МАТЕРИАЛЫК ЭКЗАМЕНУ ПО ЛЕКСИКОЛОГИИ
Информация о проведении экзамена
Экзамен состоится 4,5-го июня, начало в 9-30.
Экзаменационный билет включает: один устный вопрос по лексической семантике и один письменный вопрос по другим темам.
Тот, кто получил зачет по контрольной по фразеологии, а не оценку, готовит вопросы по фразеологии №21, 22,23 (с. 74 методички), кто получил оценку, не готовит эти вопросы.
Консультация – 2-го июня, в 13-00.
Прийти на экзамен без опоздания, в хорошим настроением. С собой принести зачетную книжку, ручку (всё приготовить перед входом в аудиторию). Можно принести некоторые словари, обязательно – Словарь русского языка С. И. Ожегова или С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (это один и тот же словарь, но разные его издания). Словари приносит не каждый студент, а группа в целом.
При входе в аудиторию все сумки, портфели, верхняя одежда и прочие вещи кладутся на отдельный общий стол. Все берут вопросы к письменной части экзамена, затем садятся и пишут (подробно, с примерами), через час я забираю ваши ответы, делаю 15-минутный перерыв, после которого заходят 6 человек (определитесь, кто это будет) и берут вопрос по лексической семантике. Время подготовки 40 минут.
Во время экзамена выходить не разрешается.
Перед ответом на вопрос необходимо написать названия работ, которые использовались при подготовке к экзамену.
Записывать ответы четким, не мелким почерком, аккуратно, не сокращая слов, кроме отдельных, которые нетрудно прочесть (например, явл-ся).
Используйте аббревиатуры лингвистических терминов: ЛЕ (лексическая единица). ЛЗ (лексическое значение слова), АС (актуальный смысл слова, ЛСВ (лексико-семантический вариант слова), ТГ (тематическая группа), ЛСГ (лексико-семантическая группа), СР (синонимический ряд).
Некоторые дополнения и литература к вопросам! Если указана литература, это значит, что, КРОМЕ УЧЕБНИКОВ, при подготовке к этому вопросу следует ОБЯЗАТЕЛЬНО прочесть названные работы.
8. Омонимия в русском языке. Лексическая омонимия. Критерии разграничения полисемии и омонимии. Причины возникновения лексических омонимов и их типы. Омонимы как объект лексикографии. (О. С. Ахманова Словарь омонимов русского языка. Предисловие.)
11. Типология словарей русского языка (общая характеристика). (См. статью Н. А. Лукьяновой «Типология русских лингвистических словарей» // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Новосибирск: НГУ, 2005. Т. 4. Вып. 4: Филология. С. 28-45. Статья помещена также на сайте кафедры общего и русского языкознания гуманитарного факультета НГУ.)
12. Толковые (объяснительные) словари в общей системе словарей русского языка. Определение толкового словаря. Разновидности толковых словарей. Словарная статья и ее структура. Лингвистическая информация о слове и способы ее представления в толковых словарях. Толковые словари советского и постсоветского времени. Функции толковых словарей. (См. статью Н. А. Лукьяновой «Типология русских лингвистических словарей», с. 30-31.)
13. Лингвокультурологические словари в общей системе практической лексикографии современного русского языка. (См. статьи Н. А. Лукьяновой «Типология русских лингвистических словарей», с. 42-43; «Лингвокультурография в системе современной российской лексикографии (90-е гг. ХХ – начало ХХI в.)» // Искусство грамматики. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та; Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2006. Вып. 2. С. 303–326.)
Дополнительный устный вопрос, которого нет в методичке!
38. Некоторые тенденции и процессы развития лексики русского литературного языка конца ХХ – начала ХХI в. (Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995); Лукьянова Н. А. Введение в русистику, р. VI; Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке, 2001, с. 75-129 + моя последняя лекция).
24. Лексическое значение слова в когнитивном (гносеологическом, субстанциональном) аспекте. (Статья В. В. Виноградова «Основные типы лексических значений слова».)
25. Структурный подход к многозначному слову. Семантическая структура слова (лексемы) и ее компоненты. Другие термины, обозначающие данный лингвистический объект. Семантический инвариант. Понятие тождества слова. Типы отношений между лексическими значениями одной и той же лексемы. Соотношение понятий «семантическая структура слова» и «полисемия».(См. методические рекомендации Н. А. Лукьяновой «Виды лингвистического анализа в пояснениях, схемах, образцах», с. 19-35.)
34. Типы лексических значений по характеру сочетаемости слов с другими словами в системе языка и в высказывании (парадигматико-синтагматический аспект). Понятия «семантическая (лексическая) валентность слова», «семантическая (лексическая) сочетаемость слова», «семантическое поле лексемы». (Статья В. В. Виноградова «Основные типы лексических значений слова».)
35. Структурный подход к лексическому значению. Представление о структуре лексического значения слова на уровне макрокомпонентов. Понятие «семема» в его соотношении с понятием «лексическое значение». Компоненты лексического семемы, основания их выделения, их соотношение. Обязательные и факультативные макрокомпоненты. (См. методические рекомендации Н. А. Лукьяновой и Н. П. Романовой «Схематизация терминов и понятий лексикологии».)
36. Семная структура лексического значения. Сема как мельчайший компонент лексического значения слова. Типология сем по разным основаниям. Место сем в семной структуре значения слова и их роль в системной организации языка. Компонентный анализ как методика выделения сем лексического значения слова. (См. методические рекомендации Н. А. Лукьяновой и Н. П. Романовой «Схематизация терминов и понятий лексикологии».)
Учебные пособия
Указаны в методичке «Современный русский язык: Лексикология». Есть список литературы к семинарским занятиям, а на страницах 78-85 приведен полный список обязательной и дополнительной литературы, знаком «звездочка» в списке дополнительной литературы на странице 78-83 указаны работы, которые НЕОБХОДИМО прочитать (часть из них у вас уже законспектирована и должна была быть прочитана ранее при подготовке к семинарам.)