Для 8,9 классов
На 2018 – 2019 учебный год
Программа рассчитана для детей
в возрасте 13 – 15 лет
на срок 1 год
Программу разработала и реализует
учитель истории и культуры Башкортостана
Корзникова Лира Раиловна
с. Дуван – 2018
Пояснительная записка
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «Истоки» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Программа «Истоки» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного историко-краеведческого музея.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей района и села. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.
Программа предназначена для обучающихся средних и старших классов.
Количество часов 34, 1 час в неделю.
Цели программы:
· сформировать познавательную потребность учащихся в освоении исторического материала;
· расширить и углубить знания о родном крае;
· формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
· воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
· ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
· овладение начальными навыками исследовательской работы;
Воспитательные задачи:
· развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
· воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
· воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
· развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
· стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Прогнозируемый результат и способы определения результативности.
В ходе реализации программы обучающиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы. Обучающиеся должны знать: историю своего края, села, своей школы. Обучающиеся должны уметь:
- работать с историческими источниками;
- проводить экскурсии, радиобеседы, тематические классные часы;
- оформлять полученные материалы в творческих работах
- овладение навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.
- усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Обучающиеся должны уметь:
· работать с литературой краеведческого характера, определить место поиска исторических источников;
· правильно написать сообщение, реферат, оформить исследовательскую работу;
· выступить с результатами своей работы.
Для достижения поставленных целей и задач предусматриваются разнообразные формы и методы работы:
1. Беседы.
2. Экскурсии.
3. Игровые программы, использование сюжетно - ролевых игр. Учиться, играя - это наиболее легкий и эффективный способ обучения.
4. Занятия - исследования.
5. Викторины.
6. Конкурсы.
Основа - комплексное учебное занятие, включающее теоретическую и практическую части.
Методы:
1. Словесные методы:
- рассказ, беседа, лекция.
1. Наглядные методы:
- использование музейных экспонатов, подлинных
документов;
- просмотр фотографий, фотоальбомов, рисунков.
1. Практические методы:
- ролевые игры;
- экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры;
- работа с литературой краеведческого характера.
После прохождения тем, для подведения итогов и проверки усвоения материала предполагается:
- организация краеведческих конкурсов, конференций, игр;
- тестовые задания, викторины;
- зачетные мероприятия в форме защиты сообщений, рефератов, исследовательских работ.
Данная программа может быть эффективно реализована при ее организационно- методическом обеспечении, которое включает:
1. Разработку учебно-методических комплексов для учебных занятий;
2. Изучение и отбор новых педагогических технологий;
3. Использование разнообразных форм работы, активизирующих познавательные и творческие способности детей;
4. Совершенствование форм и методов воспитательного процесса.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата план. | Дата факт. | Тема занятия | Примечание |
5,09 | Вводное занятие. | Выбор актива. Организация занятий. Правила ТБ при работе с компьютером. | ||
12,09 | Исследовательский проект. Формы и методы исследовательской работы. | Знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы. | ||
19,09 | Исследовательский проект. Формы и методы исследовательской работы. | |||
26,09 | Методика подготовки и проведение экскурсий. | Знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий. | ||
3,10 | Методика подготовки и проведение экскурсий. | |||
10,10 | Методика подготовки и проведение экскурсий. | |||
17,10 | Методика подготовки и проведение экскурсий. | |||
24,10 | Мой дом. Родословная семьи. | Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода. | ||
7,11 | Мой дом. Родословная семьи. | |||
14,11 | Родная школа. Ее история и традиции. | История развития образования на селе. Поиск материалов об учителях-ветеранах | ||
21,11 | Родная школа. Ее история и традиции. | История развития образования на селе. Поиск материалов об учителях-ветеранах | ||
28,11 | Родная школа. Ее история и традиции. | |||
5,12 | Родная школа. Ее история и традиции. | |||
12,12 | Село: прошлое, настоящее, будущее. | История возникновения села. История происхождения названия села. Первые поселения. | ||
19,12 | Село: прошлое, настоящее, будущее. | Недалекое-близкое прошлое села. | ||
26,12 | Село: прошлое, настоящее, будущее. | |||
16,01 | Село: прошлое, настоящее, будущее. | |||
23,01 | Село: прошлое, настоящее, будущее | |||
30,01 | Культурные традиции села. История праздников и народных гуляний. | Будни и праздники на Руси. Общие и семейные праздники. | ||
6,02 | Культурные традиции села. История праздников и народных гуляний. | Культурные традиции села. История праздников и народных гуляний. | ||
13,02 | Культурные традиции села. История праздников и народных гуляний. | |||
20,02 | Культурные традиции села. История праздников и народных гуляний. | |||
27,02 | Боевая слава села. | |||
6,03 | Боевая слава села | ВОВ на территории нашего края. | ||
13,03 | Боевая слава села | |||
20,03 | Боевая слава села. | |||
3,04 | Трудовая слава села. Ветераны труда | |||
10,04 | Трудовая слава села. Ветераны труда | |||
17,04 | Трудовая слава села. Ветераны труда | Что могу сделать я? | ||
24,04 | Храмы нашего края. | |||
8,05 | Храмы и монастыри нашего края. | |||
15,05 | Оформление и защита творческих работ | |||
22,05 | Оформление и защита творческих работ | |||
29,05 | Оформление и защита творческих работ |
Литература(Библиография)
1. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с.
2. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.
3. Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.
3.Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.
4.Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
5.Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.
6.Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005.-320с.