КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА РФ




1. Виды субъектов РФ.

2. Конституционно-правовой статус республик в составе РФ.

3. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения.

4. Конституционно-правовой статус автономной области и автономного округа.

 

1. Виды субъектов РФ.

Все субъекты РФ, по объему их компетенции можно разделить на 3 группы:

1) Республики в составе России, которые могут принимать свои конституции, устанавливать, наряду с русским, свой государственный язык, иметь свои государственные символы: герб, флаг, гимн, иметь свое гражданство, которое, однако, не является гражданством другого государства, а гражданством РФ, поскольку права и свободы, а также ответственность регулируется на основе законодательных актов высшей юридической силы РФ.

2) Края, области, города федерального значения, которые принимают свои уставы, учреждают свои органы власти и могут иметь в своем составе автономные округа и область.

3) Автономные округа и автономные области. По их представлению может быть принят федеральный закон об автономной области, округе, находящемся в двойном подчинении (и у РФ, и у области или края, в составе которой они находятся).

Конституция РФ предусматривает возможность изменения состава Российского государства. Это может происходить следующими способами:

- Принятие в РФ субъекта со стороны.

- Образование в составе РФ нового субъекта, в результате объединения существующих, или выделение из существующих субъектов новые образования, или переход из одного вида субъекта в другой, изменение конституционно-правового статуса субъекта.

Изменение правового статуса субъекта и вхождение в его состав другого субъекта оформляется путем принятие федерального конституционного закона, но не в общем порядке законодательного процесса, а в специальном порядке. В этом случае, субъекты права законодательной инициативы вносят предложения о конституционной поправке в ст65 Конституции, содержащую перечень наименований всех субъектов РФ. Для принятия данной поправки необходимо квалифицированное большинство обеих палат федерального собрания.

 

2. Конституционно-правовой статус республик в составе РФ.

Специфика данного вида субъекта, каким является республика, является то, что согласно ч2 ст5 Конституции РФ, она определяется как государство, которое обладает всей полнотой всей государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся, в соответствии с Конституцией, в ведении федеральных органов государственной власти.

Первой отличительной чертой республики, является право иметь свою конституцию. Причем, утверждение основного закона республики в составе РФ, не требуется со стороны органов федеральной власти.

Согласно ст66 основного закона, статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики. Конституция республики имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению республик. Также как и федеральная Конституция, она принимается и изменяется парламентом или в ином, установленном республикой, особом порядке. В республиканских конституциях закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, организация и деятельность республиканских органов государственной власти и местного самоуправления. Устанавливается, наряду с русским, свой государственный язык, свои государственные символы и столица республики. Государственная символика, наименование республик зафиксированы в ст65 Конституции РФ и отражают национально-исторические традиции и дух нации, проживающей на этой территории. Конституцией устанавливается и территории республики, которая не может быть изменена без их согласия. Республика может иметь и внешнюю границу, отделяющую ее от иностранных государств. Внешняя граница, вместе с тем, является и государственной границей РФ. Она определяется международными договорами и соглашениями РФ с иностранными государствами.

Границей между республиками и другими субъектами РФ, могут быть изменены согласно ст38 Конституции РФ, с взаимного согласия соответствующих субъектов.

Второй отличительной чертой республики является то, что они имеют право устанавливать, согласно Конституции свои государственный язык.

Третья черта – граждане, проживающие на территории республики, являются одновременно и гражданами этой республики, т.е. наличие республиканского гражданства. Прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республики.

Четвертая черта – наличие республиканской собственности. Она включает в себя землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир и другие богатства, находящиеся на территории республики. Кроме того, в республиканскую собственность входят памятники истории и культуры, которые объявляются национальным достоянием этих республик. Однако, все вопросы пользования и распоряжения землёй и другими природными ресурсами регулируются законодательством РФ и законодательством республик в составе РФ. По взаимной договоренности, часть природных ресурсов может приобретать статус федеральных.

Пятым признаком является то, что республики обладают международной правосубъектностью, т.е. республики в праве выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать международные представительства и участвовать в деятельности международных организаций, но международная правосубъектность республик ограничена. Их деятельность не может противоречить Конституции РФ, ФЗ и федеративному договору. Международная деятельность республик контролируется высшими органами власти РФ.

 

 

3. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения.

Согласно Конституции, все субъекты РФ, являются государственно-территориальными образованиями, которым и придан статус субъекта. Особенностью краев, как отдельного вида, является то, что в отличии от области, они имели в своем составе автономные образования (за исключением приморского края). В подавляющем большинстве краев и областей, преобладает русское национальное население. В настоящее время, по закону, край и область качественно иное образование, нежели административно-территориальная единица, какой она была ранее. Конституционно-правовой статус краев, областей и городов федерального значения определяется 3ей главой Конституции РФ и федеративным договором, который включает в себя договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти соответствующих субъектов. Данные виды субъектов принимают свои уставы, законы и иные нормативно-правовые акты. Уставу края или области присущи все признаки Конституции. Данный акт занимает высшее место в иерархии нормативных актов данных субъектов. Устав принимается законодательным представительным органом края или области и вступает в законную силу в порядке, установленном субъектом федерации. На современном этапе, устав не нуждается в регистрации федеральными органами государственной власти.

Устав закрепляет конституционно-правовой статус субъекта, организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности, административно-территориальное деление и организацию местного управления.

Каждый данный субъект имеет или располагает свою территорию, которая не может быть изменена без их согласия. Каждый данный субъект образуют органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе конституции РФ и устава соответствующего субъекта, т.е. эти органы и являются органами государственной власти субъектов.

Отличительной чертой правового статуса края или области, является возможность вхождения в его состав другого субъекта РФ, автономных округов или автономной области.

Край или область, в состав которых входит автономный округ, представляет собой государственно территориальное образование, т.е. наряду с административно территориальной организацией, они имеют и другие национально-территориальные образования, которые являются субъектами РФ и одновременно составной, хотя и особой, частью края или области.

 

4. Конституционно-правовой статус автономной области и автономного округа.

Автономия является формой внутреннего самоуправления региона государства, имеющая особые права в сфере местного самоуправления, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам.

Виды автономии:

1)Территориальная.

Территориальная автономия означает определенную степень самостоятельности всех, или большинства, территориальных частей государства, независимо от состава населения.

2)Национально-территориальная.

Национально-территориальное автономное образование создается с учетом этнических, бытовых и других особенностей компактно проживающих групп населения.

3)Национально-культурная.

Национально-культурная автономия означает предоставление национальным меньшинствам не составляющим значительно компактных групп в населении, или вовсе разрозненном, живущим вперемешку с другими этническими группами, прав и возможностей использования своих культурных традиций, языка и религии.

 

Основной формой национально-государственных образований, в составе РФ, является автономный округ.

Автономный округ – это национально-государственное образование отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнографических групп крайнего севера, Сибири, дальнего востока.

Разновидностями территориальных автономий являются следующие округа:

- Бурятский

- Коми-Пермятский

- Корякский

- Ненецкий

- Таймырский

- Усть-Ордынский

- Ханты-Мансийский

- Чукотский

- Эвенкийский

- Ямало-Ненецкий

- Еврейская автономная область

Все автономные округа, по численности и структуре населения, не велики и многонациональны. Наибольший удельный вес коренной национальности в Ненецком автономном округе (около 17%), а наименьший в Ханты-Мансийском (1,5%).

Второй формой национальной государственности народов является автономная область (Еврейская автономная область), в соответствии с ФЗ. Кроме этой области, из округов, только Чукотский автономный округ считается, непосредственно, входящим в состав РФ. А остальные округа входят в состав края или области. Однако, это не означает, что автономные образования утрачивают элементы своего статуса как субъекта.

Конституционно-правовой статус автономных округов и области определяется Конституцией РФ и федеративным договором. Данные субъекты принимают свои уставы на основе которых, а также соответствующих уставов краев или областей, в составе которых они находятся, определяются их взаимоотношения.

Конституции и уставы автономной области и округов определяют предметы ведения автономной области и автономных округов. Часть из этих вопросов решается путем предметов совместного ведения.

Данные субъекты имеют право:

1)Принимать свои уставы, законы и иные нормативно-правовое акты

2)Иметь символику

3)Иметь свою территорию, которая не может быть изменена без их согласия

4)Образуют органы представительной, исполнительной и законодательной власти, которые функционируют на основе конституции, федеративного договора и уставов данных субъектов

5)Могут быть самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, а также соглашений с другими субъектами в составе РФ

6)Право, помимо своего устава, при необходимости иметь и специальный именной федеральный закон

7)Имеют своих представителей в совете федерации и избирают депутатов в государственную думу РФ

8)Могут входить в состав края или области, однако при этом, автономный округ не утрачивает обретенных им, в соответствии с Конституцией, государственно-правовых черт. Современные отношения между краем, областью и находящимся в их составе автономным округом, характеризуются тем, что они являются исключительно двухсторонними

10)Конституции РФ и уставы автономной области и автономных округов определяют предметы ведения автономной области и автономных округов, часть их них составляет предметы ведения автономной области и округов, а часть составляет предметы совместного ведения федерации и автономии

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: