Усиление внимания к проблемам развития государственной службы как системы, действенного института и механизма реализации функций государства обусловлено тем, что в ходе социальных преобразований российского общества, проведения административной реформы выявились существенные недостатки и трудности в работе государственного аппарата, в модернизации государственной службы.
В ходе первого этапа реформирования государственной службы (2003–2005 гг.) были законодательно определены:
· основы ее организации и функционирования;
· сформирована гражданская служба как вид государственной службы;
· определена структура федеральной государственной службы;
· разработаны и внедрены новые подходы к формированию кадрового состава гражданской службы и содержанию их профессиональной деятельности.
Новый импульс реформе государственной службы был дан Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 гг.)», определившим перечень мероприятий, направленных на реализацию установленных в нем следующих основных направлений реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации:
– формирование системы государственной службы Российской Федерации как целостного государственно-правового института;
– создание системы управления государственной службой;
– внедрение на государственной службе Российской Федерации эффективных технологий и современных методов кадровой работы;
– повышение эффективности государственной службы Российской Федерации и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.
Цель Программы – создание целостной системы государственной службы посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:
а) обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы;
б) совершенствование правовой основы государственной гражданской службы, формирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы;
в) создание системы управления государственной службой;
г) совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в целях повышения качества государственных услуг, оказываемых государственными органами гражданам и организациям;
д) разработка антикоррупционных механизмов;
е) формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;
ж) внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности государственных служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной служебной деятельности;
з) развитие системы подготовки кадров для государственной службы и дополнительного профессионального образования государственных служащих;
и) совершенствование системы государственных гарантий на государственной службе;
к) внедрение современных механизмов стимулирования государственных служащих.
Комплекс мероприятий по реформированию и развитию системы государственной службы, обеспечивающих достижение поставленных Программой целей и задач, осуществлялся по следующим основным направлениям:
а) формирование государственной службы как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой исходя из следующих приоритетов:
• завершение разработки нормативных правовых актов, связанных с реформированием государственной службы, совершенствование законодательства Российской Федерации в этой сфере;
• обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы;
• создание системы управления государственной службой;
• разработка и реализация мероприятий по противодействию коррупции;
• развитие механизма выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе;
• внедрение механизмов, обеспечивающих осуществление государственными служащими профессиональной служебной деятельности в соответствии с общими принципами служебного поведения;
• повышение престижности государственной службы;
• разработка эффективных инструментов взаимодействия государственной службы с институтами гражданского общества в целях повышения открытости государственной службы;
б) внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы исходя из следующих приоритетов:
• проведение кадровой политики, предполагающей учет профессиональных заслуг и моральных качеств государственных служащих;
• применение современных организационно-управленческих технологий и методов работы с кадрами на государственной службе, способствующих повышению профессиональной компетентности и мотивации государственных служащих к результативной деятельности;
• развитие системы подготовки кадров для государственной службы и дополнительного профессионального образования государственных служащих;
в) повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих исходя из следующих приоритетов:
• усиление мотивации государственных служащих к повышению качества государственных услуг, оказываемых государственными органами гражданам и организациям;
• упорядочение и конкретизация полномочий государственных служащих, которые должны быть закреплены в должностных регламентах;
• внедрение современных технологий кадровой работы, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих в соответствии с целями и задачами государственных органов;
• разработка и применение в государственных органах современных механизмов стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне;
• разработка и внедрение эффективных управленческих технологий на государственной службе;
• развитие системы государственных гарантий, материального и нематериального стимулирования государственных служащих, внедрение принципов оплаты труда по результатам работы.
В результате реализации Программы должны быть обеспечены:
а) формирование и развитие видов государственной службы;
б) разработка и внедрение правовых и организационных механизмов взаимосвязи видов государственной службы, государственной и муниципальной службы;
в) создание необходимых условий для профессионального развития государственных служащих;
г) разработка норм служебной профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих, а также механизмов, обеспечивающих их соблюдение;
д) обеспечение открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю;
е) разработка и реализация антикоррупционных программ в системе государственной службы;
ж) внедрение методики разработки должностных регламентов государственных служащих и их пересмотра при изменении административных регламентов государственных органов;
з) разработка организационной модели и правовых основ системы управления государственной гражданской службой субъектов Российской Федерации;
и) создание методической базы деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
к) создание и внедрение системы показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, дифференцированных по направлениям деятельности государственных органов;
л) совершенствование порядка замещения вакантных должностей государственной службы на основе конкурса, обеспечивающего равный доступ граждан к государственной службе;
м) внедрение и совершенствование механизмов формирования кадрового резерва, проведения аттестации и ротации государственных служащих;
н) актуализация содержания программ дополнительного профессионального образования государственных служащих и внедрение современных образовательных технологий в процесс их обучения;
о) разработка и внедрение в государственных органах программ и индивидуальных планов профессионального развития государственных служащих;
п) разработка и внедрение в государственных органах современных механизмов стимулирования труда государственных служащих;
р) реализация установленных законодательством Российской Федерации дополнительных государственных гарантий реализации жилищных прав государственных служащих;
с) разработка правовых основ защиты государственного служащего (и членов его семьи) от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных (служебных) обязанностей.