Процесс покрытия картины лаком




МИИ

Тема 8. ПОКРЫВНЫЕ ЛАКИ ДЛЯ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

Вопросы:

1. Покрывные лаки.

2. Процесс покрытия картины лаком.

3. Хранение произведений живописи.

 

Покрывные лаки

Завершающий слой на картине — лак. Он придает живописи глубину и блеск, защищает ее от загрязнений, механических и атмосферных воздействий.

Художники нашего времени применяют лаки, изготовленные на основе мягких и искусственных смол.

Лаки, изготовленные на основе этих смол, обратимы, то есть их прозрачность можно восстановить, и в случае необходимости они легко удаляются. В старину применяли также масляные лаки, которые со временем коричневели и мутнели, из-за чего их впоследствии приходилось снимать. Поскольку удалять эти лаки можно лишь сильными растворителями, которые размягчая лак нередко повреждали и краску, значительная часть картин старых мастеров была испорчена позднейшими реставрациями.

Поэтому растворимость картинного лака — требование, связанное с обеспечением сохранности картины.

Естественные смолы представляют собой ненасыщенные соединения, которые при поглощении кислорода образуют продукты окисления. Под влиянием атмосферной влажности быстро изменяется и их прозрачность. Все лаки, применяемые до сих пор в живописи, в зависимости от их состава в той или иной степени желтеют. Эффект пожелтения усиливается еще и тем, что слой лака является самым верхним пластом картины, имеющим непосредственный контакт с окружающей средой.

 

Мастичный лак

Мастичный лак — наиболее древний. Представляет собой 30%-ный раствор смолы в пинене. Довольно эластичен, срок высыхания при температуре -(-18...20°С не более четырех часов).

Мастике относится к мягким смолам. Представляет собой смолу дерева P. Lentiscus, произрастающего на островах Греческого архипелага.

Лак даммарный

Даммара относится к мягким смолам. Является продуктом выделения деревьев некоторых лиственных пород рода Нореа, произрастающих в странах Юго-Западной Азии, Китае, Австралии. Лучший сорт даммары — с острова Ява. Он обладает повышенной твердостью и ароматическим запахом.

Даммара применяется в живописи с начала XIX века для приготовления покрывного лака, а также как добавка к связующему в масляных красках при их промышленном производстве. Как покрывной лак представляет собой 30%-ный раствор смолы в пинене.

Лаки на основе даммары наиболее прозрачны, но хрупки. Недостатком смолы является ее гигроскопичность, что приводит к помутнению лаковой пленки.

Акрил-фисташковый

Лак акрил-фисташковый представляет собой (створ полубутилметакриловой и фисташковой смолы в пинене с незначительной добавкой уайт-спирита (2%) и бутилового спирта. Пленка этого лака обладает большой эластичностью. Высыхание более замедленно, чем у дамарного и мастичного лаков.

Янтарный лак

Янтарный лак — самый прочный из масляных лаков, состоит из янтаря (сукцинита — его разновидности), который, будучи расплавленным на огне, растворяется в жирных высыхающих маслах. Имеет коричневый оттенок.

Копаловый лак

Копаловый лак состоит из масла и копала - смолы, добываемые непосредственно с деревьев, а также ископаемые смолы. Ископаемые копалы обладают большей твердостью являются лучшим материалом для производства масляных лаков, имеющих, правда, сильную коричневую окраску.

Процесс покрытия картины лаком

Для выполнения этой операции картину, следует специально подготовить. Во-первых, картина должна быть хорошо просушена, то есть все краски на ней должны статочно затвердеть, чтобы не размыться скипидаром, входящим в состав лака. Во-вторых, ее необходимо промыть от поверхностных загрязнений. Просушить. Старые мастера ставили картину на солнечный свет, чем достигалось полное испарение влаги и поверхность картины прогревалась, что способствовало лучшей текучести лака по поверхности живописи и тем самым более равномерному ее покрытию.

Покрывать картину лаком следует в чистом, хорошо проветриваемом помещении. Чтобы лак ложился равномерно, лучше разбавить его пиненом или терпентиновым маслом (одна часть лака и одна часть скипидара) и хорошо перемешать. Лак наносится специально приспособленной для этого широкой кистью-флейцем.

Покрытая лаком картина остается в горизонтальном положении не менее трех часов, чтобы не образовалось подтеков.

Флейц для покрытия лаком должен быть сухим и чистым и не оставлять волос во время работы. Нарушение технологии построения красочных слоев и лакового покрытия может сказаться в растрескивании и расслоении живописи.

 

Вопросы для контроля знаний.

1. Покрывные лаки.

2. Процесс покрытия картины лаком.

3. Хранение произведений живописи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: