Виды правовых актов исполнительной власти




Понятие и виды правовых актов государственного управления

Понятие и юридическое значение нормативных правовых актов управления

 

Правовой акт управления – это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

Правовой акт управления имеет следующие основные черты:

· издается с соблюдением официально установленных правил в интересах реализации задач и функций исполнительной власти;

· может быть принят по вопросам только управленческим в собственном смысле этого понятия, по вопросам деятельности исполнительной власти;

· это юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти;

· обязателен для исполнения адресатом, императивен;

· направлен на установление правовой нормы или служит юридическим фактом, порождающим, изменяющим, прекращающим административно-правовые отношения;

· подзаконен – всегда должен соответствовать действующему законодательству;

· может быть опротестован или обжалован в предусмотренном законом порядке;

· несоблюдение или ненадлежащее исполнение юридически властных предписаний, закрепленных в правовом акте, влечет юридические последствия правоохранительного характера.

 

Правовой акт государственного управления может содержать в себе норму права, т. е. быть актом нормотворчества (например, акт Правительства об утверждении Положения о министерстве или ведомстве).

Правовой акт может быть актом применения права, т. е. актом правоприменительным (например, постановление Правительства о назначении заместителей министра, приказы о применении мер поощрения или мер ответственности к конкретным лицам).

Правовой акт государственного управления является в определенных законом случаях условием действительности других правовых актов – гражданско-правовых, финансовых и других, например, согласно законодательству, уставы вновь создаваемых предприятий, общественных объединений граждан подлежат государственной регистрации и только после этого организации, чьи уставы регистрируются, приобретают свой правовой статус.

 

Правовой акт государственного управления может послужить основанием для принятия других правовых актов управления, например приказ министра принимается на основе правительственного постановления, приказ руководителя структурного подразделения министерства принимается на основании приказа министра и т. д.

Правовые акты государственного управления действуют в системе всех государственных актов, и здесь нередко возникают вопросы о соотношении актов управления с другими актами – представительной власти, правосудия и т. д. Вопрос этот решается на общем основании соотношения видов государственной деятельности.

 

Виды правовых актов исполнительной власти

 

Большой контингент субъектов административного права, их обширные полномочия и активная деятельность – всё это предполагает наличие в практической деятельности значительного количества правовых актов государственного управления при их широком разнообразии. Это обстоятельство выдвигает необходимость проводить деление, классификацию актов государственного управления на виды или группы. Основания для подобной классификации избраны с таким расчетом, чтобы было более удобно разрабатывать и применять правовые акты, изучать их и систематизировать в уставы, кодексы и т. д.

 

Правовые акты государственного управления можно разделить на основании их юридических признаков: по правовой силе, по правовым свойствам, по правовой природе.

Правовая сила всех актов государственного управления единая, в том смысле, что каждый государственный акт, принятый органом государственного управления (должностным лицом), обязателен к исполнению и защищается государством имеющимися в его распоряжении силами и средства- ми. Здесь подчеркиваются отличия государственного акта управления от не имеющих государственно-правовой силы актов общественных объединений и других негосударственных организаций.

 

По правовым свойствам правовые акты государственного управления делятся на три группы:

· акты верховного управления,

· акты ведомственного (отраслевого) управления,

· акты местного управления (самоуправления).

 

Акты верховного управления принимают Президент и Правительство, это акты верховенства во всей системе государственного управления, акты всех нижестоящих субъектов административного права не должны им противоречить.

Акты ведомственного (отраслевого) управления принимаются руководителем ведомства (министерства) и другими должностными лицами, на то уполномоченными. Ведомственные (отраслевые) акты государственного управления действуют в рамках и пределах отрасли, обязательны для работников отрасли и не должны противоречить актам верховного управления.

Правовые акты местного управления принимаются местными органами и органами местного самоуправления, уполномоченными органами в рамках своей компетенции и действуют на территории соответствующего административно-территориального образования.

Таким образом, правовые свойства актов государственного управления оттеняют их качественные стороны, соотносимость друг с другом и вытекающую отсюда взаимозависимость.

 

По правовой природе акты государственного управления делятся на^

· нормативные,

· правоприменительные (индивидуальные),

· акты общего характера.

 

Нормативные (нормотворческие) акты порождают и содержат нормы права, например принятые Правительством Положения о министерствах и ведомствах или обязательные для всей страны «Правила дорожного движения Российской Федерации» и т. д.

 

Правоприменительные (индивидуальные) акты содержат предписания (или констатации) конкретным исполнителям – о совершении действий, о поощрениях и т. д., это акты разового применения.

 

Правовые акты общего характера соединяют в себе признаки и нормативных, и индивидуальных актов: от нормативных у них неограниченный, т. е. неперсонифицированный, круг лиц, на которых акт распространяется, а от индивидуальных актов – разовость действия, применения, напри- мер правительственное постановление о переносе выходного дня с одной даты на другую адресовано всем или почти всем работникам, но это акт однодневного, разового действия.

Проводится классификация правовых актов государственного управления и по органам, их принимающим. По этому признаку выделяются:

а) правовые акты Президента по вопросам государственного управления: указы и распоряжения (ст. 90 Конституции РФ);

б) постановления и распоряжения Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ) по всем вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией и Законом о Совете Министров – Правительстве РФ;

в) акты центральных органов государственного управления – министерств и ведомст в;

г) постановления и приказы глав администрации субъектов РФ, городов, районов;

д) приказы и указания (распоряжения) принимаемые администрацией государственных объединений, предприятий, учреждений.

Характеризуя правовые акты органов государственного управления, названные выше, следует выделить из их числа те правовые акты, которые носят внутриорганизационный характер, т. е. распространяются на работников аппарата: администрацию Президента, рабочий аппарат Правительства, аппарат министерств и ведомств и т. д. Их предназначение и цель – организация и подготовка рабочего аппарата к управлению объектами, находящимися в ведении соответствующего органа. С учетом таких особенностей внутриорганизационных актов их нельзя квалифицировать как правовые акты государственного управления. Практически в каждом управленческом звене должно учитываться соотношение актов государственного управления и внутриорганизационных актов.

 

Классификация правовых актов государственного управления включает, далее, их деление на группы по формам выражения: письменные и устные. Законодательством определена обязательная письменная форма для нормативных актов государственного управления, для актов о привлечении к административной и другим видам ответственности, акту может быть дана письменная форма по требованию исполнителя и т. д. Во многих органах управления заведен порядок: все устные распоряжения, требующие в дальнейшем проверки исполнения, записываются в специальную книгу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: