Сообщение о системе Золтана Кодаи.




Музыкальное воспитание подрастающего поколения в Венгрии достигло высокого уровня и привлекает к себе пристальное внимание во многих странах земного шара.

Система З.Кодая основывается на принципе всеобщности детского музыкального воспитания. Он утверждал, что музыка необходима для гармоничного развития человеческой личности, а не является предметом роскоши, без которой можно обойтись. Принципы этого выдающегося музыканта легли в основу принятой ныне в Венгрии системы музыкального воспитания и обучения. Весь процесс обучения строится на народно-песенном музыкальном материале. Кодай ввел в массовую венгерскую школу

метод «Тоника соль-фа».

Основные положения концепции З. Кодая:

– только активная музыкальная деятельность, только практика музицирования может явиться основой музыкального воспитания и способна привести к подлинному переживанию-пониманию музыки;

– единственным «инструментом» для музицирования, который доступен любому и каждому, является человеческий голос; пение – первое художественное проявление человека и к нему с особой силой взывает инстинкт человека, живущего в «нашу механизированную эпоху»;

– только коллективное пение, то есть хор, может привести к всеобщему музицированию, к совместному музыкальному переживанию и к чувству человеческой общности;

– ничто другое, кроме пения, не способно развить относительно звуковысотный слух, являющийся фундаментом музыкальности; пение a capella – школа для развития музыкальных способностей.

Необходимо помнить, что не всякое пение развивает музыкальный слух, музыкальность. Если все внимание сосредоточивается на певческих упражнениях и сольфеджио, когда все заботы направлены лишь на чистоту интонирования и когда пение не увлекает, не затрагивает душу и сердце, – польза, получаемая от вокально-слуховой работы, ничтожна. Самое существенное состоит в том, чтобы воспитать полноценное понимание музыкальной выразительности, развить эмоциональное восприятие музыки.

К. считал, что релятивная сольмизация активно развивает ладовое чувство, а ассоциации между слогом и звуком способствуют правильному интонированию, развитию внутреннего слуха.

К. придавал важное значение пению, т.к. оно активно развивает слух. Он говорил, что нельзя обучать ребенка игре на инструменте, если его слух не развит в пении. (Двухголосное пение вводится К. уже в 1 классе).

Главнейшими особенностями педагогической деятельности З.Кодая были несокрушимая инициатива, неутомимый энтузиазм, понимание, сколь важна в работе каждая мелочь, и демократической основной идеи, определявшей его педагогические устремления: музыка должна принадлежать всем!

Изучая исторические корни метода З. Кодая, важно обратить внимание на сходство основных его принципов с идеями других музыкантов-педагогов, и прежде всего таких, как реформатор немецкого музыкального воспитания Лео Кестенберг, организатор Международного общества по музыкальному воспитанию подрастающего поколения (ИСМЕ), который считал главной задачей педагогов претворение идеи воспитания человечности с помощью музыки и благодаря музыке.

Стремление к хоровому пению стало в Венгрии поистине всенародным. Базу массовой хоровой культуры составляют школьные хоры. Кодай поставил цель: музыкальная культура должна стать достоянием каждого гражданина. Средством для достижения этой цели является всеобщая музыкальная грамотность, умение петь по нотам.

В начальных классах с детьми 6–10 лет уроки музыки проводит учитель, преподающий все предметы. На преподавание предмета «музыка» в 1-м классе школы отводится по полчаса два раза в неделю, во 2–7 классах – по два часа в неделю. Кроме того, два часа в неделю ребята занимаются хоровым пением, а также два раза в неделю можно посещать оркестровые занятия. В 3–4-м классах есть возможность ознакомиться с музыкальной литературой и обучиться игре на каком-либо инструменте.

Среди общеобразовательных школ большое распространение получили средние школы с музыкальным уклоном. В 1–4-х классах музыке отводится шесть часов в неделю, в 5–7-х – четыре часа музыке и два часа – хоровым занятиям. В школах организованы также инструментальные классы: фортепиано, скрипки, духовых инструментов. Количественный состав музыкальных классов меньше обычных. Здесь также сокращен общеобразовательный цикл музыкальных предметов.

Два первых года обучение строится исключительно на венгерском музыкальном материале. При овладении основами музыкальной грамоты широко используются ручные знаки. Только прочно овладев основами релятивной системы, примерно с 10-летнего возраста, дети переходят к абсолютной системе, которые хорошо «ладят» одна с другой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-08-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: