ЩИПКОВЫЕ И КЛАВИШНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ




ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ АКУСТИКИ, МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

I Звук имеет следующие основные качества: высоту, тембр и громкость (сила). Этими свойствами музыкальный звук отличается от шума, не имеющего определенной высоты и определенного тембра. Высота звука зависит от частоты колебаний звучащего тела. Громкость звука зависит от величины амплитуды (размаха) колебаний. При колебании данного звучащего тела, например, струны, высота звука будет зависеть:

а) от длины струны — чем короче струна, тем выше звук, при условии одинаковой толщины и степени натяжения;

б) от толщины струны — чем толще струна, тем ниже звук, при условии одинаковой длины и степени натяжения;

в) от степени натяжения струны—чем сильнее натянута струна, тем звук будет выше. Чем сильнее размах колебания (амплитуды) струны, тем громче будет звук. Колебание звучащего тела — явление сложное.

Помимо видимого простым глазом колебания звучащего тела (например, струны), отдельные части его совершают частичные колебания, имеющие большую скорость (большую частоту) по сравнению с частотой основного тона. Звук, получаемый от колебания основной массы, то-есть от колебания всей длины струны (или всей массы звучащего тела), называется основным тоном. Призвуки, получающиеся от колебания отдельных частиц звучащего тела, называются частичными тонами или обертонами. Частичные тоны (обертоны), смешиваясь с основным тоном, создают окраску звука— тембр. Изучение высоты получаемых обертонов показывает, что они образуют определенный гармонический или натуральный звукоряд.

Колебание звука «ДО» большой октавы дает следующий ряд обертонов:

Различие в тембре звука у различных инструментов зависит от целого ряда условий, из которых главнейшими следует считать:

а) материал, из которого сделано данное звучащее тело (например, дерево, металл и т. п.);

б) толщина или масса звучащего тела;

в) способ звукоизвлечения и отчасти сила или громкость звука.

Все эти и целый ряд других, более второстепенных, моментов влияют на характер колебания звучащего тела и вызывают то большее, то меньшее количество частичных тонов или изменяют их количественное соотношение с основным тоном в том или другом звучащем теле. Наличие в звуке данного инструмента большего или меньшего количества обертонов или большей и меньшей силы их звучания создает тот или иной тембр инструмента.

Музыкальные инструменты, употребляемые в современной музыкальной практике, делятся на три основные группы.

Название каждой группы зависит от типа вибратора, из которого состоит инструмент.

1. Струнная группа — вибратором служит струна.

2. Духовая группа — вибратором служит столб воздуха.

3. Ударная группа — вибратором служит натянутая кожа, металл, дерево и т. п. Кроме того в каждой группе различают ряд подгрупп, объединенных по типу возбудителя колебания или (очень условно) по типу материала, из которого изготовлен инструмент.

Струнная группа разделяется на: 1. Смычковые инструменты, у которых звук извлекается трением смычка о струну (скрипка, альт, виолончель и контрабас).

2. Щипковые инструменты, у которых звук извлекается щипком пальцев или кусочком пера, костяной пластинкой и пр. (так наз. плектром) (арфа, гитара, мандолина, балалайка, бандура и др.).

3. Клавишные инструменты (или клавиатуро-струнные), у которых звук извлекается ударом молоточка о струну (рояль, пианино).

Подразделение духовых и ударных инструментов, в зависимости от типа звукообразоватсля, по типу ж материала, из которого обычно изготавливают духовые инструменты. Их подразделяют на деревянные и медные духовые (подразделение крайне условное).

Г Л А В А Т Р Е Т Ь Я

ОРКЕСТР

Оркестром называется крупная группа музыкантов-инструменталистов, объединенных для исполнения инструментальных произведений или для аккомпанирования вокальным или инструментальным сольным сочинениям.

Различают два типа соединения инструментов в определенные составы или как принято называть, в инструментальные ансамбли:

1. оркестр и

2. камерный ансамбль.

Под камерным ансамблем подразумевают небольшое количество музыкантов, объединенных в один коллектив (дуэт, трио, квартет, квинтет, секстет и т. д.), или небольшой оркестр неполного состава, как например, салонный.

Часто принято также называть «ансамблем» небольшой оркестр случайного состава. Именно из этих соображений камерным составом называют оркестр Генделя («Concerto grosso»), Баха («Бранденбургские концерты» и сюиты для оркестра).

В настоящее время различают следующие основные составы оркестра:

1. Струнный смычковый оркестр, состоящий из первых, скрипок, вторых скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов. Видео- лекция по группе струнных-смычковых инструментов, здесь просто и понятно:

https://yadi.sk/i/ACRqtZmq0CGgYw

2. Струнный щипковый оркестр (три состава: «неаполитанский», состоящий в основном из мандолин и гитар; русский домро-балалаечный и украинский, состоящий из бандур).

3. Духовой оркестр, состоящий из различных духовых, инструментов, и специально медный духовой оркестр («хор» и «банда»).

4. Симфонический оркестр, состоящий из смычковых, духовых и ударных (иногда с прибавлением некоторых щипковых и др.).

Симфонический оркестр состоит из четырех основных групп:

Струнная смычковая группа или «квинтет» (иногда называется квартет) — первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы.

Количество исполнителей в каждой из этих подгрупп может сильно колебаться от различных условий, как то: требования к силе и звучности (компактности) данной группы, соотношение с группами духовых инструментов, размер помещения и т. д.; но следует учесть, что существуют определенные соотношения в количестве музыкантов в каждой группе струнных, установленные на основании долголетнего опыта многих дирижеров и композиторов».

Большой оркестр, средний оркестр, малый оркестр

Благодаря своим особым качествам, струнная группа от увеличения количества исполнителей почти всегда лишь выигрывает. (Не без интересно вспомнить примечание, сделанное П. И. Чайковским на партитуре его «Струнной серенады»: «…Чем многочисленнее будет состав струнного оркестра, тем более это будет соответствовать, желаниям автора»).

Группа деревянных духовых инструментов (назовем здесь лишь основные): флейты, гобои, кларнеты и фаготы). Группа медных духовых (трубы, валторны, тромбоны и туба).

Группа ударных инструментов.

Произведение для оркестра записывается в виде партитуры.

Для удобства чтения и управления оркестром инструменты в naртитype пишутся в определенном порядке. В зависимости о состава оркестра (малый или большой) партитура имеет большее или меньшее количество строчек.

Расположение инструментов в партитуре следующее (по группам):

Группа деревянных духовых.

Группа медных духовых.

Группа ударных.

Группа струнных.

В том cлучае, если произведение написано для солиста с оркестром или если в пьесе участвует хор, их строчки (партии) помещают обычно над струнной группой. Принцип строения каждой группы в основном четырехголосный. Нормирование симфонического оркестра в период становления гомофонно-гармонического стиля, в период венских классике, оказало влияние на четырехголосное сложение от-дельных групп оркестра.

Можно (до известной степени условно) различить в каждой группе партии сопрано, альта, тенора и баса (от номинальной высоты).

Группа деревянных: флейта, гобой, кларнет и фагот.

Группа медных: труба, валторна тромбон и туба.

Группа струнных: первая скрипка, вторая скрипка, альт и виолончель (контрабас же у классиков постоянно удваивал в октаву партию виолончелей).

 

Не следует, однако, думать, что в музыкальном изложении перечисленные инструменты всегда исполняют свои партии, располагаясь по номинальной высоте. Так, например, в группе деревяных кларнет может исполнить сопрановую партию (мелодии), а аккомпанемент будет изложен у остальных де-ревянных духовых, струнных или медных и т. д. То же самое можно сказать и о других группах оркестра. Наименование инструментов пишется на итальянском, французском, немецком, английском и русском языках; но наиболее распространенным является написание номенклатуры инструментов и различных обозначений на итальянском языке.

Количество духовых и ударных в оркестре колеблется в зависимости от задач, поставленных автором. Принято различать следующие «составы» симфонического оркестра, которые получили свое название (в основном) по количеству деревянных духовых:

ЩИПКОВЫЕ И КЛАВИШНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

 

Арфа имеет форму большого треугольника, внутри которого натянуты струны различной длины. Объем арфы (Агра) от контр «до» до фа 4-й октавы по диатоническому звукоряду гаммы до-бемоль-мажор. До второй половины прошлого столетия арфа была столь несовершенна, имея в своем звукоряде только диатонические гаммы, что се применение сводилось в основном к арпеджи-рованному аккомпанементу или к исполнению простеньких мелодий с аккомпанементом. Изобретенный в последние годы прошлого столетия механиком Эраром (Франция) педальный механизм дал возможность производить на арфе различные модуляции и исполнять весьма сложные произведения. Механизм арфы вкратце сводится к следующему. В нижней части инструмента, в особых вырезах, находятся семь педалей, по количеству семи основных звуков. Строй арфы до-бемоль-мажор. Исполнитель изменяет настройку арфы движением педалей, действуя нажимом обеих ног. Каждая педаль может повышать один звук во всех октавах на полутон и на целый тон. Это достигается нажимом педали на одну зарубку (на ½ тона) и на две зарубки (для повышения на 1 тон). Педаль, при ее нажиме на одну зарубку, приводит в движение особый механизм, вилку, находящуюся на верхней части арфы и зажимающую струну, заставляя ее звучать выше. Педали носят название тех звуков, которые они повышают или понижают. Следовательно, если все педали нажать по одному разу (на одну зарубку), строй арфы повысится на ½ тона, и мы получим гамму до-мажор. При дальнейшем нажиме на все педали иа вторую зарубку мы получим строй арфы до-диез-мажор. При использовании различных комбинаций педалей можно получить любые мажорные и минорные тональности. Помимо различной гаммо-образной и арпеджированной техники, на арфе весьма часто употребляется особый эффектный прием — глиссандо по звукам септаккордов (всех уменьшенных, некоторых доминант и малых вводных). Этот прием достигается путем сведения к энгармоническому равенству некоторых струн арфы. Например, требуется получить глиссандо по звукам следующего септаккорда: Арфист приводит педали в следующее положение: Педаль до-бемоль остается на месте (так как до-бемоль энгармонически равен си). Педаль ре-бемоль опускается на одну зарубку (получается ре). Педаль ми-бемоль опускается на две зарубки (полученный ми-диез энгармонически равен фа). Педаль фа-бемоль опускается на одну зарубку (получается фа). Педаль соль-бемоль опускается на две зарубки (получается соль-диез, энгармонически равный ля-бемоль). Педаль ля-бемоль остается на месте. Педаль си-бемоль опускается на одну зарубку (получается си-бекар). Итак, некоторые из соседних струн имеют, по сути дела, одинаковую настройку, и исполнитель может скользить пальцем на протяжении всего звукоряда, не боясь встретить звуки, чуждые названному септаккорду. Для такой перестройки требуется некоторое время (один— два такта в медленном темпе). Повышения же одного-двух звуков не требуют, обычно, каких-либо пауз, и исполнитель действует педалями во время исполнения без труда. На арфе возможно применение флажолетов, получаемых особым щипком, с одновременным прикосновением тыльной части руки к струне. Полученный флажолет звучит октавой выше основного звука. Обычно применяются однозвучные, двухзвучные флажолеты для каждой из рук. Партия арфы пишется на двух нотоносцах в скрипичном и басовом ключах. Исполнитель применяет при игре лишь четыре пальца каждой из рук (без мизинца). (См. примеры 2, 6, 10, 26, 28, 33). Из других щипковых инструментов изредка встречаются в симфоническом оркестре гитара, мандолина, балалайка и др.

 

Орган — духовой инструмент, в котором клавишный механизм открывает доступ воздуху в органные трубы, имеющие различный тембр. Орган имеет некоторое применение в партитурах западных и русских композиторов, особенно в тех сочинениях, в которых требуется изображение религиозных эпизодов протестантско-католической службы. Иногда орган применяют для усиления и поддержки звучности большого симфонического оркестра.

IV Программы некоторых сюжетов оперной и симфонической музыки требуют применения редких инструментов: старинных народных (свирелей, некоторых щипковых, ударных и т. п.) или исторических инструментов (виоль д'амур, клавесин и проч.),



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: