Сущность и основные характеристика государства как субъекта управления Е. В. (Охотский Теория и механизмы современного государственного управления)




ГОСУДАРСТВО - это особая политическая организация общества, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, выражающая волю и интересы общества, способная придавать своим решениям общеобязательный характер.

За многие тысячелетия своего существования государство проявило себя как ун иверсальная и всеобъемлющая организация общества, обладающая разнообразными характеристиками и вы­полняющая уникальные функции по управлению всеми жизнен­но важными составляющими общественного бытия. Сложивши­еся к началу XX века теории и доктрины сводились в основном к тому, что государство - это совокупность трех взаимосвязан­ных и взаимообусловленных элементов: территории, населения и публичной суверенной власти.

Тем не менее, до сих пор в науке так и не сложилось единого мнения по поводу сущности государства как главного субъекта государственного управления. По-прежнему популярна трактов­ка государства как власти, стоящей над обществом, как машины управления и насилия. Нередко государство рассматривается как «собственность» тех политических сил, которые экономически господствуют и обладают в данный момент властью.

Если обобщить имеющиеся точки зрения, то сущность госу­дарства можно представить в трех различных системах методоло­гических координат.

Сторонники цивилизационного (общечеловеческого) подхода рассматривают государство сквозь призму культурных, религиоз­ных, национальных, психолого-ментальных признаков, пред­ставляют его в качестве ведущего средства решения общих задач общества. Этот подход позволяет трактовать государство как по­литическую организацию, которая является не столько фактором господства, сколько механизмом регулирования общественных отношений, средством обеспечения определенного баланса инте­ресов людей, поиска социальных компромиссов и согласия, обеспечения мирного проживания людей в стране.

Такого понимания государства придерживались многие мыс­лители прошлого:

Ø Государство - это ни от кого не зависящая са­модовлеющая сила по отношению к гражданам (Аристотель);

Ø это общее благо, которое получает общество от выполнения реаль­ных государственных задач (Н. Макиавелли);

Ø это общая воля, яв­ляющаяся выражением преобладающей силы (Дж. Локк);

Ø это «союз членов социальных групп, основанный на общечеловечес­ком принципе справедливости, под соответствующей ему вер­ховной властью» (Л.А. Тихомиров);

Ø это организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и при­знающих эту солидарность не только умом, но и силой патриоти­ческой любви, жертвенной волей, достойными и мужественны­ми поступками (И.А. Ильин).

 

В последнее время все большее число ученых склоняется к по­ниманию государства как самостоятельной социально-политиче­ской организации, создаваемой и действующей на основании и во исполнение права, являющейся основным регулятором общест­венных отношений. Государство выстраивает взаимоотношения между различными социальными группами, слоями, классами не путем ущемления прав и свобод одних в интересах других, а на ос­нове законодательства, учитывающего общие, групповые и част­ные интересы всех участников социальных отношений. Норма­тивно закрепляя и проводя на практике, например, принцип ра­венства наций и религий, государство обеспечивает правовое равенство граждан независимо от их национальной принадлеж­ности и вероисповедания. Оно не только вводит запрет на разжи­гание социальной, национальной и религиозной розни, но и ве­дет непримиримую борьбу с такого рода проявлениями.

Формационный (классовый) подход - трактует государство как средство властвования определенных классов, угнетения одних классов другими, представляется как комитет по защите классо­вых интересов господствующих классов. Сущность такого госу­дарства состоит в диктатуре экономически и политически гос­подствующего класса - рабовладельцев, феодалов, буржуазии, пролетариата (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Чтобы пра­вить в обществе, класс должен «завоевать политическое господ­ство». Реализовать же свое господство он может только через го­сударство с помощью государственного аппарата.

Классовый подход к определению понятия государства и его сущности, несомненно, является крайностью. Однако крайностью является и конъюнктурно трактуемый общечеловеческий подход. Отказываясь от одной, чисто классовой концепции, приверженцы общечеловеческих интересов впадают в другую, искажающую объективную действительность, крайность. В реальной жизни нет ни чисто классовых, ни чисто общечеловеческих государственных институтов, а, следовательно, и соответствующих им определений государства. Важно, подчеркивает профессор М.Н. Марченко, учи­тывать не только его классовые элементы и соответствующие при­знаки, но и надклассовые, общечеловеческие признаки и черты.

В свете сказанного более приемлемое определение государст­ва с сугубо правовых позиций. Правовой подход позволяет тракто­вать государство как источник права и законов, реализация кото­рых организует жизнь общества как совокупность официально принятых норм, регулирующих жизнь и поведение граждан, юридических лиц. Ученые все больше склоняются к пониманию государства как самостоятельной социальной организации, со­здаваемой и действующей на основании и во исполнение пра­ва - основного регулятора жизни общества. Государство в их по­нимании - это особая «естественно возникающая организация», обладающая суверенной властью и специализированным аппа­ратом регулятивного воздействия на общество, «предназначен­ная для охраны определенного правопорядка».

Такое многообразие позиций и точек зрения не случайно. Оно лишний раз подтверждает тот факт, что государство представляет собой сложное многомерное явление, которое в сознании и по­ведении людей отражается разными гранями и сторонами.

В са­мом широком смысле государство можно определить как поли­тическую, территориальную, структурную организацию обще­ственной жизни на основе права.

В узком понимании - это особая политическая организация общества, располагающая специ­альным аппаратом управления и принуждения, выражающая волю и интересы общества, способная придавать своим решениям обще­обязательный характер. Это самостоятельная социальная органи­зация, создаваемая и действующая на основании и во исполне­ние права, с помощью которой общество решает все свои задачи. Это основной регулятор жизни общества.

С точки зрения теории государственного управления государ­ство характеризуется следующими сущностными чертами:

1) государство - это форма существования общества. Государ­ство структурирует общество. Это форма упорядочения жизни людей, обеспечения его целостности и безопасности. Оно регу­лирует общественные отношения, контролирует и, если надо, на­правляет поведение и деятельность людей, обеспечивает их взаи­модействие между собой;

2) государство - это легитимно узаконенная властная сила об­щества. Публичная власть осуществляется системой специальных государственных органов, учреждений и организаций, состоящих из государственных служащих, наделенных властными полномо­чиями и профессионально занимающимися властно-управленче­ской и другой государственно-служебной деятельностью и полу­чающих денежное вознаграждение из средств государственного бюджета. Каждая властная государственная структура занимает свое место в системе разделения государственной власти на три ветви (законодательная, исполнительная и судебная), а в услови­ях федеративного устройства и два уровня - федеральный и уро­вень субъектов федерации. К государственным органам относят­ся президенты, законодательные и представительные органы, правительства и другие органы исполнительной государственной власти, органы судебной власти, чиновничий аппарат, вооружен­ные силы и другие силовые структуры, разведка и контрразведка, учетно-регистрационные органы, фонды (статистические, нало­говые, финансовые и др.), иные государственно-властные образо­вания федерального и регионального уровней.

Это и есть государственный аппарат. Он не занимается произ­водством материальных и духовно-культурных потребительских ценностей. Его главная задача - профессиональная реализация властно-управленческих функций, защита общенациональных интересов и потребностей людей, формирование на этой основе воли и целей общественного развития, проводить принятые пра­вовые установления в жизнь;

3) государство - это территориальная организация власти и на­селения. Этот признак имеет принципиальное значение. Ведь только с появлением государства преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи между людьми и заменяются сугу­бо общественными, нейтральными к национальным, религиоз­ным и биологическим признакам разных людей.

Разделение населения и рассредоточение государственной власти по территориальному принципу с точки зрения управле­ния включает два аспекта. Во-первых, власть государства (по со­ответствующей иерархической системе государственных и муни­ципальных органов) распространяется на все территориальные единицы и всех граждан, независимо от места их проживания, социально-статусных, экономических, духовно-культурных и родственных отношений. Во-вторых, территориальный прин­цип позволяет создать систему централизованного государствен­ного управления в масштабах всей страны. В царской России на­селение делилось по губерниям и волостям, в современной России - по республикам, краям, областям, городам, районами. В последнее время появились еще и федеральные округа во главе с полпредами Президента РФ. Соответствующим образом струк­турируется и власть;

4) государство объединяет людей в форме такой юридической связи, как институт гражданства. Государство устанавливает граж­данство, подданство, определяет статус беженца, предоставляет политическое убежище и т.д. Поскольку государство объединяет людей (граждан данной страны, лиц с двойным гражданством, граждан других государств, лиц без гражданства), проживающих на его территории, оно объективно выражает общие для всех них интегрированные потребности, интересы и цели. Проблема со­стоит лишь в том, чтобы найти ту «золотую середину», которая, с одной стороны, обеспечивала бы права и свободы человека, да­вала простор его активности и творчеству, а с другой - вносила в общество нужное организующее начало, упорядочивала по­вседневную деятельность индивидуумов, коллективов, социаль­ных институтов и т.д.;

5) государство - единственный социальный институт, кото­рый обладает монополией на законодательную деятельность и госу­дарственно-управленческое нормотворчество. Это особая форма выражения всеобщей воли народа и придания государственным решениям общеобязательный характер. Государство издает зако­ны и иные нормативные правовые акты, а также имеет п раво принуждения к исполнению правовых актов, а в случае отказа - привлечения виновных к ответственности. Никакие другие, даже самые уважаемые социальные структуры таким правом не обла­дают. Они могут принимать нормы не юридического, а корпора­тивного характера, обязательные только для членов определен­ной организации;

6) государство обладает легитимным правом на применение на­силия. Оно выражается в наложении уголовного наказания, ад­министративных, имущественных и других санкций. В экстраор­динарных случаях воздействие принимает специфические фор­мы: вводится чрезвычайное положение, запрещаются митинги и демонстрации, приостанавливается деятельность политичес­ких партий и объединений и т.п.;

7) государство - это ведущий компонент системы общественно­го самоуправления. Вследствие длительного действия самодержавно-вождистского режима в сознании широких масс закрепи­лось представление о том, что государство отдалено от общества, стоит «высоко» над ним и чуть ли не с небесных вершин адресует людям свои мудрые решения. Немало было сделано и для того, чтобы верховную власть превратить в нечто сверхъестественное, доступное лишь «особым» людям. Теперь государство восприни­мается более адекватно, как форма общественного самоуправле­ния в огромных масштабах - масштабах всей страны. А ведь еще совсем недавно все было по-иному - господствовала команд­но-административная система, которая обеспечивала управле­ние буквально всем и вся в обществе и не позволяла даже усом­ниться в справедливости своего существования;

8) государство, в отличие от других социальных структур, об­ладает суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью в принятии и проведении в жизнь государственных решений. В этом выражается реальная способность государства принимать окончательные решения, вырабатывать и проводить в жизнь свою собственную независимую внутреннюю и внешнюю политику.

Граждане, общественные организации (в том числе профсою­зы, политические партии и религиозные объединения), крупные собственники и предприниматели не вправе вмешиваться в за­конную деятельность государства. Незаконные же действия вла­стей могут быть оспорены только в судебном порядке. Более то­го, суверенитет государственной власти неделим. Нельзя его сме­шивать и с народным суверенитетом. Параллельно, наравне с госвластью не могут существовать другие конкурирующие власти (религиозные, политические, власть частей государства, т.е. его субъектов при федеративном государственном устройстве), претендующие на верховенство и бесконтрольность. Любые дей­ствия общественных, религиозных или политических организа­ций должны осуществляться в строгом соответствии с предписа­ниями легитимно сформированной государственной власти, в противном случае они теряют юридическую силу, а их деятель­ность становится противоправной.

Суверенное государство представляет собой объединенное со­общество людей в качестве определенной органической целост­ности на мировой арене. Оно является главным субъектом во вза­имоотношениях с другими странами, народами и международ­ными организациями. Государство устанавливает и поддерживает дипломатические отношения, заключает и исполняет междуна­родные договоры и соглашения, создает региональные и миро­вые организации и союзы, унифицирует и защищает права и сво­боды людей. Формирование открытых обществ усиливает интегра­ционные связи между народами, что повышает роль государств (их органов) в налаживании международного сотрудничества и укреплении мирового правопорядка;

9) важный признак, который свойственен только государст­ву - наличие собственной налоговой системы. Государство уста­навливает и взимает налоги с физических и юридических лиц, причем делает это принудительно и безвозмездно. Налоги и зай­мы необходимы для того, чтобы государство могло успешно ис­полнять свои властно-управленческие, экономические, соци­альные и иные функции. Налоги взимаются для содержания го­сударственного аппарата и армии, организации образования и здравоохранения, пенсионного обеспечения, инвестиций в промышленность, строительство, агропромышленный ком­плекс, другие отрасли народного хозяйства, развитие науки и культуры, выполнения специальных социальных программ в общегосударственном или региональном масштабе. Для по­крытия дефицита бюджета проводятся займы;

­10) многие суверенные государства имеет свою собственную национальную валюту, которая используется как средство платежа при совершении различного рода имущественных сделок внутри страны, а также по договорам и сделкам с другими странами и международными финансовыми структурами. Государство са­мостоятельно формирует денежную систему, поддерживает и охра­няет ее.

Мы изложили устоявшуюся систему признаков и представили государство как публичную и легитимно организованную власт­ную силу общества, что и наделяет его управленческими полно­мочиями. Другое дело, каково соотношение этой властной силы и общества, насколько власть отчуждена от народа или, наоборот, близка ему, связана с ним и охраняет его, какие цели и интересы движут ею, что она, наконец, несет обществу. Является ли она ос­новой гражданского мира и согласия, гармонизации социальных интересов или выступает объектом политического противобор­ства, подавления несогласных и уничтожения неугодных.

В каждом государстве в любой исторический момент его су­ществования имеет место сочетание различных типовых форм государственной организации, от которых во многом зависит ха­рактер управленческой деятельности. Весьма разнообразны и его связи с обществом, между ними идет непрерывный взаимообмен ресурсами, информации, деятельностью, функционируют мно­гочисленные управленческие отношения. При этом доминирую­щую роль играет именно государство, как организованная пуб­лично-легитимная властная сила общества. Поэтому необходимо конкретное знание типологических характеристик государства, которое и способно давать соответствующие интеллектуальные импульсы для понимания сущности государственного управле­ния, его целей и задач.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: