как основа успешности их обучения.




Профилактика неадаптивного поведения детей с ОВЗ

 

Одной из главных задач ДОУ стоит задача: сформировать произвольность внимания и произвольное поведение у детей старшего дошкольного возраста как основу успешности их обучения.

Практика работы с детьми в коррекционных группах с общим недоразвитием речи показала, что приобретение опыта произвольности дается им с большим трудом и сопровождается различными нарушениями поведения. Разные причины нарушения поведения, в свою очередь оборачиваются различными трудностями в развитии ребенка, которые приводят к таким нежелательным последствиям: снижается продуктивность на занятиях; появляются негативные качества личности, черты характера; ухудшается физическое самочувствие, возникают проблемы со здоровьем; не складываются взаимоотношения со сверстниками; обостряются они с взрослыми.В таких случаях сталкиваемся с проблемой в отклонении поведения, с факторами неадаптивного поведения.

Наряду с работой по коррекции речи мы должны решать и эту задачу по коррекции поведения. Отсутствие своевременных мер по предупреждению и исправлению недостатков приводит к тому, что ребенок приобретает привычку вести себя неорганизованно, недисциплинированно.

В процессе поиска новых средств и методов организации воспитания предпочтение отдается тем из них, которые интегральны, многофункциональны и способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Одним из таких средств воспитания и обучения является игра.

Из многообразия игр мною выбрана народная игра.

В народной игре достигаются две цели: физическое развитие и решение познавательных задач.

Социокультурный смысл народной игры в том, что она формирует нормы социального поведения, являясь своеобразным мерилом проявления многих важнейших черт личности. Специфика народной игры состоит в том, что игра носит коллективный характер, содержит обязательные для игроков нормы и правила поведения и взаимоотношений. Добровольность и равноправие при распределении ролей, простота и доступность оснащения атрибутами. Игровая этика детьми усваивается с желанием, без навязывания со стороны педагога, это в свою очередь позволяет самому играющему формировать навыки саморегулирования поведения с окружающими.

Диагностические и коррекционные функции игры дают возможность при наблюдениях в процессе игры установить и отследить сформировавшиеся личностные качества каждого играющего. Цель таких наблюдений - проследить за наличием и изменением черт и свойств характера, стиля и тона взаимоотношений детей, их привязанности, уровень умений и сноровки, проявляемые в игре знания, организованность, воспитанность и другие индивидуальные качества

На начальном этапе, в адаптационный период, наблюдая детей в игровой деятельности, отмечаю не только взаимодействие с другими детьми, но и взаимоотношения в игре со всеми участниками игрового процесса, в том числе и со взрослыми.

Анализ игровой деятельности в начале года показывает, что дети мало играют вместе, самое лучшее, если в группе двух-трёх сверстников. Коллективные игры без руководства взрослого не складываются из-за неумения наладить взаимоотношения. И в практике знают немного народных игр, самых известных («Гуси лебеди», «У медведя во бору», «Бездомный заяц»).

В игре ребенок, как правила отражает возможные варианты своего поведения. Отмечая его поведение, наблюдаю, как часто и в каких ситуациях оно проявляется. Из анализа наблюдений непосредственно организована работа с детьми по формированию адаптивного поведения, для этого подобрала народные игры разной подвижной направленности.

По содержанию игровых правил, игры разгруппированы по следующему алгоритму:

1- игра на сближение играющих в дружный коллектив;

2 – игра на сосредоточенность внимания и снятия напряженности;

3 - на поднятие эмоционального тона.

Составила игровые практикумы каждый, из которых содержит несколько игр: где обязательно взята одна игра на сближение детей в дружный коллектив; одна - две игры на внимание (в зависимости от задачи и имеющегося времени) и одна – две игры на поднятие эмоционального тона, это игры подвижные - на развитие физических качеств.

Так как не одна игра не проходит без ведущего, то для его выбора используем считалки. Составлен небольшой сборник считалок, которые позволяют познакомить детей с разными способами жеребьёвки.

Народные игры по своему характеру являются подвижными, то для сплочения участников игры в дружный коллектив немного найдется таких игр, поэтому подбираю игры для такой цели из современных источников.

Эти игровые практикумы проводятся в любое время и занимают 15-20 минут, их продолжительность такова, чтобы ребёнок не уставал, не чувствовал переутомления.

Часто игры из практикума включаю в занятия. Так игры на сближение служат как способ организации детей на занятие, а игры на внимание использую как часть занятия, как физминутка или как способ перейти от одного вида деятельности к другому. А вот игры на поднятие эмоционального тона использую после занятия или на прогулке. Игры провожу как со всей группой, так и подгруппами, в парах.

В своей практике использую метод конструирования и обучаю этому умению детей - конструировать игры на традиционной народной основе детей: изменение правил игры по договору; изменение хода игры (например, предложить разные варианты одной игры, изменить конец игры, придумать свой вариант игры).

Игра оказывает коррекционное воздействие одновременно на всех участвующих в ней детей. Так робкие и застенчивые в окружении активных и темпераментных сверстников начинают вместе с ними двигаться, проговаривать текст, а импульсивные и не дисциплинированные, соблюдая в игре очередность, закрепляют опыт подчинения правилам, упражняют свои способности к сдерживанию и самоконтролю. Обилие телесных контактов со сверстниками во время игры успокаивающе влияет на детей с агрессивными наклонностями.

Значение игры в жизни дошкольника не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение дошкольником навыков социализации.

Актуальность

Разные причины нарушения поведения оборачиваются различными трудностями в развитии ребенка, которые приводят нежелательным последствиям.: снижается продуктивность на занятиях; появляются негативные качества личности, черты характера; ухудшается физическое самочувствие, возникают проблемы со здоровьем; не складываются взаимоотношения со сверстниками; обостряются они с взрослыми.В таких случаях сталкиваемся с проблемой в отклонении поведения, с факторами неадаптивного поведения, которое в будущем может вырасти в серьезную социальную проблему, и выведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, нов первую очередь для самих детей, особенно в подростковом возрасте, угрожая их физическому и психическому здоровью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: