Профилактика, просвещение




Основными направлениями деятельности психологических служб учреждения образования являются: диагностика, профилактика, просвещение, методическая работа, консультирование, коррекционно-развивающая работа, работа по защите прав и законных интересов детей. При организации сопровождения детей в социально опасном положении (СОП) работа педагога-психолога строится по тем же направлениям.

Рассмотрим некоторые аспекты деятельности педагога-психолога в рамках обозначенной группы по каждому из направлений.

Диагностика (исследование, изучение)

В рамках даного направления задачей педагога-психолога является подробный анализ любого психодиагностического материала с целью выявления проблемных зон, имеющих отношение к эмоциональным, поведенческим, личностным и другим нарушениям, так как данные нарушения являются маркерами социально-опасного положения.

Проведя психодиагностический минимум, мы получаем достаточно большой массив информации, который нуждается в анализе, в том числе с позиции раннего выявления нарушений адаптации и социализации. Для раннего выявления не нужно дополнительных диагностических процедур. Кроме того, получить необходимую информацию вы можете, используя такой, к сожалению, незаслуженно забытый диагностический метод, как наблюдение. Наблюдать за ребенком могут учителя (по предложенной вами схеме) и, конечно, вы сами (на уроке, на переменах, во время ваших дежурств по школе или во время школьных мероприятий). (В приложении вы найдете памятку для педагогов, по которой они могут выявить детей группы риска.)

На что обращать внимание при анализе психодиагностических материалов (маркеры СОП):

• отставание в развитии (социальном, эмоциональном, интеллектуальном и личностном);

• наличие “набора” хронических заболеваний, причем некоторые из них характерны для взрослых и пожилых людей;

• высокая тревожность, страхи;

• эмоциональная неадекватность;

• проявления депрессии (темы серости, конечности жизни, “все плохо”, отсутствие цветности в описаниях или рисунках и пр.);

• наличие невротических состояний (грызет ногти, качается, есть тики, заикание, наматывает волосы на палец во время диагностики и т.п.);

• неудовлетворенность базовых потребностей: ребенок голодный (в ответах все сводится к еде), уставший (в ответах много астении, многие вопросы пропускаются, нет сил), запущенный внешний вид (ребенок грязный, одежда не соответствует сезону, размеру и пр.);

• проявления агрессии (аутоагрессии);

• проявление в ответах темы насилия (психического, физического, сексуального) и др.

Анализируя таким образом психодиагностическую информацию, вы выявите группу риска и затем с целью определения детей, находящихся в СОП, проведете дополнительное диагностическое обследование.

В него можно включить:

• проективный рисуночный тест (если еще не делали): ДДЧ, “Рисунок человека”, “Человек под дождем” или “Сильвер-тест”;

• “Интеллектуальную шкалу Векслера для детей” (прояснение интеллектуального статуса и его особенностей);

• тест “Незаконченные предложения”;

• карту социальных связей;

• для подростков тест на выявление акцентуации характера (Личко или Леонгард);

• опросник социализации “Моя семья”;

• социометрию, референтометрию.

При организации коррекционной работы с выделенной группой предложенную психодиагностическую батарею целесообразно проводить по окончании коррекционной программы с целью анализа динамики.

В рамках реабилитации важной для подростков в СОП является профдиагностика, которая позволяет оказать ребенку помощь в выборе профессии, сориентировать педагогов на усиление подготовки по определенным предметам, спланировать шаги для реализации задуманного.

Что касается семейной диагностики, то при работе с семьями в СОП часто стандартные методики не подходят в силу того, что родители имеют низкий культурный и интеллектуальный уровень и просто не понимают смысла вопросов и некоторых слов. Рекомендуем использовать метод интервью (с обязательным протоколированием и последующим анализом), “Матрицу определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания”, анализ карты семьи.

Профилактика, просвещение

Все мероприятия, которые проводит в своем учреждении педагог-психолог, направленные на сплочение детских коллективов, на раннюю профилизацию, тематические акции и большие психологические игры, носят профилактический характер. Профилактика в отношении СОП прежде всего связана с ранним выявлением, а также с просвещением педагогов, родителей и самих несовершеннолетних.

Просвещение педагогов — это прежде всего информирование о том, какие существуют признаки, по которым можно увидеть, что ребенок находится в социально опасном положении, правовое просвещение (нормативные документы по СОП, уголовная ответственность в ситуации психологического насилия и др.), а также просвещение в области психолого-педагогического знания (специфика детей из семей СОП, особенности познавательной сферы этих детей и условия обучения, специфика взаимодействия с родителями из кризисных семей и др.).

Просвещение родителей несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, реализуется с целью повышения их психолого-педагогической и правовой грамотности. Очень важно переключить внимание родителей с фиксации на негативном поведении ребенка на себя, на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния. Важно, чтобы родители знали, в связи с чем у их ребенка возникают проблемы, а также о правовой ответственности в ситуации насилия в семье.

Работая с родителями в СОП, важно помнить, что они, как никто другой, нуждаются в просвещении. Просто необходимой для них является информация о том, какие есть возможности у членов семьи для медицинской или психологической реабилитации, к кому они могут обратиться за бесплатной помощью, какие есть кружки и секции, куда может ходить их ребенок, какие и когда дополнительные занятия по предметам может посещать их ребенок, какие мероприятия в школе помогут им более эффективно взаимодействовать со своими детьми.

Кроме того, просто необходимо организовать семейный клуб. В обычной жизни родители (особенно неблагополучные) имеют мало возможностей для получения информации о правильном воспитании своих детей и взаимодействии с ними. Организация неформального общения родителей детей группы риска за круглым столом или чаепитием с привлечением специалистов разного профиля (психологов, педагогов, юристов, медиков) является очень важным шагом в оптимизации родительско-детских отношений. Подобные клубы в первую очередь благоприятно влияют на состояние самих родителей. Участие во встречах семейного клуба помогает решить многие личные, семейные проблемы и проблемы родительско-детских отношений. Участники подобного клуба (как правило, мамы) становятся группой поддержки друг для друга.

Дополнительными (к общеклассным и общешкольным) профилактическими мероприятиями для детей в СОП будут консультации по трудоустройству (для детей старше 14 лет) и профилизации (с опорой на справочник, в котором есть информация о наличии общежития, питания и других важных для неблагополучного ребенка условий). Профилактическими мерами будет привлечение детей группы риска в волонтерские или медиаторские группы по профилактике конфликтов, ремонтной работе по школе, помощи неблагополучным детям из младшей школы.

Хочется сказать о еще одной профилактической форме работы с детьми — это социальная гостиная. Целесообразно начинать профилактическую и реабилитационную работу в школе уже при поступлении ребенка в первый класс, а не ждать, когда накопившиеся проблемы приведут его к серьезным правонарушениям или когда, вытесненный из семьи и школы, он окажется на улице. А.А. Кибирев предлагает для такой работы особую организационную форму — социальную гостиную при школе.

Социальная гостиная — это не просто место, где находятся дети под присмотром взрослых, как в группе продленного дня. Это специально организованная социально-педагогическая деятельность, которая включает в себя создание особого реабилитационного пространства, выстраивания педагогически целесообразных отношений с ребенком группы социального риска и его родителями для снятия угрозы социального сиротства, для полноценного развития и успешной социализации. Она позволяет этим детям удерживаться в школе, получать педагогическую и социальную помощь и сокращает время пребывания ребенка без надзора со стороны взрослых.

Такие гостиные появились и работали в режиме эксперимента в семи школах г. Хабаровска в 2005/2006 учебном году. Такая форма профилактики социального сиротства хорошо зарекомендовала себя и в некоторых московских образовательных учреждениях.

Цель работы социальной гостиной — оказание помощи в социальной адаптации детям из неблагополучных семей путем создания безопасного реабилитационного пространства. Реализация этой цели поможет ребенку выйти из зоны повышенного риска, вернуть любовь и внимание родителей, успешно интегрироваться в среду сверстников, повысить свой социальный статус и школьную успеваемость [1].

Методическая работа

Методическая работа в рамках сопровождения детей в СОП включает в себя:

• создание базы нормативных документов, регламентирующих деятельность психолого-педагогической и социальной службы и других субъектов процесса сопровождения семей в СОП;

• организацию методической базы, содержащей коррекционные и профилактические мероприятия для педагогов (классных руководителей);

• оказание методической поддержки педагогам, работающим в социальной гостиной.

Консультирование

Сопровождая семью в СОП, педагог-психолог проводит консультации для педагогов, специалистов, включенных в группу сопровождения, членов семей и подростков.

Индивидуальные консультации всегда ориентированы на случай. Их тематика может быть составлена в соответствии с выявленной проблемой. В ситуации сопровождения семьи в СОП индивидуальные консультации можно (а иногда и намного эффективнее) проводить по месту жительства. У неблагополучного родителя нет мотивации идти к психологу, и вам придется долго ждать его в своем кабинете. Если вы придете к нему, у вас будет возможность установить с ним доверительные отношения, проанализировать условия и особенности проживания детей, заключить договор о дальнейших действиях, дать первичную консультацию по наиболее актуальному вопросу.

Групповые консультации будут носить профилактический или информационный характер.

Для родителей: обзор нормативных документов по СОП (простым языком), виды семейного насилия и его последствия, ранняя алкоголизация, профессиональный выбор ребенка и др.

Для педагогов: обзор нормативных документов по СОП (особенно пункты об ответственности педагогов, в том числе юридической), о специфике обучения детей, находящихся в СОП, о раннем выявлении таких детей с опорой на памятки с маркерами СОП, о психологическом и других видах насилия, о профилактике изоляции ребенка в СОП в классном коллективе и пр.

Характерной особенностью организации консультирования членов семей в СОП является отсутствие мотивации к посещению специалиста. Вам необходимо будет несколько раз лично уведомлять родителей или детей о назначенной встрече и искать интересные для них мотивы. Для родителей мотивом может быть: параллельная социальная или медицинская помощь, конкретная психологическая поддержка от вас, выполнение пунктов заранее заключенного контракта (на оказание помощи семье). Для детей мотивом является: предложенная вами интересная деятельность, возможность получить нужную информацию, возможность получить от вас поддержку в образовательном процессе (психолог договаривается с учителями о дополнительных занятиях, индивидуальном подходе, пересдачах, возможности повышения балла по предмету).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: