Перечень примерных вопросов для экзамена по курсу «Теоретическая педагогика»
1. Предметно – проблемное поле современной педагогики. Становление научной педагогики. Объект, предмет и функции педагогики.
2. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
3. Личность как объект и субъект воспитания. Биологическое и социальное развитие личности.
4. Факторы, влияющие на формирование личности.
5. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
6. Сущность образования как педагогической категории. Генезис образования как социального явления.
7. Образование как процесс и результат педагогической деятельности.
8. Российские и международные документы по образованию.
9. Методология педагогики и методы педагогических исследований. Методологические принципы педагогических исследований. Структура педагогического исследования.
10. Сущность воспитания.
11. Общие концепции воспитания.
12. Концепции воспитания в современной России.
13. Воспитание как педагогический процесс.
14. Закономерности и принципы процесса воспитания.
15. Формирование личности в процессе воспитания.
16. Проблемы содержания воспитания. Гражданское, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
17. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников.
18. Методы, средства и формы воспитания в современной педагогике. Понятие о методах воспитания.
19. Классификация методов воспитания. Характеристика методов.
20. Средства и формы воспитания.
21. Коллектив как средство воспитания. Становление теории коллектива. Сущность, характеристика коллектива. Развитие детского коллектива.
22. Методика работы с коллективом.
23. Педагогика социальной среды. Подростковая среда и субкультура. Межнациональное общение как проблема в молодежной среде.
24. Детские общественные объединения.
25. Учреждения дополнительного образования для молодежи.
26. Семейное воспитание. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности.
27. Взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе.
28. Воспитательные технологии и системы.
29. Методика, технология, мастерство.
30. Воспитательная система школы.
31. Технология работы классного руководителя. Управление воспитательным процессом в классе.
32. Личностно- ориентированная КТД и ее организация.
33. Методика проведения классного часа.
34. Методика работы с родителями учащихся.
35. Сущность процесса обучения. Основные дидактические категории. Гносеологические основы процесса обучения. Движущие силы и закономерности процесса обучения. Функции и структура процесса обучения.
36. Законы, закономерности и принципы обучения. Обзор основных закономерностей и принципов обучения.
37. Содержание образования.
38. Основные теории формирования содержания образования.
39. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
40. ГОС. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
41. Методы, средства и формы обучения. Классификация методов обучения. Средства обучения. Выбор методов и средств обучения.
42. Формы организации учебного процесса. Генезис форм обучения. Виды обучения.
43. Технологии обучения. Современные технологии обучения.
44. Понятие «педагогическая технология обучения».
45. Обзор педагогических технологий обучения.
46. Диагностика и контроль в обучении. Виды, формы и методы контроля.
47. Диагностика качества обучения.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
1 Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.
2 Азаров Ю. Искусство воспитывать. – М, 1985.
3 Битинас Б.П. Структура процесса воспитания. Каунас, 1984.
4 Гребенников И.В. Школа и семья.- М.: Просвещение, 1985.
5 Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991.
6 Газман О.С. Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы классного руководителя.
7 Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников.. М.. 2002.
8 Глассер У. Школа без неудачников. – М.1991.
9 Дрейкурс Р. Счастье вашего ребенка. Книга для родителей. – М.: Прогресс, 1996.
10 Дьяченко В.К. Новая дидактика. М.. 2001.
11 Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.
12 Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.М. Воспитание? Воспитание…. Воспитание!!! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М, 1996.
13 Краевский В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград, 1996.
14 Краевский В.В. Методология педагогики. Чебоксары, 2001
15 Классные классные дела: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под. ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой.
16 Кумарин В.В. Коллектив – среда обитания личности // Педагогика - № 4.
17 Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
18 Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997.
19 Макаренко А.С. О воспитании.- М.: Политиздат. – 1990.
20 Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.
21 Новое педагогическое мышление / Под. Ред. А.В. Петровского, 1989.
22 Новое педагогическое мышление / Под. ред. А.В. Петровского. М., 1989.
23 Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М, 1978.
24 Новое педагогическое мышление / Под. ред. А.В. Петровского. М., 1989.
25 Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004.
26 Подласый И.П. Педагогика: Учебное пособие – М.: Просвещение, 1996.
27 Работа классного руководителя: Методическое пособие/Под ред. Е.А. Слепенковой.
28 Рожков М.И., Волохов А.Б. Детские организации: возможность выбора. М.. 1996.
29 Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М.., 1999.
30 Сластенин В.А.. Каширин В.А. психология и педагогика. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.. 2001.
31 Сухомлинский. В. А. Родительская педагогика. М, 1998.
32 Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М.., 1999.
33 Толстых А.В. Подросток в неформальной группе.
34 Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие. / Под ред. М.М. Поташника. М., 2000.
35 Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.
36 Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Высшая школа 1990.
37 Франкл В. Человек в поисках смысла. М.., 1989.