Историческое развитие концепции дхармы в индуизме




Содержание

  • 1 Употребление слова
  • 2 Дхарма в индуизме
    • 2.1 Историческое развитие концепции дхармы в индуизме
    • 2.2 Дхарма как одна из пурушартх
    • 2.3 Бог дхармы
    • 2.4 В специальной литературе
  • 3 Дхарма в буддизме
    • 3.1 Дхарма — категория абхидхармы
      • 3.1.1 Омрачённые
      • 3.1.2 Тройная классификация дхарм
      • 3.1.3 Неомрачённые
      • 3.1.4 Дхармы в дзэн
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Употребление слова

В священном тексте индуизма — «Ригведе» — слово употребляется в варианте дхарман dhárman- IAST и имеет ряд значений, включая «что-то установившееся или утвердившееся», или в значении «сторонник», «приверженец», «поклонник» (Бога), а также в абстрактном значении, имеющем семантическое сходство с греческим ethos, «установленный статус или закон».

В «Атхарваведе» и классическом санскрите — dhárma IAST (деванагари: धर्म), а на пали слово принимает форму дхамма. В современных индийских языках и диалектах слово часто употребляется как дхарам. Оно используется во всех дхармических религиях, к которым относятся индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм. Трудно дать одно точное определения термина «дхарма»: у него существует долгая и разнообразная история и оно имеет ряд сложных значений и толкований.

В контексте большинства современных индийских языков, таких как хинди или бенгали, «дхарма» просто означает «религия». Индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм соответственно называют «санатана-дхарма», «будда-дхарма», «джайн-дхарма» и «сикх-дхарма».

Дхарма в индуизме

Индуизм
  • История
  • Пантеон
Направления
  • Вишнуизм
  • Шиваизм
  • Шактизм
  • Смартизм
Верования и практики
  • Дхарма
  • Артха
  • Кама
  • Мокша
  • Карма
  • Сансара
  • Йога
  • Бхакти
  • Майя
  • Пуджа
  • Киртан
  • Мандир
  • Тиртха и кшетра
Священные писания
  • Веды
  • Упанишады
  • Агамы и тантры
  • Рамаяна
  • Махабхарата
  • Бхагавадгита
  • Пураны
  • Сутры
  • другие
Родственные темы
  • Индуизм по странам
  • Архитектура
  • Календарь
  • Праздники
  • Креационизм
  • Монотеизм
  • Атеизм
  • Обращение в индуизм
  • Аюрведа
  • Джьотиша
Портал «Индуизм»

Историческое развитие концепции дхармы в индуизме

См. также: Рита (Веды)

В «Ригведе» вера в то, что естественная упорядоченность и гармония пронизывает природу и мир, проявляется в ведийской концепции риты, которая выступает как законы природы, как определённый установленный порядок вещей во Вселенной. Рита имеет определённое сходство с древнекитайским понятием дао и гераклической, или стоической концепцией логос. Этот порядок вещей во Вселенной, отражённый в ведийской религии, явился историческим предшественником понятия дхармы. Идея риты была изложена в ведийских гимнах и выступила как фундамент для дхармы в классическом индуизме. Дхарма упоминается в следующем стихе «Ригведы»:

О Индра, веди нас по пути риты — истинному пути, следуя которому мы сможем преодолеть зло[1].

Переход от риты к современной идее дхармы происходит в «Брихадараньяка-упанишаде». В Упанишадах дхарма рассматривается как вселенский закон, порядок вещей, гармония, истина, которые проявляются из Брахмана. Дхарма выступает как управляющий моральный принцип во Вселенной. Это сат — истина, один из основных принципов индуизма, который происходит от концепции «единой истины» (экам-сат), изложенной в «Ригведе». Сат выступает в Ведах как одно из качеств Брахмана — сат-чит-ананда (истина-знание-блаженство). Дхарма это не просто закон или устой — это изначальная истина. В «Брихадараньяка-упанишаде» это объясняется следующим образом:

Дхарма тождественна истине. Человек, который говорит истину, «говорит дхарму»[2].

В «Махабхарате» Кришна определяет дхарму как поддерживающую порядок вещей как в материальном мире, так и в мире духовном[3]. В Бхагавадгите введены понятия «чужой» и «своей» дхармы:

Лучше своя дхарма, несовершенная, чем успешно исполненная чужая. Лучше смерть в своей дхарме — чужая дхарма опасна[4].

В ряде индуистских текстов утверждается, что дхарма сводится к пяти обобщённым принципам: ахимса — ненасилие, сатья — правдивость, астея — неворовство, шауча — чистота, индрия-ниграха — обуздание чувств[5].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: