Чудеса в Торе и в каббале (их природа и источник)




Предисловие

Сегодня набирает всё большую популярность учение каббала. Конечно, большинство почитателей этого учения знают о нём лишь поверхностно, не понимая ни его сути, ни происхождения. Для них это просто дань моде. Однако, это очень серьёзный вопрос, и он требует основательного анализа.

Каббала – не просто одно из учений. Давайте отрешимся от узко-категоричной классификации терминов и будем смотреть в корень вопроса. Каббала – это образ мышления, жизненная философия, перевернувшая всю парадигму человечества за последние 150 лет. Она проникла во все сферы человеческой деятельности, наложив гуманистический отпечаток; повлияла как на величайших интеллектуалов и философов, так и на простонародье. Особенно влияние каббалы распространилось на культуру, искусство и сферу образования.

Не будем детально останавливаться на происхождении, истории развития учения. Цель этой статьи – анализ концепции самого учения. Но всё же несколько слов об исторических корнях следует сказать.

Существует два взгляда на этот вопрос. Одни (их представитель Михаэль Лайтман) утверждают, что каббала – древнее халдейское учение, не имеющее ничего общего с иудаизмом. Другие (их представляет Ашер Кушнир), наоборот, считают каббалу исконно еврейской традицией, неотъемлемой частью иудаизма, и даже более того: самой его сутью, высшим уровнем понимания Торы. Лайтмана Кушнир считает псевдокаббалистом, самозванцем. Однако, следует заметить, что не существует «настоящей» и «поддельной», «хорошей» и «плохой» каббалы. И доказательством этого мы и займёмся в этой статье.

С первым взглядом на происхождение каббалы можно полностью согласиться (и это единственное, в чем можно согласиться с Лайтманом). Каббала – действительно не иудаизм. Второй же взгляд – опаснейшая ложь, от которой необходимо спасать, прежде всего, самих иудеев. Каббала и иудаизм – два диаметрально противоположных учения. Проникнув в иудаизм, переплетясь и сросшись с ним, каббала основательно его отравила. Большинство современных, так сказать, официальных представителей иудаизма отождествляют иудаизм с каббалой. Это одна из причин, почему многие, видя вредоносность каббалы, отвергают вместе с ней и Библию, огульно называя «всё это» «жидовством». Да, именно каббала – основная причина антисемитизма.

Итак, цель этой статьи – навсегда отделить иудаизм, происхождение которого – от Самого Бога, от каббалы – смертоносной ереси.

Эта книжечка написана популярным языком. Поэтому, если ты, читатель, относишься к тем, кто никогда не вникал в эти вопросы, умоляю тебя, не отбрасывай её. Мы не будем углубляться в дебри каббалы, а поговорим об общих принципах. Если смотреть в суть вопроса, всё оказывается гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Это вопросы первостепенной важности, касающиеся всех без исключения, как иудеев, так и не иудеев, как религиозных, так и нерелигиозных.

Некоторые вопросы разбиты по разделам лишь условно, для удобства восприятия. Поэтому все разделы можно понять только в тесной взаимосвязи.

 

Каббала и Танах

"Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении". (Йешаягу/Исайя 2:6)

"И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, — так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены". (Йешаягу/Исайя 28:13)

"Как вы говорите: «мы мудры, и закон Господень у нас»? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь.

Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?" (Йермиягу/Иеремия 8:8-9)

 

Танах – это еврейское наименование Священного Писания, сборник всех канонических книг. Танах – это «Ветхий Завет» в христианской Библии.

Для иудеев обращение к халдейскому оккультному учению, по сути, означает возврат туда, откуда Бог вызвал их предка Авраама, - в землю язычества и идолопоклонства. Это добровольное вавилонское пленение. Но сегодня дело обстоит сложнее и запутаннее, так как каббала скрывается под маской иудаизма (терминология, символика из Торы). Но, всё же, обратившись к Писанию, можно разобраться в этой проблеме.

Для начала необходимо настоять на одном важном принципе. Никакое истинное толкование Писания, никакой «глубинный смысл» не может противоречить тому, что написано на поверхности Писания. Если мы думаем, что Бог скрыл, зашифровал в Писании нечто противоположное прямому смыслу текста, мы обвиняем Всевышнего в лукавстве. Сложнейший уровень понимания Писания должен действительно раскрывать его смысл, суть, а не противоречить ему.

Например, в тексте написано не поклоняться звёздам. Если же «более глубокое» толкование разрешает это, то такое толкование следует признать исходящей от лживой трости книжника и отвергнуть. Существуют противоречия кажущиеся, но подобные приведённому выше – подлинные противоречия. На этом принципе мы и будем строить дальнейшие рассуждения.

Так вот, каббала как раз идет вразрез с учением Писания. Слово Божие поистине бездонно. Однако, исследуя его, углубляя и расширяя наше понимание, будем сверяться с простыми истинами, четко, конкретно и доступно изложенными Господом; доступными как мудрецам, так и простакам, как взрослым, так и детям. И будем помнить, что начало мудрости – страх Господень!

«Заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно [было] говорить: «кто взошёл бы для нас на небо и принёс бы её нам, и дал бы нам услышать её, и мы исполнили бы её?» И не за морем она, чтобы можно [было] говорить: «кто сходил бы для нас за море и принёс бы её нам, и дал бы нам услышать её, и мы исполнили бы её?» Но весьма близко к тебе слово сие: [оно] в устах твоих и в сердце твоём, чтобы исполнять его». (Дварим/Второзаконие 30: 11 – 14)

Уровень познания, его глубина у двух людей могут быть разными. Но если оба они признают безоговорочный авторитет Писания; исследуют его не свысока, а в смирении и почтении, - они будут согласны друг с другом. По крайней мере, в главных основоположных вопросах, они обязательно сойдутся; противоречий не будет.

Итак, примем же за основу, за эталон Танах, и не будем преклоняться перед толкователями, какими бы авторитетными они ни были! Не будем бояться такого рода сомнений! Человеку свойственно заблуждаться. И чем умнее человек, тем его заблуждение изощреннее и опаснее. Это сомнение в людях, а не в Боге. Беда многих честных, искренних иудеев в том, что им с детства навязывают понимание Торы сквозь призму талмудических толкователей. Даже если бы все мудрецы Талмуда говорили истину (кстати, нельзя обобщать всех авторов Талмуда; многие из комментаторов и толкователей Торы - глубоко богобоязненные, знающие Бога люди), этот подход в корне неверный, так как ставит человеческое понимание выше самого Писания и исключает личное непредвзятое исследование и изучение Торы. Все мы склонны преклоняться перед авторитетами. «Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение. Не многолетние только мудры и не старики разумеют правду». (Йов 32: 8 – 9)

Теперь приступим непосредственно к каббале.

Вызывает подозрения тайный характер учения. Что бы ни говорили каббалисты о боязни перед возможностью попадания учения в руки злонамеренных людей, это не ответ на вопрос. Если цель учения – привести людей к Богу (а только это и должно быть целью истинно ценного учения), то какой же вред может оно нанести в случае его широкого распространения? Могут сказать: «Но ведь учение можно исказить». Конечно, можно. Любая ложь – это искаженная или извращенная истина. Так что же теперь, не говорить истины? Если же цель учения – не поклонение Богу, а получение тайного знания для обретения превосходства над другими, могущества и власти – тогда такое учение не имеет ничего общего со Священным Писанием.

Характер учения Танаха – открытый, а не тайный. Можно привести множество цитат, но ограничимся несколькими. «Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: «напрасно ищете Меня». Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину. Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов». (Йешаягу/Исайя 45:19-20)

«Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания» (Мишлей/Притчи 8: 1-12)

«Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной, — и простые и знатные, богатый, равно как бедный. Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего — знание». (Тегиллим/Псалом 48 (49):1-4).

Иногда Господь повелевает сокрыть что-либо из открытого Им, до времени. «Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно; но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам»» (Даниэль/ Даниил 8:26) Однако, Даниил не организовал вокруг себя общество тайноведцев.

Выдвигают ещё возражение. «Разные люди находятся на разных уровнях, интеллектуальном и нравственном. То, что можно говорить одним, другим нельзя, так как они не в состоянии воспринять. Например, детям никто не преподает тригонометрию. Также и с каббалой. Чтобы её изучать, необходимо сначала достичь определенного уровня». Но это возражение имеет место только при том условии, что Тора и каббала – действительно одно учение. Анализом этого вопроса мы и займемся в следующих разделах.

 

О сотворении мира

«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» (Мишлей/Притчи 8: 22-31)

«Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?» (Йешаягу/Исайя 40: 21)

«И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». (Берейшит/Бытие 1:31)

«Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Тегиллим/Псалом 32 (33):9)

В этом разделе мы не собираемся замахиваться на исчерпывающее толкование о сотворении мира. Цель этой главы другая: в свете Танаха опровергнуть некоторые туманные каббалистические представления (вернее было бы сказать: общую концепцию) по этому вопросу.

Бог никогда никому не открывал подробностей, картины, механизма, «технологического процесса» творения. Минимум по двум причинам. Во-первых, творение не способно, в силу своей ограниченности, воспринять и постичь такие истины, уходящие корнями в безграничное. Эти процессы начинались, зарождались в Самом Творце, а потому для нас всегда будут непостижимыми. Не существует даже способа (даже для Бога) или языка для передачи подобной информации нашим языком.

Во-вторых, эта информация (будь возможной её передача) не принесла бы нам пользу, но один лишь вред. Это лишило бы нас приличного и подобающего нам, как творению, почтения и преклонения перед Творцом, поставив нас (в нашем сознании) чуть ли не наравне с Богом. «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего». (Дварим/Второзаконие 29:29)

Всё, что нам нужно и можно знать о сотворении мира, написано в Танахе. Кроме книги Бытия, описание творения дается в Псалмах, книге Иова, притчах; кое-что есть у пророков. Всё, что больше этого – опасно. Это искушение всезнанием от змея. Однако, именно это мы и находим в каббале.

Сокрытое принадлежит Господу. Давайте не посягать на это. Но каббала практически не оставляет Богу ничего сокрытого.

Лайтман участвовал в съезде ученых по квантовой механике, и они пришли к консенсусу. Это доказывает тождественность взглядов современных ученых и оккультистов. Да, Кушнир – не Лайтман, а каббала – не наука (об этом несколько позже). Но всё же, давайте проследим, не существует ли связи, чего-то общего в каббале Лайтмана с традиционной «ортодоксальной» каббалой. В Талмуде говорится, что этот мир – не первый; ему предшествовали другие миры, которые Бог творил и разрушал. Согласитесь, эта картина создает впечатление того, что Бог не всемогущ и не всеведущ. Ему нужны эксперименты. Это не Бог Библии, «Который сказал – и сделалось, повелел – и явилось», а «великий архитектор вселенной» масонов. (Всё выше сказанное не означает, что Бог не использовал технологию творения, как будто Он просто сказал «да будет то-то и то-то», и оно как-то само собой образовалось. Нет, он всё просчитал, расчислил и выверил. Есть множество мест в Танахе, говорящих об этом. Но всё это Бог совершил без ошибок и с первого раза).

Далее, такой взгляд представляет нашу вселенную восставшей на руинах прошлого мира, что наталкивает на мысль: хаос предшествует порядку. Не похоже ли на «современный» «большой взрыв»? Эволюционная концепция: от беспорядка к порядку, от хаоса к совершенству. Или напрашивается идея о вечности материи, единстве Творца и творения, цикличности разрушения и созидания (всё, как у Лайтмана). Сама собой приходит мысль, будто разрушение – необходимый технологический элемент творения. Кстати, аналогичные идеи можно найти в любой языческой мифологии.

Нет, концепция Писания прямо противоположна. Бог сотворил вселенную с первого раза без экспериментов и разрушений. «В начале» - это самое начало. И после завершения творения сказал: «Вот, всё хорошо весьма». Смерть и разрушение вошли в мир в результате греха. И теперь вселенная и всё, что в ней, не развивается, а угасает, направляясь к смерти.

Такие теории представляют Творца неудачником. У Него не получилось всё с первого раза. А так как, читая Писание, человек не находит никакой информации о первых мирах и их разрушении, у него возникает мысль: «Бог захотел скрыть Свои неудачи. Как минимум, человек засомневается в честности Бога. Этого уже достаточно дьяволу. С сомнения и началось грехопадение.

Вселенная представляет собой не незавершенное творение, находящееся в процессе совершенствования, а разрушенное завершенное творение. Нынешнее состояние вселенной представляет собой не первый, и даже не нулевой уровень развития, а минус первый. Грех – это не несовершенство. Грех вошел в мир человека на стадии, когда уже совершенное творение должно было подняться выше статуса твари. Когда человек должен был стать сыном Божьим и стать подобным Богу, как этого хотел Бог. Но змей увлек человека на незаконный путь.

Грехопадение человека

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь». (Берейшит/Бытие 2: 16 – 17)

«И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». (3:4-6)

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». (3:22-24)

«Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы». (Когелет/Екклезиаст 7:29)

Приведенных цитат из первой книги Торы вполне достаточно, чтобы уяснить: в Эдене произошла трагедия, катастрофа. Писание не оставляет сомнений в этом. Однако каббала трактует это событие совершенно иначе.

По Лайтману, это не то что не катастрофа, это, наоборот, необходимый этап в творении, развитии человека. Бог намеренно погрузил человека во зло, чтобы дать ему стимул (или даже «завод», «заряд») стремиться к совершенству. Погружение во зло – это как оттягивание тетивы лука. Без зла якобы невозможно познать добра. Эту идею подхватили некоторые «христианские» секты, например мормоны. Они учат, что грехопадение человека было необходимым для того, чтобы размножить человека. Есть мнение, что время обусловлено энтропией.

Кушнир так не говорит. Но он также не видит в событии грехопадения катастрофу. Всё, дескать, лишь осложнилось. Развитие истории пошло менее совершенным путем. Могло бы быть лучше, но, в принципе, ничего страшного.

Давайте, однако, еще раз взглянем на текст Торы и ответим на несколько вопросов.

Что же все-таки произошло? Человек только усложнил себе жизнь или действительно погиб? Он всего лишь заболел или действительно умер?

Мы смотрим на видимое. Человек не упал замертво, значит он жив. Но ведь написано: «В день, в который вкусишь от дерева познания добра и зла, смертью умрешь». Значит, по Писанию, Адам действительно умер. Бог не шутил и не пугал. Он предупреждал о неизбежном следствии.

Как же похожи каббалистические теории на заверения змея «нет, не умрете»! Каббалисты исповедуют идею реинкарнации и постепенного очищения человека. Нет ни намека на это во всем Писании.

Но самый большой интерес вызывает вопрос: кто же все-таки этот змей? Согласно Писанию, это мятежник и враг Божий. «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней». (Йешаягу/Исайя 14: 12 – 15) Но по каббале, он Божий слуга, исполняющий задание «создать препятствия человеку» для блага последнего.

Если так, то Бог лукавил, разыгрывал театр перед Адамом, проклиная змея. Это прямое богохульство. Однако, не желая открыто назвать Бога лжецом, многие либеральные «толкователи» весьма находчиво обращают описание эдемской истории в притчу. Но текст Танаха всегда сам показывает, где притча, а где описание исторических событий.

Это скользкий путь. Стоит засомневаться в историчности одного эпизода, засомневаешься и в другом, и в конце концов, толкование Писания станет настолько вольным, что отменит само Писание. На каждую истину, каждую фразу Писания будет приходиться толкование: «это следует понимать так-то и так-то». Такой подход к Писанию ставит человеческое понимание выше самого Писания; вместо того, чтобы свое понимание подгонять под Писание, Писание подгоняется под понимание.

 

Вернемся к нашему вопросу. Из всего выше сказанного может сложиться впечатление, будто человек погиб без всякой надежды на спасение. Нет, Бог еще до сотворения человека, предвидя грехопадение, предусмотрел план спасения.

Однако об этом позже. Сейчас же поставим точку: человек не заболел, а действительно умер. Сорванный цветок, поставленный в вазу, еще сохраняет признаки жизни, но он уже мертв. Так произошло и с человеком. А значит, не может быть и речи о каком-либо исправлении или очищении человека через закон либо через страдания. Человек мертв. Он нуждается не в совершенствовании, а в воскрешении. «Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать». (Когелет/Екклезиаст 1:15) «Если упадёт дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадёт». (11: 3)

 

Теперь поговорим о том, в чем же заключалось искушение змея; что обещал змей человеку, чем привлек внимание Евы.

Во-первых, он вызвал недоверие к Богу, намекнув на то, что Бог запрещает есть плоды с дерева познания совсем не ради блага человека. Дескать, Бог ограничил вас; недодал добрую часть существенных благ. Во-вторых, змей привлек идеей иного, более легкого и быстрого способа, пути достижения счастья, нежели предлагает Бог. Ничего такого, чего не имел в планах Бог относительно человека, змей не предложил. Бог желал возвысить человека до богоподобия, но Своим способом, единственно верным.

В-третьих, он посулил независимость от Бога, самостоятельность, самодостаточность. С грехом в человека вошла дьявольская мятежная природа, и теперь человек считает такую «независимую» от Бога жизнь свободой, а подлинную свободу – подчинение, послушание Богу – рабством.

Итак, что мы видим? Каббала – это учение того же самого змея. Это утверждение «нет, не умрете». Это призыв идти по иному пути, хотя и замаскированному под Божий путь. Не напоминает ли всё это Вавилонскую башню – попытку достичь неба собственными усилиями и собственным способом? И неудивительно: учение ведь родом из Халдеи.

Каббала – это контрабандный путь к дереву жизни, которое охраняется херувимом (керувом) от посягательств.

Бог закрыл человеку доступ к дереву жизни, но каббала учит, что он открыт. Связь Творца с творением в лице человека разорвана; но каббалисты говорят обратное, рисуя схемы Божеской взаимосвязи с творением, распространения в мир Божьих благ. Эта схема и называется в каббале деревом жизни.

Вы можете возмутиться: «Разве в Танахе не сказано, что Господь живит Свое творение, снабжает всем необходимым, ибо вовек милость Его? Да и как же мы до сих пор живы, если Бог не питает нас?» Я не спорю с этим. Но вспомните, что Бог объявил, что земля проклята, а человек мертв. Безусловно, в Писании нет противоречий. Но этот вопрос мы рассмотрим в следующих разделах. Здесь укажем только тот факт, что человек больше не стоит, подобно Адаму, на перекрестке между добром и злом. Как уже говорилось о творении, человек не в нулевой позиции, а в минус первой, и даже ещё ниже. Он безнадежен сам по себе. И беда человека в том, что он не признает своей греховности, своего падшего состояния, переоценивая себя. И в этом сила дьявольской лжи, действующей через человеческое самолюбие. Ибо только признав истинное положение вещей, мы можем обрести свободу. Покуда мы во лжи – мы в рабстве.

Но что же, всё-таки, насчет времени и энтропии? Писание ясно говорит, что время присутствовало в мире до грехопадения. Бог сотворил светила "для знамений, и времен, и дней, и годов". Логика тех, кто верит в теории, будто энтропия является причиной времени, ясна. Время (в противовес вечности) имеет начало и конец. Конец, думают они, - это смерть. Следовательно, бессмертный Адам не мог жить во времени. Однако, конец бывает разный. Почему обязательно смерть? Конец времени мог быть совершенно безболезненным; просто переходом в вечность. Временной отрезок дан был человеку, чтобы он размножился, а также сделал выбор между добром и злом.

 

Добро и зло

«Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!» (Йешаягу/Исайя 5:20)

«…А они ночь хотят превратить в день, свет приблизить к лицу тьмы». (Йов 17:12)

«Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им». (Дварим/Второзаконие 30:15,19-20)

«Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев? Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя». (Амос 5:25-26)

Вопрос добра и зла – один из сложнейших. Трудно подобрать слова, чтобы подступиться к этой обширнейшей теме. Поэтому лучше всего начать с очередного обращения к эдемской трагедии. Змей соблазнил Еву ложью о том, будто Бог утаил часть благ от человека. «Бог утаил» - вот главная мысль каббалы. (Многие возмущаются тем, что мир несправедлив и обвиняют Бога. Но где они берут эталон справедливости? Не в Боге ли? Но человек ослеплен дьяволом и не видит этой элементарной вещи). «Вам известно только добро, но это лишь половина необходимого вам. Есть еще зло, без которого вы не сможете развиваться и достичь богоподобия» - вот что придумал лжец и отец лжи дьявол. И мы проследим, как эта мысль стала ключевой в гуманистической философии. Эта мысль проходит красной нитью проходит через всё учение каббалы.

Зло – трещина в мироздании. Но дьявол поставил цель возвести его в статус камня. Эта философия представляет сатану равным Богу. Это и есть истинная цель каббалы.

Чтобы сразу расставить всё по местам, уясним истинный смысл дерева познания добра и зла. «Ведь его посадил Сам Бог! Как же вы говорите, что Бог не создавал зла?» - спросите вы. Божий план заключается в том, чтобы сотворить существо, способное свободно – не принужденно и не автоматически (подобно безвольному роботу), но по доброй воле – избрать Бога и подчиниться Ему. Тогда человек познал бы высшее благо. Однако, сотворение такого существа требовало предоставления последнему возможности воспротивиться заповеди Божьей. Человеку был предоставлен выбор между двумя этими путями. Первый путь – согласие с волей Божьей – был представлен деревом жизни. Второй путь – самостоятельность, своеволие, сепаратизм – деревом познания добра и зла.

Заметим, что добро можно было получить только через дерево жизни. Дерево же познания добра и зла, несмотря на содержащееся в его названии «добро», несло только зло и смерть. (Интересно отметить, что дерево жизни называется не деревом познания жизни, а дерево познания добра и зла – не деревом добра и зла.)

Человек выбрал последнее дерево. И самый большой обман змея теперь в ограничении человека этим деревом. Человек ищет, что добро и что зло, находясь на дереве познания! Таким образом, он ищет добра там, где его нет, и совершает выбор между ложными антагонизмами. По большому счету, не имеет значения, что выберет человек, так как находясь на неверном пути, человек может совершить только неверный выбор.

Обладать благами, но независимо от единственного Источника всех благ – вот какой идеей заманил змей человека в ловушку.

Дерево познания добра и зла – под проклятием, и Адам, съев от него плод, сам попал в зону проклятия, смерти и отлучения от Бога.

 

Каббала рассматривает вопрос добра и зла в нескольких аспектах, объединенных одной идеей.

1. Бог – высшее благо (добро). Он распространяет Свой свет на творение. Зло понимается как текущая недостача добра. Это временное явление, так как творение еще продолжается. Это подобно постепенному нагреванию помещения от очага. Или зло понимается как «побочный эффект» творения, «отходы производства» вселенной. В этом смысле зло – неизбежный этап в «технологии» творения.

2. Добро и зло рассматриваются как фундаментальные составляющие вселенной. В мире всё дуально. Протон и электрон. Огонь и лёд. Мужчина и женщина. Горе и радость. Любовь и ненависть. Жизнь и смерть. Добро и зло… Движение и развитие возможны лишь при наличии противоположностей. Добро и зло - относительные понятия. Это просто различные элементы вселенной, у каждого из которых своя функция. Необходимо, чтобы был баланс между добром и злом. Тогда всё будет хорошо.

3. Добро и зло как различные фазы круговорота жизни, всех процессов, происходящих во вселенной. Эта идея выражается символом кольцеобразного дракона, поедающего свой хвост. Это бесконечный цикл, который условно можно изобразить синусоидой, где экстремумами будут жизнь и смерть.

4. Зло как установленное Богом препятствие, созданное для закалки человека, его воспитания. Человек решает, послужит ли это препятствие ему во благо, то есть возвысит человека, или же поспособствует его поражению. Здесь уже появляются каббалистические трактовки абсолютных понятий добра и зла.

Хотя к философии Кушнира относится только последний тезис (а мы анализируем именно каббалу Кушнира), проанализируем все перечисленные заявления, так как у них много общего.

Что касается первого утверждения, то оно не стоит многих слов. Выше уже были приведены цитаты о мгновенности творения («Он сказал – и сделалось, повелел – и явилось», а также: «И увидел Бог все, что Он создал: и вот хорошо весьма»). Бог всесильный и всеведущий. Он творит сразу без недостатков, изъянов, недочетов и брака. Кстати, существует коренное различие между браком и деталью, просто не прошедшей ещё весь цикл обработки. (Заметим также, что хаос, описанный в Берейшит 1: 2, представляет собой именно заготовку творения, а не разрушенное предыдущее творение, как считают многие). Такая же разница и между злом в истинном смысле и злом, как его представляет этот взгляд.

Такой взгляд очень удобен. Он позволяет рассматривать порок как недооформленную добродетель.

Перейдем к дуализму. Здесь произошла тонкая дьявольская подмена. Относительные понятия, такие как «плюс» и «минус» электрического заряда, смешались с абсолютными – добро и зло, жизнь и смерть. Между ними нет ничего общего. Противоположности действительно присутствуют в природе и являются одним из движущих механизмов. При разделении электролита на две группы ионов; при отделении электрона от ядра атома высвобождается заряд или поле, стремящееся вернуть элементы в исходное положение. Эту энергию используют, направляя в нужное русло. Источник, вернее, генератор тока – это разделитель зарядов.

Иные противоположности действительно уравновешивают друг друга. Например, центростремительная и центробежная силы удерживают планету на орбите и электрон на орбитали. Эти схемы придуманы Творцом. В них нет противостояния, или вражды.

Но не так с добром и злом. Если следовать аналогии с последним примером, то добро – это равномерное движение по орбите, а зло – преднамеренное смещение с нее. Если вернуться к примеру с электролитом, то аккумулятор с его «плюсом» и «минусом» - добро; зло – это когда кто-либо ударит по нему молотком. Видите разницу? Иначе говоря, добро – это служение творения Творцу; пребывание на месте, отведенном Творцом, исполнение отведенных функций. Зло – уклонение от них. (Здесь мы подходим к ключевому вопросу добра и зла: свободная воля). Если зло - такая же составляющая вселенной, как "минус" батарейки, то какое есть основание называть его злом? С таким же успехом можно называть руку добром, а ногу злом.

Философия дуализма находит отражение в сегодняшней политике – демократии. Еще сто лет назад в большинстве государств было единовластие – монархия. И государства были поистине сильными. Но масонская пропаганда навязала идею о необходимости оппозиции в правительстве. Что это, если не идея сатаны, пытающегося убедить нас в том, что он просто необходим в своей теперешней сущности мятежника и врага Бога?

Эта философия нашла пристанище в современной науке. Теории о происхождении мира и его строении, устройстве, в большинстве своем, каббалистичны. Например, не существует никакой антиматерии. Всё это пропаганда. Зло и добро не составляют симбиоза, как пытается убедить нас сатана. Нет, зло - это паразит.

Каббалисты могут сослаться на Танах. «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это». (Йешаягу 45:7) «Кто это говорит: «и то бывает, чему Господь не повелел быть»? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?» (Эйха/Плач Иеремии 3:37-38) Это, вроде как, подтверждает мнение о дуалистичности мироздания, якобы происходящей из дуальной природы Самого Бога. Однако, эти места вовсе не говорят об этом.

Во-первых, они говорят о том, что «нет мудрости, нет разума и нет совета вопреки Господу» (Пр. 21:30). Иными словами, ничто не происходит вне контроля и ведения Бога. Для Бога нет неожиданностей.

Во-вторых, Божьи действия, описанные у Исайи, обусловлены сегодняшними реалиями. Вселенная в состоянии войны. Войну объявило творение, а не Бог. И все эти бедствия, творимые Богом – для призыва капитулировать, для блага самого же творения.

Мятеж творения – прежде Люцифера и его сторонников, потом последовавшего за их примером Адама – вот причина зла согласно Писанию.

Заметьте, что Бог говорит: «Избери добро, избери жизнь», а не «балансируй между добром и злом». Последней фразы вы не найдете нигде в Танахе. Все вы видели эмблему дуализма «инь-янь». Так вот, эта змеевидная, s-образная дорожка посередине круга – путь в преисподнюю. «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их – путь к смерти». (Пр. 14:12). Весь баланс – в добре. Не сама ли природа учит, что вся гамма цветов – в белом, тогда как черный - вовсе даже не цвет? Черный – это отсутствие цвета вследствие поглощения всех лучей и не отражения их.

Эмблема «инь-янь» - символ дерева познания. Еще раз: «добро» с этого дерева – не добро, а всего лишь приманка, чтобы отвести человека от Бога; украденная сатаной с дерева жизни. Истинное добро – с дерева жизни – от Самого Бога – и влечет к Богу, «добро» с дерева познания отдаляет от Бога, делая человека самодостаточным в собственных глазах.

Такой же смысл несет и так называемый «Маген-Давид», или гексаграмма. Треугольник вершиной вверх и треугольник вершиной вниз символизируют единство и борьбу противоположностей, равноправие добра и зла. Эта звезда не имеет никакого отношения к царю Давиду. Это звезда Ремфана (или Кийуна)! Вот что на флаге Израиля! Несложные дальнейшие логические заключения приведут нас к следующему: предоставление злу равных прав с добром существует только на бумаге. Тотчас, когда зло получает право на существование, добро капитулирует. «Середина» между добром и злом – это сегодняшний либерализм. Однополые браки, узаконенный сатанизм – вот результат этой политики.

Дуалисты приводят пример о свойствах вещества. Яд может убить, а может вылечить. Это доказывает, что во всем содержится и добро, и зло. Но это лишь при поверхностном взгляде. Вещество само по себе нейтрально. Добро или зло появляются, когда над ними совершает действие внешняя сила, воля: Бог, человек или дьявол. Тогда, в зависимости от количества вещества, способа и случая его применения, оно может быть либо лекарством, либо ядом. От этой истины не уйти: воля – ключевой элемент в вопросе добра и зла. Лайтман говорит: «Боль – понятие относительное. Нервные окончания для восприятия боли и приятных ощущений – одни и те же. Всё зависит от силы раздражителя». Это так. Но повышенная сила раздражителя – не причина страданий, а следствие преднамеренного действия. Можно, конечно, сказать, что причина боли в конкретной ситуации – перелом руки. Но причина перелома – падение, а причина падения – намеренная подножка. Только не говорите, что бывают падения без подножек. Мы сейчас говорим об истоках зла, и о том, что за происхождением зла стоит личность – дьявол. И то, что мы сегодня уже не ассоциируем категории добра и зла с личностями – одна из наибольших побед сатаны. Эти категории стали безликими



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: