ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ




Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник научных статей.- СПб.: Изд.РГПУ им.А.И.Герцена, 1999.- С.133-137.

 

Проблема коррекционно-воспитательной работы привлекала внимание ученых с момента организации систематической помощи детям с проблемами в развитии. Это является закономерным, ибо организация коррекционно-воспитательной работы является основным направлением в деятельности образовательных учреждений, где воспитываются и обучаются, в частности, дети с проблемами (133) интеллектуального развития, в том числе и дошкольного возраста. У истоков ее теории и практики лежат работы таких видных дефектологов как Л.С.Выготский, А.Н.Граборов, В.П.Кащенко и др.

В современном понимании коррекционно-воспитательная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских мероприятий (средств), направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом и (или) физическом развитии детей. Именно она самым существенным образом отличает деятельность общеобразовательных дошкольных учреждений и учреждений компенсирующего или комбинированного вида.

Коррекционно-воспитательную работу характеризуют такие черты как:

- целостность, т.к. все проводимые мероприятия адресуются ко всей личности ребенка в целом, а не к отдельным психическим процессам и функциям;

- системность, т.к. все мероприятия проводятся в системе, согласованно, планомерно, во взаимосвязи друг с другом и рассчитаны на длительное время;

- комплексность, т.к. все используемые средства обеспечивают возможность оказывать коррекционные воздействия, как на физическое развитие ребенка, так и на развитие психических процессов и функций, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом;

- связь с социальной средой, предполагает расширение границ проведения коррекционно-воспитательной работы за пределы дошкольного учреждения и включение в нее той социальной среды, в которой воспитывается ребенок. Это обусловлено тем, что результативность коррекционно-воспитательной работы зависит в большой мере от того каково положение ребенка в семье, насколько широк круг его общения вне пределов семьи с взрослыми и сверстниками, как ребенок ориентируется в окружающей предметной, природной и социальной среде.

Теоретические изыскания известных ученых (Л.С.Выготский, А.Н.Граборов, Г.М.Дульнев, A.M.Clarke, A.B.D.Clarke, J.Doroszewska, M.Grzegorzewska, O.Lipkowski и др.) и опыт воспитания детей дошкольного возраста с проблемами интеллектуального развития позволяют утверждать, что в основе построения коррекционно-воспитательной работы с детьми с проблемами интеллектуального развития должны быть положены следующие принципы.(134)

Принцип принятия ребенка. Ребенок с проблемами в развитии принимается окружающими как личность, которая в силу особых условий развития, вызванных нарушениями в деятельности центральной нервной системы, имеет несколько другие образовательные, эмоциональные потребности (нужды), и тем самым имеет право на особую заботу и помощь. При этом не зависимо от глубины нарушения, ребенок является полноправным членом общества, представляющий для него ценность, хотя и испытывает проблемы в развитии, и требует особых условий воспитания и обучения. В связи с этим общество и образовательные учреждения, как институты общественного воспитания, должны обеспечить возможность удовлетворения особых потребностей ребенка и строить требования к нему с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей Реализация принципа предполагает формирование правильной атмосферы в среде, где воспитывается ребенок, т.е. в детском саду и в семье. Для успешности коррекционно-воспитательной работы важное значение имеет отношение к ребенку, прежде всего, членов семьи и сотрудников дошкольного учреждения. Уважение к ребенку, наряду с разумной требовательностью, вера в его возможности развития (пусть даже часто весьма ограниченные) и стремление в наибольшей мере развивать его потенциальные возможности – это те условия, которые обеспечивают создание наиболее благоприятной для развития ребенка атмосферы.

Принцип помощи. Этот принцип может быть применен по отношению к воспитанию каждого ребенка, ибо каждый ребенок имеет право получить помощь в процессе своего развития. Однако эта помощь имеет особо важное значение для ребенка с интеллектуальной недостаточностью, который без специально организованной помощи не может достичь оптимального для него уровня психического и физического развития.

Существующая система дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида свидетельствует о том, что общество признает право ребенка с проблемами в развитии, в том числе, с интеллектуальной недостаточностью, на особые условия воспитания и обучения с первых лет его жизни. Эти учреждения обеспечивают благоприятные условия воспитания ребенка, к которым можно отнести, в частности, наличие квалифицированных специалистов, соответствующую материальную базу, относительно небольшую наполняемость групп и др. (135)

Принцип индивидуального подхода. Принцип индивидуального подхода в коррекционно-воспитательной работе предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания каждого ребенка. Это особо важно, т.к. глубина, характер нарушения определяют наличие достаточно выраженных различий в возможностях развития ребенка. Следовательно, нельзя схематически формулировать цель воспитания детей, а необходимо учитывать индивидуальные возможности и условия воспитания каждого ребенка.

Принцип показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со своеобразными психофизическими особенностями. Его реализация обеспечивает возможность достижения ребенком потенциального уровня развития через приведение содержания, методов, средств и организации процесса воспитания и обучения ребенка в соответствие с его индивидуальными возможностями. Практическим выражением реализации этого принципа в деятельности дошкольных учреждений является преобладание индивидуальных и групповых форм обучения, в процессе использования которых реализуются индивидуальные коррекционно-образовательные программы.

Принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий. Дети с проблемами в развитии, в частности, интеллектуальном, очень часто страдают разнообразными соматическими и психическими заболеваниями, дисфункциями нервной системы, которые требуют систематической, организованной медицинской помощи.

Этот принцип отражен уже в определении коррекционно-воспитательной работы, где говорится о системе психолого-педагогических и медицинских мероприятий. В практической деятельности дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида медицинские мероприятия объединены общим названием – лечебно-оздоровительная работа. Она включает:

а) профилактические мероприятия (тщательное обследование ребенка, динамическое наблюдение за состоянием его здоровья и нервной системы, соблюдение санитарно-гигиенических требований по уходу за детьми и содержанию помещений, в которых они находятся и пр.);

б) лечение (медикаментозное лечение, фитотерапия, физиотерапия);

в) оздоровительные мероприятия (массаж, занятия лечебной физкультурой, закаливание и др.). (136)

Вся лечебно-оздоровительная работа способствует правильному физическому развитию ребенка и укреплению его здоровья. Планомерное, систематическое проведение всех мероприятий в комплексе осуществляется медицинским персоналом дошкольного учреждения (врач, медсестры, массажист, физиотерапевт, инструктор ЛФК).

Медицинские мероприятия создают благоприятные условия для успешного проведения психолого-педагогических (охранительный педагогический режим, игра и другие виды деятельности, особая организация процесса обучения). Только в сочетании с последними медицинские воздействия могут обеспечить высокую эффективность всей коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком. В практике ее организации важное значение имеет согласованное взаимодействие всех специалистов - врача, учителя-дефектолога, психолога, логопеда.

Принцип сотрудничества с семьей. Семья, в которой воспитывается ребенок с проблемами в развитии, особенно с выраженными, встречается с большими материальными, эмоциональными и моральными нагрузками. Достаточно часто отрицательное воздействие на атмосферу в семье, взаимоотношения между родителями оказывают такие моменты как: ограничение возможностей профессиональной деятельности одного из родителей при необходимости обеспечения соответствующих условий ухода за ребенком и его воспитания, то, что ребенок не оправдывает надежд и ожиданий родителей, неблагополучный прогноз развития ребенка. Они могут привести даже к распаду семьи. В такой ситуации семья нуждается в поддержке и помощи со стороны образовательного учреждения, как в плане оказания квалифицированной помощи ребенку, так и в плане психологической поддержки родителям и другим ее членам. Создание комфортной атмосферы в семье, наличие правильного отношения к ребенку со стороны всех членов семьи, единство требований, предъявляемых ребенку со стороны дошкольного учреждения и семьи, безусловно, будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию.

Построение коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с проблемами интеллектуального развития в соответствии с названными принципами обеспечит наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка. (137)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: