IV. Работа по теме урока.




Ход урока

I. Организационный момент.

На доске эпиграф: В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф. Тютчев

– Природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует душу каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, спокойствие, здоровье.

II.

III. Сообщение темы урока.

– Следующее произведение написано великим русским поэтом.

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ (1783–1852)

С юных лет Жуковский решил посвятить себя литературе. Он жил в деревне, занимался переводами на русский язык произведений поэтов других стран.

Ранним росистым утром Жуковский, который любил вставать на заре, шёл в построенную для него на холме беседку и работал. Дети, которых он учил, увили эту беседку полевыми цветами.

Молодого Жуковского потрясла война с Наполеоном. Неожиданно для самого себя и всех, кто его знал, добрый и кроткий поэт записался в ополчение (добровольное войско, помогающее армии)

и принял участие в Бородинской битве.

Всю свою жизнь выдающийся поэт наряду с писательским трудом занимался воспитанием и обучением детей. Интересно то, что Жуковский преподавал русский язык царским детям, был воспитателем будущего царя Александра, позднее – и его детей. Талант, образованность и человеколюбие сделали его уважаемым и влиятельным в царской семье. Часто поэт рисковал своим высоким положением, заступаясь перед императором за поэтов и художников, в том числе за Пушкина и Лермонтова.

Большинство книг В. А. Жуковского написано для взрослых.

Для своих детей, дочери и сына, поэт составил азбуку и написал несколько стихотворений, положив этим начало русской поэзии для самых маленьких. Специально для детей Жуковский создал более двадцати произведений. В основном это сказки в стихах, написанные на основе народных историй.

Впервые В. А. Жуковский обратился к написанию сказок, находясь в Царском Селе. Как раз в это время там на даче жил Пушкин.Поэты часто встречались, беседовали. В результате их поэтического состязания А. С. Пушкин написал в то лето «Сказку о царе Салтане», а В. А. Жуковский – «Сказку о царе Берендее», «Спящую царевну» и «Войну мышей и лягушек». Именно к Жуковскому обратился Пушкин перед смертью, ему доверил всё.

Однажды, наблюдая в Царском Селе за плывущим лебедем, Жуковский сказал, что и человеческая жизнь должна протекать так же бесшумно, оставляя за собой светлый, сияющий след...

Последние десять лет Василий Андреевич жил на чужбине. Он мечтал вернуться на родину. Но постоянные болезни жены, а потом и его собственные мешали этому. Последним произведением Жуковского стало воспоминание о родине – стихотворение «Царскосельский лебедь».)

IV. Работа по теме урока.

1. Чтение стихотворения В. Жуковского «Родного неба милый свет».

– Поделитесь впечатлениями. Какими чувствами наполнено стихотворение? (Чувством нежности и любви к родине, восторгом, восхищением родной природой.)

2. Перечитывание и работа с текстом

Прочитайте стихотворение молча, подготовьтесь к выразительному чтению.

– Как вы думаете, в наше время или много лет назад жил поэт, написавший эти строки? Какие слова помогли вам это понять? (Златые; заменит – с ударением на последний слог.)

– Какие воспоминания дороги лирическому герою? – С каким чувством вспоминает лирический герой первые годы жизни?

– Какие слова при этом использует?

Учащиеся выразительно читают стихотворение.

3. Знакомство с биографией С.Маршака.

Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже, в 1887 году 3 ноября. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. Отец его был талантливым человеком, работал мастером на разных заводах, поэтому семья часто переезжала с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провел в Острогожске Воронежской области, потом учился в Петербурге, затем в Ялте, и опять в Петербурге, потом окончил Лондонский университет. Сочинять стихи он начал раньше. чем научился писать. Когда Маршаку было всего 4года, он уже пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. С 20 лет стал печатать свои стихи. Первая детская книга Маршака называлась «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.Маршак работал в детских журналах, писал стихи для детей, пьесы для детского театра. В годы ВОВ выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал писать для детей. Умер в 1964 году.

4.Стихотворение С. Маршака прочитайте вслух.

– В толковом словаре написано, что зыбь – это лёгкая рябь на водной поверхности, а также слабое волнообразное колебание верхушек растений на большом пространстве. О какой зыби говорится в стихотворении, «что серебрится вдалеке»? (Река.)

– Какова основная мысль этого стихотворения? (Человек привык к такому чуду, как природа, и уже не замечает её красоты.)

– Что вы можете сказать об отношении самого автора к природе? Какие слова говорят об этом?

– Подумайте, нужно ли при исполнении этого стихотворения делать психологическую паузу? Где? (Перед последним словом, чтобы выделить его из общего текста, подчеркнув этим его значимость.)

5. Выразительное чтение произведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: