Речной транспорт, общая характеристика




Государственный Технический Университет (МАДИ)

Кафедра:

«АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ»

 

 

Доклад

 

На тему: «Речные и морские грузоперевозки»

 

 

Выполнил: Симонов И.С.

Группа: 5ВА

Преподаватель: Филиппова Н.А.

 

Москва 2017

 

Транспортные средства. Морской и речной транспорт

План

1. Морской транспорт, общие сведения

2. Речной транспорт, общая характеристика

3. Транспортные суда

Литература

Морской транспорт, общие сведения

Транспортный, морской, речной, судно.

Морской транспорт имеет первостепенное значение для внешних экономических связей государств. Доля морского транспорта в грузообороте мира - более 70%, в перевозках грузов - около 5%. В общем объеме перевозок грузов морским транспортом 56% приходится на сухогрузы, 44% - на наливные грузы. Географию морских перевозок определяет не столько сеть океанских и морских путей, сколько сеть портов, морских каналов, а также доступных для морских судов внутренних водных путей.

Мировой тоннаж морских судов ориентировочно составляет 430 млн. брутто-регистровых тонн (одна брутто-регистровая тонна равна 2,83 куб. м водоизмещения судна). Лидерами по морскому тоннажу являются Панама (72 млн. тонн), Либерия (65), Кипр (25), Япония (19). Значительным флотом располагают также Норвегия, США, Багамские острова, Великобритания, Италия и Франция- Тоннаж морского флота России - 15 млн бр. peг. тонн.

Такие страны, как Либерия, Панама, Кипр, Багамские острова, предоставляют свои флаги другим государствам, что позволяет владельцам этих судов платить меньшие налоги, более низкую заработную плату членам команды и иметь другие выгоды. Под такими «дешевыми» флагами ходит около трети судов мира.

В мировом грузообороте морского транспорта лидируют Япония, Китай, Великобритания, Италия, Франция.

Важной структурой морского транспорта являются порты, которые по своему назначению подразделяются на универсальные и специализированные. Крупнейшим универсальным портом мира является Роттердам (Нидерланды). Ежегодно этот порт принимает и отправляет около 280 млн. тонн грузов. Другими крупнейшими универсальными портами мира являются Тиба, Коббе, Нагоя, Токио (Япония), Нью-Йорк, Лонг-Бич, Филадельфия (США), Шанхай (Китай). Среди специализированных портов мира крупнейшими являются: наливные - Минаэль-Лхмади, Рас-Танура (Кувейт), Харк (Иран); угольные - Хэмптон-Роудз (США), Ньюкасл (Австралия), Дуоан (ЮАР); железнорудные - Тубаран (Бразилия), Торх-Хедланд (Австралия); фосфоритовые - Тампа (США), Касабланка (Марокко).

В целом 8 мире насчитывается более 2000 морских портов, большая их часть (70%) приходится на бассейн Атлантического океана. Однако по количеству перевозимых грузов с гонца 80-х годов XX столетия лидирует Тихий океан. Из 15 крупнейших портов мира 12 расположены на побережье Тихого океана. Меньшую роль в перевозках играет Индийский океан.

Особую роль в морском судоходстве играют каналы. Наиболее важные морские каналы: Суэцкий, Панамский и Кильский.

В развитии морского транспорта наметились следующие тенденции:

- интенсивно стареет мировой морской флот;

- прекратилось строительство супертанкеров из-за их высокой экологической опасности;

- в составе морского торгового флота увеличивается доля специализированных судов;

- транспортный процесс концентрируется на меньшем числе морских и океанских трасс, портов;

- крупнейшие порты вес чаще становятся международными распределительными центрами;

- обеспечивается более эффективное взаимодействие с другими видами транспорта

Речной транспорт, общая характеристика

Речной транспорт является одним из старейших видов транспорта. На его развитие оказывают влияние физико - географические и климатические условия, наличие естественных и искусственных водных путей (рек, озер, каналов, водохранилищ). В северных широтах работа этого вида транспорта подвержена сильному влиянию сезонности.

Мировой тоннаж судов речного транспорта составляет около 10% от морского. Протяженность внутренних водных путей более 550 тыс. км. Обширной системой внутренних водных путей располагает Западная Европа, главными речными магистралями которой являются системы рек Рейна и Сены. В Северной Америке главной речной системой являются Миссисипи - Огайо, здесь же существует уникальная система Великих озер. В Азиатских странах наибольшее значение принадлежит речным системам Китая (Хуанхэ и Янцзы), Индии (Инд и Ганг), стран Индокитайского полуострова (Меконг). В Африке важнейшими являются речные системы Конго, Нигера, Нила, Замбези.

Важнейшей составляющей внутренних водных путей являются искусственные водные пути, протяженность которых около 30 тыс. км. Среди важнейших можно упомянуть Береговой канал (США), Средне -германский канал, Беломоро -Балтийский, Волго-Донской и др.

Доля речного транспорта во внутренних грузовых перевозках стран представлена в табл. 1.

Таблица 1. - Доля речного транспорта во внутренних грузовых перевозках

 
Страны Доля речного транспорта в объеме перевозок, % Доля речного транспорта в грузообороте, %  
Россия 3,0 4,4  
Бельгия 19,1 17,1  
Финляндия 0,4 10,2  
Франция 4,1 3,4  
Нидерланды 3,2 43,5  
США 17,0 3,0  
       

Крупнейшие порты на реках не уступают морским по количеству принимаемых и отправляемых грузов. К таким можно отнести Чикаго, Толедо, Дунут, Детройт (США), Франкфурт-на-Майне, Мангейм-на-Рейне (Германия) и др.

В развитии речного транспорта наблюдаются следующие тенденции:

- снижение его доля в грузообороте среди других видов транспорта, особенно в развитых странах;

- все большее использование судов типа «река-море»;

- возрастающая роль речного транспорта во внешнеторговых перевозках;

- повышение грузоподъемности речных судов.

Речной транспорт - отрасль материального производства, осуществляющая перевозки грузов а пассажиров речными судами по внутренним водным путям.

Доля речного транспорта в грузообороте России составляет немногим более 3%. Речной транспорт обслуживает 68 республик, краев, областей и национальных округов, В крупные приречные города, такие, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород а другие, до 50% всех строительных материалов доставляется по воде.

Речной транспорт России располагает транспортным флотом общим тоннажем 13,6 млн. т, в том числе 2,0 млн. т тоннаж судов смешанного («река-море») плавания. Речной транспорт России имеет более 7000 судоходных компаний и более 30 тыс. судов, 110 грузовых портов, 100 пассажирских вокзалов и 500 павильонов. Промышленная база отрасли насчитывает 113 судоремонтных предприятий.

К гидротехническим сооружениям (ВВП) относятся судоходные каналы, плотины, шлюзы и транспортные судоподъемники.

Канал судоходный (КС) - искусственное русло правильной формы, устроенное обычно в открытой выемке, обеспечивающее судоходство по данному направлению, где ранее оно не осуществлялось либо вообще, либо для судов необходимых габаритов. Каналы по виду делятся на соединительные, обходные и подходные.

Соединительные каналы строят между судоходными реками, озерами и морями. Например, Волго-Донской канал соединяет реки Волгу и Дон; Беломоро-Балтийский канал соединяет Белое море с Балтийским через Онежское, Ладожское озера, реки Свирь и Неву.

Обходные каналы служат для обхода препятствий (порогов, водопадов, озер с тяжелым ветровым режимом, длинных извилин русла и т. п.) на основном водном пути. Например, каналы в обход Ладожского и Онежского озер.

Подходные каналы строят для подхода судов к предприятиям или населенным пунктам.

По типу судоходные каналы делятся на открытые и шлюзованные. Первые возводят при соединении водных путей, имеющих одинаковые уровни воды, вторые - при соединении участков, имеющих различные уровни воды, с помощью шлюзов, судоподъемников или промежуточных водохранилищ.

Наиболее крупными судоходными каналами на внутренних водных путях России сегодня являются:

Беломаро-Балтийский капал (включен в ЕГС) соединяет Белое и Балтийское моря. Введен в эксплуатацию в 1933 г. Общая длина 227 км. Из них 37 км - искусственные водные пути. В состав канала входят

Волго-Балтийский водный путь (включен в ЕГС) соединяет бассейн Волги с Балтийским морем. В состав Волго-Балтийского водного пути входят: Волго-Балтийский канал (в эксплуатации с 1964 г.). Онежское озеро, р. Свирь с двумя гидроузлами, Ладожское озеро пр. Нева. Общая протяженность пути - 1100 км.

Волго-Донской качая (включен в ЕГС) соединяет Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения. Длина канала 101 км. В эксплуатации с 1952 г., имеет 13 шлюзов.

Канал им. Москвы (включен в ЕГС) соединяет р. Москву с р. Волгой. В эксплуатации с 1937 г. Общая длина- 126 км. На протяжении канала имеется 8 водохранилищ и 10 шлюзов.

Плотина судоходная - искусственное гидротехническое сооружение, предназначенное для регулирования уровня воды в водоеме и пропуска паводка.

Шлюз судоходный - сооружение, состоящее из одной или нескольких камер и предназначенное для преодоления судами на плаву напора, образующегося в реке или канале между верхним и нижним уровнями. Перемещение судна от уровня одной камеры до уровня другой осуществляется за счет выравнивания в них уровня воды.

Транспортные суда

Морские суда подразделяются:

- транспортные (грузовые, пассажирские и грузопассажирские);

- промысловые;

- служебно-вспомогательные;

- суда специального назначения.

Грузовые суда делятся на сухогрузные и наливные, а сухогрузные, в свою очередь, на универсальные и специализированные; пассажирские суда на линейные и круизные; грузопассажирские суда занимают промежуточное положение между грузовыми и пассажирскими; промысловые суда подразделяются на добывающие и перерабатывающие.

По району плавания:

- суда неограниченного района плавания;

- суда ограниченного района плавания.

По типу энергетической установки:

- теплоходы (главный двигатель -внутреннего сгорания);

- турбоходы (главный двигатель - паровая или газовая турбина);

- электроходы (гребной винт вращает электродвигатель, а вырабатывает электрическую энергию двигатель иного типа);

- атомоходы (источник тепловой энергии для получения пара - атомный реактор).

Линейные размеры:

- наибольшая длина, м;

- наибольшая ширина, м;

- максимальная высота - расстояние от киля до самой высокой точки, м;

- осадка судна - расстоянии от нижней точки киля до ватерлинии, м.

Скорость судна измеряется в узлах (1 узел - 1 морская миля/час). 1 морская миля = 1852 м - длина дуги в 1 минуту на широте 44 градуса 30 минут или 10 кабельтовых.

Универсальные сухогрузные суда - для перевозки генеральных (штучных) грузов, грузоподъемность 4-8 тыс. т, иногда 14-18 тыс. т, скорость 14-18 узлов.

Суда для навалочных грузов (балкеры) - для перевозки сыпучих бестарных грузов, грузоподъемность 35-60 тыс. т, иногда 200 тыс. т, скорость 14-18 узлов.

Контейнеровозы - для перевозки грузов в контейнерах:

- первая группа - вместимостью 300 контейнеров в 20-футовом исчислении;

- вторая группа - 1000-1500 контейнеров;

- третья группа - более 2000 контейнеров;

Скорость таких судов - 16-30 узлов.

Суда с горизонтальной обработкой грузов - многопалубные суда для перевозки колесной техники и штучных грузов. Загрузка осуществляется через кормовые или носовые аппарели, своим ходом или погрузчиками. Внутри судна грузы с палубы на палубу перемещаются с помощью пандусов. Такие суда разделяют на так называемые «ло-ло» (погрузка-выгрузка с помощью погрузчиков); «ро-ро» (погрузка-выгрузка на колесах своим ходом или накаткой); «ро-ло» (погрузка-выгрузка комбинированная).

Лихтеровозы - специализированные суда, перевозящие баржи (лифтера) с грузом. Распространены суда типа «ЛЭШ». перевозящие по 40-90 лихтеров массой 370 т каждый, скорость в 8-22 узла. Другой тип лихтеровозов «Си-би» вмещает 26 или 38 барж грузоподъемностью по 1300 т каждая. Подъем лихтеров из воды и перемещение их по судну осуществляется подъемниками и тележками. Лихтеровозы вместо барж могут перевозить контейнеры. Особенность лихтеровозов - доставка грузов в мелководные и плохо оборудованные порты.

Рефрижераторные суда -- предназначены для перевозки скоропортящихся грузов. Грузоподъемность 10 тыс. т, скорость - 18-22 узла.

Танкеры-специализированные суда для перевозки пефги и нефтепродуктов.

Газовозы-специализированные суда для перевозки сжиженных газов.

Химовозы-специализированные суда для перевозки жидких химических продуктов.

Пассажирские суда - лайнеры вместимостью от 500 до 1500 человек. Скорость - 22-30 узлов.

Круизные суда вместимостью от 200 до 500 человек. Скорость -16-20 узлов.

Грузопассажирские суда занимают промежуточное положение между грузовыми и пассажирскими. К ним относятся паромы, грузовые суда, имеющие помещения для размещения пассажиров (12 и более человек), либо пассажирские суда, имеющие грузовые трюмы.

Речное судно - плавучее средство, специально предназначенное для перевозки людей, грузов или выполнения иных работ на воде.

Самоходное судно - судно, приводимое в движение силовой установкой.

Несамоходное судно - судно, не имеющее механической установки для самостоятельного движения.

Скоростное судно - любое самоходное судно, способное развивать скорость 35 км/ч и более.

Маломерное судно - судно, длина которого менее семи метров, а гребное независимо от размера.

Парусное судно - любое судно под парусом, в том числе с механическим двигателем, при условии, что последний не используют.

Плот - плавсредство, состоящее из бревен, труб и других предметов, соединенных между собой, в предназначенное для транспортировки по воде.

Буксирный состав - одно или несколько соединенных между собой судов, плотов и других плавсредств, буксируемых на тросе, включая судно, занятое буксировкой.

Судно на ходу - любое судно, если оно не стоит на якоре, не отшвартовано к берегу, причалу и не стоит на мели.

По мощности силовой установки суда речного транспорта подразделяют на шесть групп:

- маломерные суда - менее 55 кВт (менее 75 л. с.)

- суда первой группы - от 11О до 330 кВт (150-450 л. с.)

- суда второй группы - от 331 до 550 кВт (451-750 л. с.)

- суда третьей группы - от 551 до 850 кВт (751-1150 л. с.)

- суда четвертой группы - от 851 до 1620 кВт (1151-2200 л. с.)

- суда пятой группы- 1621 кВт и более (2201 л. с. и более).

По назначению речные суда подразделяются на:

- транспортные;

- служебно-вспомогательные;

- суда технического флота;

- промысловые;

- суда специального назначений.

К транспортным судам относятся:

- грузовые;

- грузопассажирские;

- пассажирские;

- буксиры и толкачи.

Транспортные суда по роду перевозимого груза подразделяют на:

- сухогрузные:

- наливные;

- комбинированные(сухогрузно-наливные).

Сухогрузные, в свою очередь, подразделяются на:

- универсальные;

- комбинированные;

- специализированные.

К специализированным судам относят:

- контейнеровозы;

- овощевозы;

- автомобилевозы;

- газовозы;

- суда для перевозки песка;

- суда для перевозки тяжеловесных грузов.

К комбинированным:

- сухогрузоналивные;

- баржи-площадки.

Большинство наливных судов предназначены для перевозки светлых и темных нефтепродуктов и сырой нефти. К пассажирским судам относятся:

- туристические (для перевозки туристов на большое расстояние);

- пассажирские;

- экскурсионные.

Пассажировместимость таких судов до 400 человек (спальных мест), длина до 135 м, скорость до 30 км/ч.

К судам технического флота относятся суда, предназначенные для технического обслуживания судов, портового хозяйства а водных путей:

- земснаряды;

- землесосы;

- плавдоки;

- плавкраны;

- суда для очистки акватории.

Литература

1. Волгин, В. В. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие / В. В. Волгин. - Москва: Дашков и Кє, 2009. - 457 с.

2. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки “Экономика” / А. М. Гаджинский. - Москва: Дашков и Кє, 2011. - 481 с.

3. Голубчик, А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А. М. Голубчик. - Москва: ТрансЛит, 2011. - 317 с.

4. Иванов, Д. А. Управление цепями поставок / Д. А. Иванов. - Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2010. - 659 с.

5. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: (теория, методология, организация) / И. А. Еловой, И. А. Лебедева. - Минск: Право и экономика, 2011. - 460 с.

6. Курганов, В. М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров: учебно-практическое пособие: для студентов высших учебных заведений / В. М. Курганов. - Москва: Книжный мир, 2009. - 512 с.

7. Курочкин, Д. В. Логистика: курс лекций / Д. В. Курочкин. - Минск: ФУАинформ, 2012. - 268 с.

8. Логистика: учебное пособие для студентов специальностей “Коммерческая деятельность”, “Маркетинг” учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / И. М. Баско и др. - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2007. - 431 с.

9. Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / В. И. Маргунова и др. - Минск: Вышэйшая школа, 2011. - 507 с.

10. Логистика: учебное пособие / Б. А. Аникин и др. - Москва: Проспект, 2011. - 405с.

11. Логистика. Продвинутый курс: для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. - Москва: Юрайт, 2011. - 734 с.

12. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / В. В. Дыбская - Москва: Эксмо, 2008. - 939 c.

13. Логистика складирования: учебник: по специальности 080506 “Логистика и управление цепями поставок” / В. В. Дыбская. - Москва: Инфра-М, 2012. - 557 с.

14. Моисеева, Н. К. Экономические основы логистики: учебник по специальности 080506 “Логистика и управление цепями поставок” / Н. К. Моисеева. - Москва: Инфра-М, 2010. - 527 с.

15. Неруш, Ю. М. Логистика: учебник / Ю. М. Неруш. - Москва: Проспект: Велби, 2008. - 517 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: