Системы электроснабжения сельского хозяйства.




Введение

 

Одной из наиболее приемлемых сфер для внедрения рыночных отношений является аграрный сектор как наиболее дифференцированная система. Предпосылки для освоения рыночных отношений в АПК наиболее зрелы, хотя в его недрах существует множество факторов торможения рыночных преобразований.

Агропромышленный комплекс является составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.

По мере обретения субъектами РФ реальной самостоятельности формируется собственно региональная сфера интересов и ответственности. Следовательно, в условиях фактически произошедшей регионализации управления АПК основная тяжесть в создании системы продовольственного обеспечения страны ложится именно на субъекты Федерации, несущие непосредственную ответственность перед населением за его достаточное обеспечение качественным продовольствием.

Развитие АПК в решающей мере определяет состояние всего народного потенциала, уровень продовольственной безопасности региона и страны в целом и социально-экономическую обстановку в обществе, но проблемы, возникающие в нем противоречивы и в достаточной мере не изучены, а перспективные направления совершенствования развития регионального АПК нуждаются в систематизации и представляют особый интерес - все это и предопределило актуальность темы исследования.

 

 


Изм.
Кол.уч
Лист № док
Подп.
Дата
Лист
 
   
Утверд.
 
Н.контр.  
 
 
 
Провер.  
 
Разраб.
   
 
Стадия
Листов
 
 


Системы электроснабжения сельского хозяйства.

 

Электроэнергия на сегодняшний день является наиболее высокотехнологичным видом энергоносителя. Освоение самыхпередовых технологий, повышение уровня автоматизации и механизации сельского хозяйства возможны только при наличии надежного и доступного электроснабжения. По мере развития сельского хозяйства и инженерной инфраструктуры села требования к качеству электроснабжения будут повышаться. Поэтому система централизованного снабжения электроэнергией должна уже сейчас начинать обновляться и совершенствоваться. Важно, чтобы состояние электросетевого хозяйства соответствовало запросам потребителей, поэтому необходимо осуществлять строительство новых объектов, применять современные технологии реконструкции подстанций и распределительных электросетей.
При реализации ПНП «Развитие АПК» прогнозируется в среднем по стране увеличение объема производства молока на 4,5%, мяса - на 7%. Учитывая средневзвешенные показатели электроемкости производства единицы сельскохозяйственной продукции [1]: молоко - 147 кВтч/т, говядина - 600, свинина - 1 340 кВтч/т, можно оценить рост потребности агропроизводства в электричестве. В соответствии с расчетами специалистов ЭНИН им. Г.М. Кржижановского, при теплоснабжении сельскохозяйственных объектов применение в качестве энергоносителя электрической энергии при прочих равных условиях тем эффективнее, чем меньше расчетная тепловая нагрузка объекта. Это обусловлено тем, что в суммарных затратах в варианте с электротепло-выми установками основу составляют затраты на приобретение электричества, которые практически прямо пропорциональны росту потребности в тепловой энергии, в то время как при огневых котельных малой производительности основу составляют затраты на сооружение и обслуживание котельной, величина которых с ростом производительности котельной изменяется значительно медленнее. Применение электрической энергии в тепловых процессах животноводческих ферм позволяет по сравнению с топливными вариантами теплоснабжения сократить площадь и строительный объем производственного помещения, необходимого для содержания животных. Если при реконструкции существующих ферм использовать для отопления электроэнергию, то можно размещать большее количество животных на имеющихся площадях. В связи с нарастающим старением электросетевого оборудования капитальный ремонт основных средств является ключевым фактором в обеспечении надежности электроснабжения потребителей. По сути, средства на восстановление необслуживаемых, брошенных, а также ветхих электросетей должны закладываться в тариф. Однако рост тарифа имеет ог-

 

 

раничения, которые устанавливает Федеральное Правительство для каждого субъекта Федерации. Поэтому для реализации программ по восстановлению требуется помощь бюджетов, как областного, так и местного.
Электросетевая составляющая тарифа имеет следующую структуру: расходы на капитальный ремонт основных средств - 1-3%, на эксплуатацию и обслуживание электросетевого комплекса - 45%, амортизационные затраты -25%, возмещение потерь электроэнергии - 20%, прочие расходы - 2%.
Средства амортизационного фонда используются для реализации инвестиционных программ, направленных на проведение техпе-ревооружения, реконструкции и нового строительства. Порядок согласования программ производственного развития должен быть обозначен в соответствующем документе, разрабатываемом Федеральной службой по тарифам (ФСТ) России по согласованию с министерствами, отвечающими за энергетическую политику и экономическое развитие России. До разработки такого документа включаются в тарифы на энергию средства на развитие производства
в объемах, согласованных с администрацией региона (субъекта Российской Федерации). Основанием для разработки программ производственного развития могут служить предписания государственных надзорных органов.
В среднем ежегодно в 1986-1990 гг. вводилось в действие на сельской территории Российской Федерации распределительных электросетей низкого напряжения 0,4 кВ энергетическими компаниями и сельхозпредприятиями практически одинаковое количество, а темп строительства электросетей напряжением 6-20 кВ энергетиками был больше в 15 раз. Поскольку обслуживание электросетевых объектов является достаточно дорогостоящим и требует квалифицированных кадров, то в последнее время все электросети передаются на баланс электросетевых компаний. Однако к настоящему моменту не сформирован достоверный реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих даже в единую национальную электрическую сеть. Это не позволяет Правительству Российской Федерации объективно оценить состояние всего электросетевого комплекса страны, его функциональное соответствие и, следовательно, принять взвешенные, объективные решения при рассмотрении объемов финансирования инвестиционных программ. Необходимость разработки и ведения этого реестра указана в ФЗ «Об электроэнергетике». Инвестиционная программа модернизации электросетевого комплекса должна быть оптимизирована по критерию минимизации общесистемных затрат. Для этого, исходя из необходимости удовлетворения потребительского спроса, нужно оценить потенциальные капвложения в строительство новых генерирующих мощностей в регионах, в строительство новых магистральных линий и увеличение пропускной способности региональных электросетевых хозяйств для дополнительных закупок электроэнергии в соседних регионах; необходимы энергосбережение потребителями и снижение потерь в энергосистемах.Поскольку сельская территория намного превышает городскую, то на ней больше, приблизительно в 10-12 раз, расположено электросетевых объектов. Эксплуатационные затраты по сельскому электросетевому комплексу

в 1,52 раза превышают этот же показатель по городскому. В то же время из-за льготных тарифов и низких объемов электропотребления объем оплаты услуг электроснабжения аграрным сектором ниже в 10-15 раз чем у промышленных потребителей. В ходе реформирования электроэнергетики распределение электроэнергии вошло в естественно-монопольную сферу бизнеса. Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям устанавливаются ФСТ для каждого субъекта Российской Федерации и дифференцируются по уровням напряжения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям для организаций, оказывающих данные услуги на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Воспроизводить и модернизировать основные фонды только за счет тарифов невозможно. И поскольку государство производит регулирование и контроль электросетевой деятельности, то наряду с этим должна оказываться и государственная поддержка развития системообразующей и социально значимой инфраструктуры. Имеется ряд целевых программ, которые финансируются совместно бюджетами разных уровней, они направлены на развитие энергетической инфраструктуры села. Практически все регионы являются участниками того или иного направления ЦП «Социальное развитие села до 2010 года». Вследствие того, что ежегодно износ основных фондов нарастает, а модернизация и реконструкция идут значительно медленнее из-за отсутствия достаточного объема денежных ресурсов, итоговые показатели постоянно находятся на минимальном уровне. Поэтому требуются разработка и введение в действие специализированных программ по развитию энергетики. Такие программы уже существуют во многих субъектах РФ. Примером подобного подхода могут служить региональные целевые программы «Развитие энергетики и электрификации Республики Алтай на 2008 - 2011 годы и до 2020 года», «Энергоэффективность и энергобезопасность Алтайского края на период до 2012 года». По сути, эти два субъекта РФ относятся к одному территориально-производственному комплексу, но при этом имеют различные приоритеты в развитии топливно-энергетического комплекса. Уровень электрификации сельского хозяйства по регионам различный. Если сейчас в Новосибирской области трансформаторные подстанции напряжением 35/10 кВ и 110/10 кВ загружены на одну треть, а подстанции 110/35/10 кВ - на 50% от допустимого значения, то около 40% сельской территории Ханты-Мансийского АО вообще не охвачены централизованным электроснабжением, к тому же система электроснабжения 50% сельских поселений нуждается в технической модернизации. Хотя и площадь сельскохозяйственных угодий округа составляет всего лишь 1,2% общей площади земель, а численность населения, проживающего в сельских поселениях - 128 тыс. человек [3], значимость сельской электрификации подтверждается действием посвященной именно этому вопросу программы «Централизованное

электроснабжение населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Юг-ры», основными направления которой являются строительство электросетевых объектов и новой генерации, оказание содействия в реализации муниципальных программ реконструкции внутрипоселковых электрических сетей населенных пунктов. Финансирование мероприятий, предусмотренных программой, осуществляется из бюджета автономного округа и за счет привлекаемых внебюджетных инвестиций. Техническая модернизация системы электроснабжения сельского хозяйства - достаточно капиталоемкий процесс, организация которого требует, как и в годы начала электрификации, мощной государственной поддержки, в основном в виде осуществления специализированных программ. Целью таких программ являются профессиональный подход к планированию и выполнению мероприятий, аккумулирование денежных средств, выявление наиболее проблемных объектов, проведение конструктивной экспертизы результатов и финансового аудита.


 


Изм.
Кол.уч
Лист № док
Подп.
Дата
Лист
 
   
Утверд.
 
Н.контр.  
 
 
 
Провер.  
 
Разраб.
   
 
Стадия
Листов
 
 
3 Инновационные подходы в развитии энергоснабжения Российского АПК

 

Современная система электроснабжения сельского хозяйства теряет до 50% и более электроэнергии на бесполезный нагрев электрооборудования и атмосферы. И это в то время, когда ряд НИИ проводят инновационные исследования возобновляемых источников энергии: солнца, ветра, воды, биомассы, геотермальной энергии Земли, теплоты окружающей среды (тепловые насосы), водорода и других. Актуальность использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) подтвердил и недавно проводимый в Оренбургской ГАУ международный форум по теме «Альтернативная энергетика и электроснабжение: перспективы развития», где рассматривались потенциальные возможности использования ВИЭ непосредственно в Оренбургской области. Действительно, система электроснабжения сельского хозяйства от Единой энергетической системы России находится в кризисном состоянии, однако не в таком, чтобы ставить вопрос о ее замене на «резонансный» метод распределения электроэнергии и о полном переходе энергетики села на ВИЭ. Однако последние могут быть существенным дополнением и стабилизирующим фактором электроснабжения в сельской местности. Электроснабжение сельского хозяйства имеет огромные научные и практические достижения, особенно за 1950—1990 гг. В 1953 г. Правительство СССР разрешило подключение электропотребителей села к государственным электросетям. В 1964 г. был введен льготный тариф на электроэнергию для сельских производственных электропотребителей (1 коп./кВт.Ч вместо 4 коп.).
За указанные годы в селах России построено 2,5 млн км ЛЭП 0,4-110 кВ, 513 тыс. подстанций общей мощностью до 90 млн кВА, электрифицировано 100% домов во всех сельских населенных пунктах. Потребление энергии на селе с 1950 г. выросло с 1,5 до 102 млнкВт.ч., то есть в 70 раз. На одно сельхозпредприятие приходилось 330— 450 электродвигателей. Охват электромеханизацией трудоемких процессов в животноводстве достиг: на молочных комплексах — 85%, на свинокомплексах — 78%, на птицефабриках — 90,5%. Электровооруженность труда составляла 8200 кВт.ч/раб. [4].
В Оренбургской области с 1963 г. также проводилась активная электрификация сельской местности. В этот период были построены сети в Первомайском, Грачевском, Тоцком, Бузулук-ском и других районах. К началу 1975 г. 95% колхозов и совхозов имели централизованное
электроснабжение. В 80-х годах главным направлением сельского хозяйства в России была специализация и концентрация животноводства. В нашей области в это время построено 17 комплексов по производству молока, 10 — по

 

содержанию мясных коров, 8 — свиноводческих, 6 — овцеводческих, 4 — козоводческих и 6 — по выращиванию высокопородных телок. Еще на стадии привязки площадок этих комплексов решались вопросы их энергоснабжения. Для многих предусматривалось строительство подстанций 35 и 110кВт [3]. Энергоснабжение села в этот период было приоритетным направлением для государства. Сельские жители привыкли к тому, что все заботы по передаче электроэнергии несли государственные организации. Это, например, «Со-юзсельэнерго» Наркомзема СССР (1930 г.), позже преобразованное в «Сельэлектро». В 1963 г. «Сельэлектро» было упразднено, а его функции переданы производственному комитету по энергетике и объединению «Сельхозтехника» СССР. В 1979 г. правительство создало на районном, областном и республиканском уровне межхозяй-ственные производственные эксплуатационные энергетические предприятия «Сельэнерго» («Аг-ропромэнерго»). Они сыграли существенную роль в обеспечении надежности работы и технического состояния электрооборудования: потери энергии не превышали 10%, существенно снизились перерывы в подаче электроэнергии. После распада СССР все службы сельской энергетики практически ликвидированы, плановая эксплуатация сельских электросетей и электроустановок отсутствует. Электроэнергия продолжает поступать от ЕЭС России по качеству в соответствии со стандартом, однако до сельского потребителя она доходит не соответствующей требованиям ГОСТа на качество электроэнергии. Из-за неравномерного распределения электрической нагрузки возникает рост потерь электроэнергии на нагрев сетевого и электрооборудования, снижаются нагрузочные способности трансформаторов и электроприводов. Это вызывает сокращение сроков службы бытовых электронных приборов, помехи в системах радио, телевидения и связи, ухудшает электробезопасность работы электросети. Роль ВИЭ в сельской энергетике обсуждалась не раз. В стране имеется опыт использования малых электростанций, ГЭС, ВЭС, а также локомобильных, дизельных и электростанций с приводом электрогенераторов от тракторных двигателей. В соответствии с постановлением Совмина СССР (1948 г.) «О плане развития сельской электрификации на 1948—1950 гг.» в СССР было построено более 100 тыс. малых источников электроэнергии. Они были маломощными и ненадежными, работали в основном в вечернее время для электрического освещения. На их эксплуатации было занято более 1 млн человек. Себестоимость выработки электроэнергии была на порядок выше, чем стоимость энергии от централизованных энергосистем. Поэтому с 1964 г. сельское электроснабжение было передано в ведение Минэнерго СССР В последнее десятилетие (в связи с реформированием Единой энергетической системы РФ и существенным загрязнением окружающей среды продуктами работы энергетических установок) снова появился повышенный интерес к ВИЭ. В связи с наступлением энергетического дефицита и непрерывным удорожанием энергии в мире повысился интерес к местным возобновляемым источникам энергии, особенно для энергообеспечения сельского хозяйства. В таблице 1 представлены наиболее интересные с точки

зрения практического применения различные виды возобновляемых источников энергии и возможные сферы их применения в стране и в Оренбургской области.
Солнечная энергетика — направление в энергетике, нацеленное на получение электрической, тепловой или других видов энергии и использование их в народном хозяйстве посредством энергии солнца. Солнце излучает в окружающее пространство поток мощности, эквивалентный 4.1023кВт. Если использовать всего 0,1% всей поверхности Земли для строительства солнечных электростанций (СЭС), то их выработка в 40 раз превысит все потребление энергии человечеством на уровне 1983 г. Солнечная энергетическая установка (СЭУ) на Земле имеет нулевую гарантированную мощность при использовании только солнечного излучения (СИ) без сочетания с другими источниками энергии. Кроме того, СИ достигает своего максимума в летний период, когда в России обычно происходит закономерное уменьшение потребления электроэнергии. Соответственно, максимум зимнего потребления энергии в стране приходится на период минимального прихода СИ.
В ряде стран для нагрева воды и отопления помещений используются солнечные коллекторы (СК), ставшие обычным атрибутом жизни. Технологии эффективного нагрева воды для бытовых целей с помощью СИ в мире достаточно хорошо отработаны и весьма доступны на рынке. Наиболее экономически эффективные сферы применения солнечных водонагревательных систем также хорошо освоены. Например, в США более 60% частных и общественных бассейнов (находящихся в среднем на широте Крыма) обогреваются за счет СИ. При этом используются простейшие и дешевые системы теплоснабжения — бесстекольные, без тепловой изоляции, пластиковые.

 

 


Изм.
Кол.уч
Лист № док
Подп.
Дата
Лист
 
   
Утверд.
 
Н.контр.  
 
 
 
Провер.  
 
Разраб.
   
 
Стадия
Листов
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Российская электроэнергетика, созданная отечественными учеными, инженерами и рабочими, является нашей национальной гордостью не только из-за ее надежности и эффективности, но и благодаря ее существенному вкладу в социальную стабильность общества и конкурентоспособность промышленности, включая энергоемкие отрасли. Это немало для любой страны, а для российского климата и расстояний является достоянием, утратой которого рисковать непозволительно. Сегодня в России действуют свыше 100 акционерных энергокомпаний, в том числе 78 вертикально интегрированных региональных энергосистем (АО-энерго) и 25 крупных электростанций в виде акционерных обществ. Холдинговой энергокомпанией является РАО “ЕЭС России”, где 52% акций принадлежат Российской Федерации. Основная проблема российской энергетики – составная часть производственных фондов отрасли устарели и нуждаются в замене.

 

 


Изм.
Кол.уч
Лист № док
Подп.
Дата
Лист
 
   
Утверд.
 
Н.контр.  
 
 
 
Провер.  
 
Разраб.
   
 
Стадия
Листов
 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Эксплуатация электрооборудования: учебник / Г. П. Ерошенко [и др.]. - М.: КолосС, 2008. - 344 с.: ил. - (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений). - ISBN 978-5-9532-0526-9

2. Правила устройства электроустановок [Текст]: Все действующие разделы ПУЭ-6 и ПУЭ-7. – Новосибирск: Сиб. унив. издательство, 2008. – 853с., ил.

3. Электрооборудование электрических станций и подстанций: Учебник/ Л.Д. Рожкова, Л.К. Карнеева, Т.В. Чиркова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 448с.

4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: учебник. – М.: Академия, 2004.- 432 с.

5. Полуянович Н.К. Монтаж, наладка, эксплуатация и ремонт систем электроснабжения промышленных предприятий: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2007.-280с

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: