Сенсорное и умственное развитие




Нормы речевого развития

Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы в несколько недель, месяц. Воспринимать информацию нужно в совокупности. Только если ребенок на протяжении нескольких месяцев отстает от параметров ВОЗ, можно обращаться к неврологу.

Возрастной этап Характеристика Отмечаем как у вашего малыша + или -
0-2 месяца Появление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком.  
3 месяца Важный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, «гуление», «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет.  
4 месяца Возраст, когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: «ооооооуууу, ааааааооооо».  
5 месяцев Возникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния: ма, ба, па, ня, ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление.  
Полгода Малыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления, возникает спонтанное соединение слогов: гуга, дади, нати, мами, баба и т. д.  
7 месяцев Ребенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника.  
8 месяцев Кроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя. К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи.  

 

 

Понимание речи

Возраст Навык Отметка умеет/ не умеет
1 год Отзывается на свое имя.  
Показывает на близких родственников (где папа?, где мама?).  
Выполняет несложные просьбы (дай, принеси, подними).  
Понимает простые предложения, которые слышит ежедневно (идем кушать, подними руки, пойдем гулять).  
Показывает как минимум одну часть тела.  
1,5 года Показывает несколько частей тела.  
Показывает все предметы в быту по просьбе (где мяч?, где стол?, где чашка?).  
Различает простые глаголы по картинке (кто бежит?, кто плывет?).  
Выполняет простые инструкции (принеси платок из комнаты, вытри лицо салфеткой, возьми ложку со стола).  
Может показать родственников на фотографиях по просьбе.  
2 года Показывает все основное части тела.  
Показывает большинство предметов в книгах.  
Различает значение глаголов (кто идет, летит, едет, плачет, мяукает, лает).  
Различает значение прилагательных (большой/маленький, названия цветов, высокий/низкий).  
Выполняет простые инструкции из 2-х частей (возьми носки и дай папе), понимает речь взрослого.  
2,5 года Понимает значение большинства глаголов, прилагательных, наречий (много/мало, далеко, близко, долго).  
Понимает речь взрослых.  
Выполняет инструкцию из двух частей (возьми ложку и положи на стол).  
Понимает назначение предмета (чем едят, чем пишут).  
По большей части различает значение вопросов косвенных падежей (чем рисуют, чем пишут, на чем рисуют).  
Слушает сказки, Может односложно ответить на вопрос по сюжету.  
3 года Показывает все части тела (плечи, пальцы, колени, локти).  
Понимает значение окончаний, различает множественное и единственное число существительных (где ложка, а где ложки), значение уменьшительно ласкательных суффиксов (ложка-ложечка).  
Выполняет инструкцию из2-3 частей (иди в прихожую, возьми там носки и отнеси в стирку).  
Понимает некоторые причинно-следственные связи (пошел дождь – на улице лужи).  
Понимает значение предлогов (может по просьбе положить мяч НА стол, ПОД стол, В стол, ОКОЛО стола, ЗА стол).  
Различает значение вопросов косвенных падежей (чем рисуют/ что рисуют / на чем рисуют), понимает назначение предметов (что нужно чтобы копать?)  
4 года Полностью понимает обращенную речь  
Понимает большинство причинно-следственных связей (потеплело-растаял снег).  
Различает значение вопросов косвенных падежей (чем рисуют / что рисуют/ на чем рисуют).  
Понимает значение всех предлогов (НА, ПОД, В, ИЗ, ЗА, ОКОЛО, ПЕРЕД, МЕЖДУ, НАД и прочее).  
Слушает сказки, понимает их смысл. Отвечает на вопросы по содержанию короткими и длинными предложениями.  
от 4 до 5 лет     Возникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные.    
от 5 до 7 лет Ребенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов.    

 

 

Сенсорное и умственное развитие

Возраст Навык Отметка умеет/ не умеет
1 год Подбирает «такой же» по цвету предмет (красную чашечку к красной тарелочке).  
Надевает колечки пирамидки на штырек.  
2 года Различает большой/маленький (показывает из нескольких предметов: где большой? где маленький?).  
Различает один-много (показывает где одна игрушка, а где много).  
Показывает и называет два цвета.  
Раскладывает предметы парами по цветам и размеру (большой к большому, зеленый к зеленому).  
Собирает сортер с фигурами.  
Умеет складывать пирамидку с небольшой помощью.  
3 года Показывает и называет четыре цвета (красный, синий, зеленый, желтый).  
Подбирает предметы по цвету (красную бабочку садит на красный цветок). Может выбрать предметы определенного цвета (все красное, все зеленое).  
Показывает основные фигуры (круг, квадрат, треугольник), при назывании их может иногда путать.  
Подбирает предметы и картинки по форме (может найти на картинках круглый/квадратный/треугольный предмет).  
Собирает сортер с фигурами по цветам.  
Узнает теневые изображения (предметы по их тени).  
Играет в простые сюжетные игры (Стройка, Дочки-матери).  
Умеет складывать пирамидку без помощи, самостоятельно.  
Делит предметы по группам: по цветам (зеленое, желтое, красное), по размеру и другим признакам (съедобное/несъедобное).  
4 года Показывает и называет минимум 6 цветов без ошибок. Оттеночные цвета может путать.  
Знает все геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник).  
Считает в пределах 10. Знает цифры (до 5 без ошибок, после 5 может путать). Соотносит количество предметов с нужной цифрой.  
Умеет определять расположение предметов: вверху, внизу, справа, слева, сзади, спереди.  
Узнает теневые расположения предметов: вверху, внизу, справа, слева, сзади, спереди.  
Узнает теневые изображения (предметы по их тени) и контурные (только по их контору).  
Называет обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, кот – домашние животные).  
Делит предметы по группам: по цветам (зеленое, красное, желтое), по размеру и другим признакам.  

Развитие моторики

Общая моторика

 

Возраст Навык Отметка умеет/ не умеет
1,5 года Ходит. Во время ходьбы падает редко.  
Пытается бегать.  
Перешагивает через препятствия.  
Поднимается и спускается по лестнице приставным шагом (держась за перила или за руку).  
Может бросить мяч.  
2 года Ходит уверенно, не падает.  
Бегает. Во время бега падает редко.  
Поднимается по лестнице приставным шагом, держится за перила.  
Самостоятельно приседает и встает.  
Может подпрыгнуть на двух ногах.  
   
3 года Ходит, бегает. Во время ходьбы и бега практически не падает.  
Поднимается по лестнице, чередуя ноги (ставит по одной ноге на ступеньку).  
Умеет бросать и ловить мяч.  
Самостоятельно приседает и встает.  
Умеет прыгать на двух ногах.  
Может несколько секунд постоять на одной ноге.  
Умеет ездить на трехколесном велосипеде.  
4 года Ловко ходит, бегает. Во время бега падает редко.  
Прыгает на 2-х ногах и на 1 ноге. Может прыгать не только на месте, но и вперед.  
Может перепрыгнуть через неширокую канавку.  
Может пройти по узенькой скамейке или мостику, но не очень уверенно.  
Умеет играть в салки. Убегает не только вперед и назад, но и вбок (делать броски вправо и влево, если взрослый стоит перед ним).  
Умеет кувыркаться через голову.  
Легко лазит по шведской стенке вверх и вниз. Может раскачиваться на канате, но еще не умеет подниматься по нему.  

 

 

Мелкая моторика

Возраст Навык Отметка умеет / не умеет
1,5 года Рисует каракули.  
Разрывает бумагу.  
Показывает на предметы указательным пальцем.  
Может взять мелкий предмет двумя пальцами (большим и указательным).  
Переворачивает по несколько страниц за раз в книге.  
2 года Формируется предпочтение руки (ест, рисует чаще определенной рукой).  
Разрывает бумагу.  
Рисует вертикальные круги, линии. Повторяет за взрослым.  
Показывает на предметы указательным пальцем, берет мелкие предметы двумя пальцами.  
Может сам снять носки, шапку, варежки, всунуть ногу в обувь.  
   
3 года Есть ведущая рука, которой ест и рисует ребенок.  
Переворачивает по одной странице в книге.  
Держит карандаш пальцами, а не зажимает в кулак.  
Разрывает бумагу.  
Показывает на предметы указательным пальцем, берет мелкие предметы двумя пальцами.  
Рисует линии, может повторить круг.  
Может сам снять и надеть носки, шапку, варежки.  
Расстегивает крупные пуговицы.  
4 года Есть ведущая рука, которой ест и рисует ребенок.  
Уверенно рисует линии, круги. Рисует квадраты, прямоугольники (стороны могут быть еще не ровные). В рисунках есть сюжет.  
Правильно держит карандаш.  
Умеет вырезать ножницами полоски.  
Делает аппликацию (наклеивает детали).  
Раскрашивает раскраски до конца.  
Любит играть с мелкими предметами (мозайкой, конструкторами).  
Повторяет движения в пальчиковых играх без затруднений.  
Расстегивает пуговицы, молнии. Может сам застегнуть крупные пуговицы.  
Сам обувается, надевает шапку, носки, майку, шорты. Может развязать слабо завязанный шарф.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: