ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 20 февраля 2018 года




РЕШЕНИЕ

г. Саянск

20 февраля 2018 года

 

Дела №2-137/2018

 

Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Гущиной Е.Н., при секретаре судебного заседания Туголуковой Т.Н., с участием представителя истца Ливановой О.В., представителя ответчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №10 «Дюймовочка» и третьего лица Муниципального казенного учреждения «Управление образования администрации муниципального образования «город Саянск» Разводовской А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-137/2018 по исковому заявлению Тит Татьяны Павловны к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №10 «Дюймовочка» о признании незаконным начисление заработной платы без учета компенсационных выплат, начисляемых сверх установленной региональным соглашением минимальной заработной платы, взыскании с работодателя недоначисленной заработной платы пропорционально отработанному времени,

установил:

истец Тит Т.П. обратилась в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №10 «Дюймовочка» о признании незаконным начисление работодателем заработной платы в размере менее установленной региональным соглашением минимальной заработной платы в Иркутской области, без учета компенсационных выплат, начисляемых сверх установленной региональным соглашением минимальной заработной платы в Иркутской области, и взыскании с работодателя заработной платы пропорционально отработанному времени в сумме 19339,72 рублей.

В обоснование заявленных требований истицей указано, что минимальная заработная плата на территории Иркутской области установлена региональным соглашением с 1 октября 2016 года в размере 8259 рублей, с 1 апреля 2017 года - в размере 8798 рублей, с 1 июля 2017 года - в размере 9286 рублей. В нарушение требований ст.ст. 129, 133.1, ч.2 146 ч.2 ТК РФ, Постановления Конституционного суда РФ №38-П от 17.12.2017 года, ей заработная плата начислялась в размере менее минимальной заработной платы, установленном региональным соглашением на территории Иркутской области, без учета районного коэффициента и северной надбавки, которые должны начисляться сверх минимальной заработной платы пропорционально отработанному времени.

Истец полагает, что работодатель за период с 17 января 2017 года по 30 ноября 2017 года не доначислил и не выплатил ей заработную плату в размере 19339,72 рублей, которые просила взыскать с него.

Истец Тит Т.П., будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, с участием представителя Ливановой О.В.

Представитель истца - Ливанова О.В. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям и просила их удовлетворить

Представитель ответчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №10 «Дюймовочка» и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика Муниципального казенного учреждения «Управление образования администрации муниципального образования «город Саянск» Разводовская А.С. исковые требования истца не признала, просила в удовлетворении иска отказать в связи с тем, что выплата заработной платы в 2017 году производилась в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, начиная с октября 2016 года позиция Верховного суда Российской Федерации по судебным делам о взыскании недоначисленной заработной платы и применении районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, изменилась в пользу работодателя (Определение Верховного суда РФ от 08.08.2016 г. № 72-КГ16-4). С декабря 2016 года судами принимались решения об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что районный коэффициент и процентная надбавка за работу в южных районах Иркутской области входят в установленную региональным соглашением минимальную заработную плату в Иркутской области.

Согласно пункту 1 статьи 1 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области от 26.01.2017 года, для работников государственных и муниципальных учреждений установлена минимальная заработная плата с включением в нее компенсационных выплат.

Финансирование заработной платы производится из средств областного бюджета в соответствии с региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области.

Соглашение не разделяет понятия «вознаграждение за труд» и «оплата труда», а трактует их, как и статья 129 ТК РФ, понятием «заработная плата».

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

Из ст. 129 ТК РФ следует, что заработная плата состоит из вознаграждения за труд, а также компенсационных и стимулирующих выплат.

Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В силу ст. 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Ст. 315 Трудового кодекса РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

ФЗ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» №4520-1 от 19.02.1993 г. закрепил, что настоящий Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

В соответствии с п.1 разъяснения Минтруда РФ от 11 сентября 1995 г. № 49, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 11 сентября 1995 г. № 49, процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установлена к заработной плате лицам за работу в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями (т.е. в местностях с особыми климатическими условиями).

Статьями 316, 317 Трудового кодекса РФ установлены выплаты районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате.

Анализ указанных правовых норм свидетельствует о том, что закон гарантирует дополнительные компенсации, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно- климатических условиях Севера.

Заработная плата должна справедливо отражать особенности труда и быть равной при равной ценности труда. Именно в этих целях, учитывая особенности труда в особых условиях, законодатель установил основные гарантии, установив минимальный размер оплаты труда на всей территории Российской Федерации (ст. 133 ТК РФ).

В силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

Но при этом, законодатель установил и дополнительные гарантии с учетом особенностей труда и в зависимости от условий труда в связи с природно- климатическими условиями, указав их в главе 50 Трудового кодекса РФ, в том числе, гарантии выплаты районных коэффициентов и северных надбавок к заработной плате.

Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, по своему размеру не будет отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.

Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Иное понимание закона противоречит нормам международного права, в том числе Международному Пакту об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 г., подписанному в СССР и вступившему в силу 3.10.1976 г. (обязательный для РФ как его правопреемника по международным договорам), устанавливающему право каждого на вознаграждение и справедливую зарплату и на равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия (ст. 7) и означает отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особенностей (ст. 2 Трудового кодекса РФ).

В соответствии с частью одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Таким образом, закрепляя возможность в рамках трехстороннего сотрудничества устанавливать минимальную заработную плату в субъекте Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из того, что в механизме правового регулирования оплаты труда такая дополнительная гарантия будет в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (п.5 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П). Следовательно, компенсационные выплаты должны начисляться на минимальную заработную плату в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 ФЗ № 82-ФЗ от 12.06.2000 г. (в редакции ФЗ от

02.06.2016 N 164-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года установлен в размере 7 500 рублей в месяц, в соответствии с редакцией данного закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ, с 01.07.2017 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 7800 рублей в месяц и в соответствии с редакцией от

28.12.2017 N 421-ФЗ, с 01.01.2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 9 489 рублей в месяц.

Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год от 23.05.2016 с 1 октября 2016 года предусмотрена минимальная заработная плата в Иркутской области для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в иных районах, за исключением районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 8259 рублей.

Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области от 26.01.2017 минимальная заработная плата для работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в городе Саянске Иркутской области, установлена с 1 января 2017 года в размере 8259 рублей, с 01.04.2017 - в размере 8798 рублей, с 01.07.2017 в размере 9286 рублей.

Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1969 г. № 823 "О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен", регламентировано ввести с 1 октября 1969 г. районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен. Утвердить размер районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих, вводимого в соответствии с настоящим Постановлением, и порядок его применения было поручено Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 г. № 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения» утвержден районный коэффициент 1,2 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент ранее не был установлен.

На основании п. 13 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года № 76 «О некоторых мерах по социально экономическому развитию районов Севера" облисполкому Совета народных депутатов Иркутской области было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать выравнивающие районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории области минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

Постановлением главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» с 1 января 1993 г. на территории городов и районов юга Иркутской области (за исключением г. Ангарска, г. Черемхово и Черемховского р- на, г. Тулуна и Тулунского р-на и работников ВСЖД, по которым ранее приняты решения облисполкома и постановления главы администрации) был установлен выравнивающий районный коэффициент в размере 1,3. Затраты на выплату установленных районных коэффициентов постановлено осуществлять: предприятиями - за счет собственных средств, бюджетными организациями - за счет соответствующих бюджетов.

В соответствии с Постановлением СМ СССР и ВЦСПС № 794 от 24.09.89 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» была введена выплата процентной надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области до 30% заработка.

При установлении районного коэффициента в размере 30% и процентной надбавки к заработной плате 30% заработка за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области, в том числе и в г. Саянске, заработная плата для работников государственных и муниципальных учреждений в месяц при условии выполнения нормы рабочего времени с 01.10.2016 должна быть не ниже 13214,40 рублей в месяц (8259 рублей (размер минимальной заработной платы в Иркутской области в соответствии с региональным соглашением) х 30% х 30%); а с 01.04.2017 года в размере не менее 14076,80 рублей (8798 рублей х 60%), с 01.07.2017 - 14857,60 рублей (9286 рублей х 60%).

Дополнительная работа, выполняемая в течение установленной продолжительности рабочего времени, а также и сверхурочная работа, без освобождения от основной работы, подлежит оплате в виде надбавок, доплат. Также в состав МРОТ должны включаться различного рода стимулирующие надбавки, в том числе, за сложность, за качественные показатели труда.

В соответствии со ст.285 ТК РФ, оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.

При неполном отработанном месяце, но при полной выработке нормы труда и рабочего времени, заработная плата начисляется пропорционально отработанному времени.

В судебном заседании установлено, что истец Тит Т.П. работает в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №10 «Дюймовочка» и в южных районах Иркутской области.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10 «Дюймовочка» является некоммерческой организацией. Источником формирования имущества учреждения и финансовых ресурсов являются средства, выделяемые целевым назначением из местного бюджета.

В соответствии с исследованными в судебном заседании материалами, приказом о приеме работника на работу №116-42-07 л\с от 17.01.2017 и трудовым договором, Тит Т.П. была принята на работу в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10 «Дюймовочка» г.Саянска поваром 4 разряда с окладом в размере 3575 рублей. Истцу установлен районный коэффициент в размере 30%; надбавка за стаж работы в южных районах Иркутской области - 30%.

Следовательно, истцу Тит Т.П. заработная плата, при полной отработке нормы рабочего времени и выполнении нормы труда (трудовых обязанностей) не должна быть начислена за работу на полную ставку менее 13214,40 рублей в месяц с 01.10.2016 (8259 рублей (размер минимальной заработной платы в Иркутской области в соответствии с региональным соглашением) х 30% х 30%); с 01.04.2017 года в размере менее 14076,80 рублей (8798 рублей х60%), с 01.07.2017 - менее 14857,60 рублей (9286 рублей х 60%).

На основании изложенного и представленных истцом расчетов, не оспариваемых ответчиком, следует, что истцу Тит Т.П. начислено за 11 рабочих дней (при норме рабочего времени - 17 рабочих дней) в январе 2017 года: оклад - 2313,24 рублей, доплата до МРОТ - 1151,76 рублей, доплата до минимальной ЗП - 491,12 рублей, всего начислено без учета районного коэффициента и северной надбавки- 3956,12 рублей, что менее установленного законом минимального размера оплаты труда и является незаконным. Районный коэффициент и северная надбавка истцу начислены в размере по 693,97 рублей и включены в состав минимальной заработной платы, в то время как подлежат начислению сверх заработной платы, которая должна составлять сумму не менее минимальной заработной платы, установленной Региональным соглашением в Иркутской области, пропорционально отработанному времени. То есть, истцу за январь 2017 года при полной выработке нормы рабочего времени на 1 ставку должна быть начислена заработная плата без учета районного коэффициента и надбавки за стаж работы в южных районах Иркутской области в размере не менее 8259 рублей, с учетом районного коэффициента и надбавки за стаж работы в южных районах Иркутской области в размере не менее 13214,40 рублей, за фактически отработанное время - 11 рабочих дней (пропорционально отработанному времени) - 5344,05 рублей, без учета компенсационных выплат (районного коэффициента и северной надбавки) и 8550,49 рублей с учетом компенсационных выплат, фактически начислено - 5344,06 рублей, следовательно, недоначислено заработной платы за январь 2017 года в размере 3206,43 рублей.

При аналогичном расчете за февраль-ноябрь 2017 года истице недоначислено всего заработной платы в размере 16133,29 рублей.

Данные суммы исчислены путем вычета из заработной платы, подлежащей начислению пропорционально отработанному времени с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Иркутской области, фактически начисленной работодателем заработной платы, с учетом обязательных налоговых платежей. Представителем ответчика правильность расчета, представленного истцом, не оспорена.

Поскольку, в указанный истцом и рассмотренный судом, с учётом ст.392 ТК РФ, период, при начислении месячной заработной платы, ответчик, в нарушение трудового законодательства, не учитывал Тит Т.П. районный коэффициент и надбавку к заработной плате за работу в южных районах Иркутской области сверх установленной Региональным соглашением минимальной заработной платы в Иркутской области, необходимо удовлетворить и требование истца о признании незаконным начисление заработной платы в размере менее установленной минимальной заработной платы в Иркутской области и не начисление работодателем заработной платы с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области сверх установленной минимальной заработной платы в Иркутской области.

Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика по требованию о взыскании денежной суммы в размере до 20000 рублей - 4% цены иска, но не менее 400 рублей. Следовательно, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, составляет 773,58 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 133, 133.1, 146, 148,313, 315-317 ТК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тит Татьяны Павловны к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №10 «Дюймовочка» удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным начисление работодателем Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида №10 «Дюймовочка» заработной платы истице Тит Тамаре Павловне без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области, начисляемых сверх установленной региональным соглашением минимальной заработной платы в Иркутской области пропорционально отработанной норме рабочего времени.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №10 «Дюймовочка» в пользу Тит Тамары Павловны недоначисленную заработную плату в размере 19339,72 рублей, с правом работодателя на удержание обязательных налоговых платежей.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №10 «Дюймовочка» в бюджет городского округа муниципального образования «город Саянск» государственную пошлину в размере 773,58 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в Иркутский областной суд через Саянский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия.

 

Судья

Е.Н. Гущина

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: