взаимодействия и их типы
73. Типология конфликтов и способов их преодоления
74. Социальное влияние и конформизм
75. Социальные отношения и деловое общение
Студенты могут предложить свои темы эссе и контрольной работы, связанные с другими областями приложения социально-психологических знаний.
Примерные вопросы для оценки качества освоения дисциплины (социальная психология)
Предмет и теоретические ориентации в современной социальной психологии.
Виды и методы социально-психологических исследований.
Определение, структура, свойства
Социальные установки и их виды
Я-концепция: определение, виды, компоненты
Структура коммуникативной ситуации
Функции коммуникации.
Невербальная коммуникация
Условия эффективности убеждающих сообщений
Типы социального взаимодействия
Конфликт: определение, виды, структура, этапы развития
Стратегии и процедуры разрешения конфликта
Определение и структура малой группы
Развитие и сплоченность малой группы
Принятие решений в малой группе
Власть, лидерство и руководство
Толпа как психологический феномен
Психологические различия между культурами
Определение и причины межгрупповых конфликтов
Стереотипы, предрассудки и межгрупповая дифференциация
Улучшение межгрупповых отношений
Социализация: определение, механизмы, институты
СМИ как институт социализации
Примерные вопросы для оценки качества освоения дисциплины (общая психология):
1. Психология как наука: объект и предмет психологии, ее прикладное значение
2.Этапы становления психологии как науки
3.Место психологии в системе наук и ее отрасли
4.Возникновение и развитие психики.
5.Человек как объект и субъект познания
6.Методологические и естественно-научные основы психологии
7.Основные методы психологии
8.Виды познавательных процессов. Ощущения и восприятие.
9. Психологическая структура деятельности
10.Память и ее роль в познании
11.Внимание и его виды
12.Мышление и воображение
13.Мышление как процесс решения задач и проблем
14.Развитие мышления и речи в онтогенезе
15.Роль рефлексии в процессе мышления
16.Личность как субъект бытия и деятельности
17.Индивидуальные особенности личности
18.Способности и одаренность
19.Эмоции, потребности и мотивы
20.Темперамент и его виды
21.Характер и воля
22.Самосознание личности
23.Самопознание человеком своего Я и личностный рост
24.Возрастное развитие человека
25.Личность и общение, поведение личности в группе
29. Развитие Я-концепции и самовоспитание